Слайд 2Использование проектной деятельности
обучающимися для реализации ФГОС ООО
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать… Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Слайд 3Изменения…
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили
без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, о чем детально говорится в ФГОС ООО.
Слайд 4Что такое стандарт…
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 5
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание,
цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Слайд 6Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со
стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности
Слайд 7Методологической основой Стандарта является системно- деятельностный подход, обеспечивающий:
формирование готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 8Условия реализации образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
Самостоятельного
проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
Выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;
Участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;
Слайд 9Использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
Участия
обучающихся в процессах преобразования социальной среды населенного пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ;
Развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
Использования в образовательном процессе современных образовательный технологий.
Слайд 10Все эти возможности появляются в процессе реализации учебного проекта
Слайд 11Метод проекта
Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Он
был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Джоном Дьюи на основе гуманистических идей
Джон Дьюи американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.
Слайд 12Метод проекта
развит его учеником Вильямом Хердом Килпатриком
Основная идея, закладываемая в метод
авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Слайд 13метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося
«…
чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести»
Дж. Дьюи
Слайд 14В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время
Уже
в 1905 г. русский педагог Станислав Тиофилович Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.
С. Т. Шацкий
Слайд 15Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления…
Суть метода проекта
– «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного в терминологии Джона Дьюи или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Слайд 16Самое главное в проекте после определения темы – выработка гипотезы
Организация проектной
деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач. Самое главное в проекте после определения темы – выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Такая поэтапная деятельность формирует культуру труда учащихся, приучая их самостоятельно «добывать» знания. Основная ценность любого проекта – общий конечный результат – продукт, который создается в процессе работы.
Слайд 17 Метод проектов, согласно новым требованиям, приобретает особое значение, поэтому работа по
организации проектной и исследовательской деятельности выступает как отдельная инновация на уровне образовательного учреждения.
Работая над проектами, выбранными учащимися можно констатировать, что проект как технология может стать инструментом оценивания личностных и метапредметных результатов, так как его организация (самостоятельная индивидуальная или групповая работа), в процессе которой проявляются личностные позиции учащихся и их умения работать с различного вида информацией могут быть адекватно оценены, а критерии оценивания напрямую связаны с новыми планируемыми результатами обучения. Коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные умения хорошо проявляются в ходе работы на разных этапах и в ходе защиты проекта.
Слайд 18Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Слайд 19Что позволяет оценить метод проекта
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться
в ходе различных проектов (индивидуальных, групповых…)
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации