Слайд 1МОБУ «Туршинская основная общеобразовательная школа»
Экологические проблемы рек и оврагов Турши
Выполнил:
Сабиров Тимур,
обучающийся 6 класса
Руководитель: Черепанова
Валентина Ивановна, учитель марийского языка и ИКН.
Слайд 2Актуальность темы
«Бороться за каждую каплю воды, так как из отдельных
капель состоят малые и большие реки. Сохранить реки и овраги чистыми – задача, достойная нашего поколения перед памятью предков и благодарности будущих поколений.»
Слайд 3Актуальность проблемы
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер,
морей, грунтовых вод) и оврагов является наиболее актуальной, так как всем известно - выражение «вода - это жизнь». Для нас Туршинка и Большая Ошла - это не просто реки нашей местности, но и родина. Поэтому меня особенно заинтересовала их экологическая проблема. А проблема назрела уже давно и требует немедленного разрешения. Мы надеемся, что люди изменят своё отношение к нашему достоянию - природе, ресурсы которой, увы, не безграничны.
Глядя на любую речку, овраг особенно хорошо понимаешь, что в судьбе природы - наша судьба. Нужна комплексная научно-обоснованная программа оздоровления рек и оврагов.
Приоритетными направлениями которой могут стать:
1.Полное прекращение сброса в реку бытовых отходов и сточных вод;
2.очистка берегов рек и оврагов с последующим созданием на ее побережье санитарной зоны;
3.организация экологического всеобуча детей и населения.
Слайд 4Цели исследовательской работы
Активизировать познавательный интерес обучающихся через изучение экологических проблем рек
нашей местности.
Овладеть знаниями о роли рек в жизни человека, проблемах экологии.
Познакомиться с произведениями местных поэтов, воспевших красоту рек, природы нашего края.
Обратить внимание местного населения на экологическое состояние наших рек Туршинка, Большая Ошла и оврагов.
Облагородить места купания детей.
Слайд 5Задачи исследовательской работы
Организовать изучение экологического состояния рек и оврагов нашей местности.
Организовать
поиск сведений о реках Туршинка, Большая Ошла.
Применить знания в исследовательской работе.
Привлечь внимание жителей населённых пунктов на экологическое состояние наших рек и оврагов.
Побудить желание жителей деревень и детей на очистку берегов рек и облагораживать места для купания детей.
Слайд 6Изученные вопросы
1. Географическое положение рек Большая Ошла, Туршинка.
2.Топонимика рек нашей местности.
3.
Экологическое состояние и антропогенное влияние как фактор загрязнения рек и оврагов села Средняя Турша, Малая Турша, Курманаево, Туршемучаш.
4. Стихи о красоте наших рек.
Слайд 7Географическое положение реки Туршинка.
Река Туршинка берёт начало в Кировской области, впадает
у деревни Марьялы Туршиноского сельского поселения в реку Большая Ошла.
Среднемесячная температура воды в летний период колеблется от 18 до 20 градусов тепла. За последние десятилетия уровень воды снизился , река стала уже.
Слайд 8Географическое положение реки Большая Ошла.
Большая Ошла впадает с правой
стороны в реку Малую Кокшагу, недалеко от города Йошкар-Олы. Берёт начало также в Кировской области. Общая протяжённость по Республике Марий Эл составляет 65 км., площадь бассейна 0,7 тыс. кв.км. Ширина русла от 2 до 10 м., глубина от 1 до 3 метров. Течение медленное.
Слайд 9Топонимика рек нашей местности.
Река Туршинка, на марийском языке называют
Турша энер. Существуют две версии объяснения этого названия.
1. Слово «Тур» в марийском языке обозначает «пень». Речной суффикс «ша», обозначает река, ручей, проток. Значит Турша- это вода, протекающая между пнями.
2. Река названа по названию рыбы «туршо»- с марийского языка- «голавль».
Слайд 10Топонимика рек нашей местности.
Гидроним Ошла финно-пермского происхождения. В
коми языке есть слово ош «медведь» и в мордовском языке- слово ляй «река». Ош+ляй>Ошла, значит, Медвежья река.
Слайд 11
Экологическое состояние рек Ошла, Туршинка и оврагов.
Вот экология -
модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В речку отходы и нефть не сливали.
К сожалению наши реки и овраги захламлены старыми засохшими ветками, бытовым мусором .
Слайд 12Экологическое состояние наших рек и оврагов.
О благополучии окружающей
среды говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь все в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкое создание, которое требует защиты.
С давних пор в нашей Туршинской школе существует традиция – ходить в походы, проводить экологические мероприятия на берегу реки Большая Ошла. Во время экскурсий, походов, мероприятий школьники восхищаются природой нашего села. Любуются широкими полями, зелёным лесом, изумрудными лугами и извилистыми берегами реки Большая Ошла и Туршинка. Эти выходы в природу помогают школьникам увидеть контраст между этой красотой и заваленными мусором местами вдоль рек , которые протекает по территории поселения.
Слайд 13 К сожалению, в реку выбрасывают разные отходы.
Это загрязняет воду. Около
реки можно увидеть
разные отходы: куски бумаги, консервные банки, пластмассовые бутылки, полиэтиленовые пакеты.
Запомните:
бумага сгниёт через 2-5 лет;
консервные банки – через 90 лет;
фильтр сигареты– через 100 лет;
полиэтиленовый пакет – через 300 лет.
Слайд 14А сколько загрязнений попадает в наши реки! Стоки с ферм, ядохимикаты
с полей.
Многие владельцы автомашин, не имея моечных площадок, моют автомобили в
случайных местах, загрязняя почву и реки.
Слайд 16Посвящение реке Туршинка.
Петляет речка-невеличка,
Своей осокою шурша У речки дивные ракиты.
В смущении малая река.
Мне всё здесь мило и привычно
Турша она и есть Турша.
Анатолий Зайцев-Туршинский.
Слайд 17Посвящение реке Ошла.
Ввоскресенье
спозаранку
Побегу я на рыбалку По ошлинским берегам.
И Ошла в
зелёной раме
Со своими берегами
Припадёт к моим ногам .
В.П.Лосев.
Село Люльпаны.
Польза наших рек
1.Большое количество
воды используется для орошения земель.
2.Богат животный и растительный мир.
3.Создаёт красоту и прелесть окружающей местности.
4.Являются любимым местом отдыха и купания.
5.Являются источником питания реки Малая Кокшага.
Слайд 19Наша речка.
Старожилы говорили,
что была река у нас.
Величава и красива,
рыбами богатая.
Что случилось с ней сегодня?
Помелела вдруг она.
Стал камыш расти повсюду,
засорилась вся до дна.
Как вернуть красу былую,
нашей матушке – реке?
Может стоит нам подумать
и решить вопрос в селе?
Вот собрать народу много
и очистить берега.
Будет всем тогда примером
наша чистая река!
Слайд 20
Бросаем в речку грязь и мусор
Не любим
реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка по утру!
К моей радости такую картину я не встретил в наших реках, но единичные предметы встречаются.
Слайд 21Наше решение
Мы с ребятами нашего двора подняли вопрос об облагораживании
мест для купания детей на реке Ошла- «Пингвинчик», на реке Туршинка- «Мельница».
За последние десятилетия наши реки засыхают, уровень воды снизился, берега рек заросли кустарниками, деревьями. Местами сейчас наши реки можно даже перепрыгнуть. Меньше стало рыб. Не стало мест для полоскания белья и доступного места для закачивания воды пожарными машинам. Поэтому есть необходимость поднять уровень воды. А этот вопрос должен решаться на уровне районной администрации.
Возле оврагов в местах завала мусора поставить предостерегающую табличку «Овраги не засорять».
Слайд 22Правила поведения у водоёма.
Не бросать мусор в воду.
Не оставлять мусор на
берегу.
Не мыть велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
Слайд 23Красота нашей природы.
Красив наш край и разнообразен. Из далёких времён пришла
к нам красота. А мы должны сохранить её, уберечь для будущих поколений. Воспевали наш край поэты, писатели, художники. А для чего? Чтобы все люди смогли насладиться красотой нашей природы. Так будем же беречь и уважать нашу природу!