Презентация, доклад Экологические проблемы на уроках литературы.

Содержание

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».А.П. Чехов

Слайд 1 Экологические проблемы на уроках русского языка и литературы

Экологические проблемы  на уроках русского языка  и литературы

Слайд 2 «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной

шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
А.П. Чехов


«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе

Слайд 3“Экос” (греч. «дом, жилище, местопребывание»).
Наиболее точное понимание проблемы взаимодействия человека

и природы находим в работах Д. С. Лихачева:
«Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству».

Экологию следует рассматривать как мировоззрение, бережное отношение ко всему живому : к людям, природе, животным, к планете, давшей нам жизнь. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для человека не меньшее значение имеет культурная среда, необходимая для его духовной, нравственной жизни.
Экология природы, экология культуры, экология языка – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

“Экос” (греч. «дом, жилище, местопребывание»). Наиболее точное понимание проблемы взаимодействия человека и природы находим в работах Д.

Слайд 4А. А. Фет. «Весенний дождь»
В. П. Астафьев «Васюткино озеро».
Произведения о Родине,

родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»;
А. Прокофьев. «Алёнушка»;
Д. Кедрин. «Алёнушка»;
Н. Рубцов. «Родная деревня»;
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

5 класс

А. А. Фет. «Весенний дождь»В. П. Астафьев «Васюткино озеро».Произведения о Родине, родной природеИ. Бунин. «Помню — долгий

Слайд 5М.Ю. Лермонтов «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты,

гармонии человека с миром.
Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.




6 класс

М.Ю. Лермонтов «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром.Иван Сергеевич Тургенев.

Слайд 6

Родная природа

в стихотворениях русских поэтов XX века 6 класс

А.А. Блок
С.А. Есенин
А.А. Ахматова
Н.М. Рубцов

Родная природа  в стихотворениях

Слайд 7 РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА «Родная природа  в стихотворениях русских поэтов XX века»

Слайд 8РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА «Родная природа  в стихотворениях русских поэтов XX века»

Слайд 9Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины

в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX века Поэтизация родной природы.
Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.


7 класс

Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа

Слайд 10
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!»
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А. Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
И.С.Тургенев. «Бирюк». Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык».

7 класс

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!»Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край

Слайд 11В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сложность и тонкость внутреннего мира лирического

героя.
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Б.Л.Пастернак. «Июль» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа.
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, Философские проблемы в лирике Твардовского




7 класс

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие

Слайд 12М. Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел».Стихотворение «Ангел» как воспоминание об

идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.
Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении .
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.




8 класс

М. Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел».Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся

Слайд 13
«Слово о полку Игореве» . Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея

"Слова".
В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое». Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина». Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
К.Н. Батюшков «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.
С.А. Есенин . «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

9 класс

«Слово о полку Игореве» . Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея

Слайд 14Ф.И. Тютчев. Человек и природа в лирике Тютчева.
А. А. Фет.

Жизнеут­верждающее начало в лирике природы.
Н. А. Гончаров. Роман «Обломов». Глава “Сон Обломова”. Роль пейзажа и художественной детали в романе.
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».“Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство).
Роман-эпопея «Война и мир». Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа в романе.

10 класс

Ф.И. Тютчев. Человек и природа в лирике Тютчева. А. А. Фет. Жизнеут­верждающее начало в лирике природы. Н.

Слайд 15И.А. Бунин. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика.
С. Есенин.

Тема Родины в творчестве Есенина. Отражение в лирике особой связи человека и природы.
Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Поэтическая эволюция. Тема поэта и поэзии. Человек и природа.
В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений. Смысл образов – символов в повести.


11 класс

И.А. Бунин. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика.С. Есенин. Тема Родины в творчестве Есенина. Отражение

Слайд 165 класс В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит…» Природа,

как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: 
« Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
5 класс В.П. Астафьев «Васюткино озеро» «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит…» Природа, как вторая мать, помогает

Слайд 17 Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно

глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.
Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное.

Природа в произведениях М.М.Пришвина

Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин

Слайд 18 6 класс. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
«…Мы это так понимаем, что

все Блудово болото. я всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца…»
М.М. Пришвин так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: 
« Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки».

6 класс. М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»«…Мы это так понимаем, что все Блудово болото. я всеми

Слайд 19«Царь-рыба»
Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности. Человек

и природа, их единство и противоборство - стержневая тема в произведениях Виктора Астафьева.
Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.
Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией СССР.

«Царь-рыба»	Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности. Человек и природа, их единство и противоборство

Слайд 20 Автор сводит главного героя один на один с природой. За все

его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание.
Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей . «И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья... Что-то редкостное, первобытное было в этой рыбе…» Царь-рыба – прародительница выступает как символ живой природы.
Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Перед лицом смерти Игнатьич вспоминает о своих грехах и просит прощения, после чего спасается.
Природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.


Человек и природа в произведении В.Астафьева «Царь-рыба»

Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит

Слайд 21В. Г. Распутин
Если земля — территория, и только, то

отношение к ней соответствующее. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?” 

В. Г. Распутин  Если земля — территория,  и только, то отношение  к ней соответствующее.

Слайд 22«Прощание с Матёрой»
Триста лет стояла деревня Матёра, а сколько лет острову,

на котором она стоит, никто не знает. И вот люди решают, что проблему обеспечения района электроэнергией можно решить, только затопив ее, как в свое время были затоплены сотни больших и малых сел, деревень, станиц, хуторов, городов. Матёра - это образ-символ. В нем звучит и что-то материнское, ласково-властное, и зрелость, и возмужалость, матёрость: “Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись- от материка, держала она в достатке - не потому ли и звалась громким именем Матёра?”
«Прощание с Матёрой»Триста лет стояла деревня Матёра, а сколько лет острову, на котором она стоит, никто не

Слайд 23Сочинение «Диссонанс и гармония в лирике М.Ю. Лермонтова»
(В чем особенности трагического

мировосприятия поэта?)

10 класс

Сочинение «Диссонанс и гармония в лирике М.Ю. Лермонтова»(В чем особенности трагического мировосприятия поэта?) 10 класс

Слайд 24Анализ программ и учебников по русскому языку показывает, что данный предмет

обладает большим нравственно - экологическим потенциалом.
Учебники содержат художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с эстетической направленностью (А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, Л.Толстого,М.Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Пескова, Н. Рубцова, Д. Мамина-Сибиряка, С. Аксакова, А. Майкова); тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе,"природоохранительные" тексты.
Программы предусматривают написание сочинений- описаний пейзажей известных художников А. Пластова, А. Герасимова, И. Бродского, К. Юона, создание публицистических выступлений, заметок в газету на тему «Берегите природу» на основе статистических материалов Мурманской области.

Уроки русского языка

Анализ программ и учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом.

Слайд 25 Экология языка
На уроках , посвящённых изучению происхождения лексики русского языка, появлению

заимствований, обсуждаем проблему использования в речи иностранных слов. (10 класс. Сочинение в формате ЕГЭ по рассказу М. Зощенко «Обезьяний язык» )
Экология языка На уроках , посвящённых изучению происхождения лексики русского языка, появлению заимствований, обсуждаем проблему использования

Слайд 26Экология природы, экология культуры, экология языка– это грани одной проблемы –

сохранения в человеке человечности.
М.М. Пришвин: «Я понимаю природу как зеркало души человека. И птице, и дереву, и облаку, и траве только человек даёт свой образ и смысл. Ибо если из природы уйдут птицы и звери, и бабочки, и растения, то уйдёт поэзия, уйдём и мы».



Экология природы, экология культуры, экология языка– это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности. М.М. Пришвин:

Слайд 27“В языке, – писал К. Д. Ушинский, – одухотворяется весь народ

и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух… Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка”. Поэтому обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Будучи формой социальной памяти, средством выражения его самости, средством отражения национальной культуры народа, язык заключает в себе богатейшие, неисчерпаемые воспитательные возможности, позволяющие влиять на формирование личности учащихся.


“В языке, – писал К. Д. Ушинский, – одухотворяется весь народ и вся его родина,  в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть