Презентация, доклад для занимающихся исследовательской деятельностью Методы исследования

Содержание

Термин «исследовательский метод»предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков,

Слайд 1Методы исследования
Работа учителя истории и обществознания МБОУ «Дубровская СОШ Оханского района

Пермского края
Баяндиной Зои Владимировны
Методы исследованияРабота учителя истории и обществознания МБОУ «Дубровская СОШ Оханского района Пермского края Баяндиной Зои Владимировны

Слайд 2Термин «исследовательский метод»
предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он

понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др.
Термин «исследовательский метод»предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов,

Слайд 3Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной

жизни; прием, способ и образ действий.
Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий.

Слайд 4Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач.

Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического

Слайд 5всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук; • констатирующие и

преобразующие; • эмпирические и теоретические; • качественные и количественные; • содержательные и формальные; • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; • описания, объяснения и прогноза; • обработки результатов исследования.

Методы подразделяются на следующие

всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук;  • констатирующие и преобразующие;  • эмпирические и

Слайд 6К общенаучным методам относятся
эмпирические
теоретические
Наблюдение
Методы опроса:
Беседа,
Анкетирование
Интервьюирование.
Эксперимент
Тестирование
Сравнение
Счет
Измерение
Ранжирование

Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция
Обобщение
Абстрагирование
Формализация
Аксиоматический метод
Аналогия
Классификация
Систематизация

К общенаучным методам относятся эмпирические теоретическиеНаблюдениеМетоды опроса: Беседа,АнкетированиеИнтервьюирование.ЭкспериментТестированиеСравнениеСчетИзмерениеРанжированиеАнализСинтезИндукцияДедукцияОбобщениеАбстрагированиеФормализацияАксиоматический метод АналогияКлассификацияСистематизация

Слайд 7♦ адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
♦ соответствие современным принципам научного

исследования;
♦ прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
♦ соответствие логическому этапу исследования;
♦ комплексная взаимосвязь с другими методами.

Общие критерии отбора методов исследования

♦	адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;♦	соответствие современным принципам научного исследования;♦	прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный

Слайд 8эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб

и ошибок и т.д
экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы.
Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д.
Метатеоретический: диалектический и метод системного анализа.

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней

эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д экспериментально-теоретический: эксперимент,

Слайд 9
Наблюдение - активный познавательный процесс, который опирается на работу органов

чувств человека и его предметную деятельность.
Целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

.

Наблюдение - активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную

Слайд 10• кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного

времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения); • непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры); • выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).
А) включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение и не включённое — "со стороны";
открытое и скрытое (инкогнито)

Виды наблюдения

• кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием

Слайд 11- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется

наблюдение); - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); - выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Этапы наблюдения

- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);  - выбор объекта, предмета

Слайд 12Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному

плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Интервьюирование - разновидность беседы. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить свои.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.  Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих

Слайд 13 превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;
вызывать отрицательных эмоций

и задевать самолюбие респондентов;
навязывать мнение социолога;
быть перегружены вариантами ответов.

Вопросы анкеты не должны

превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать мнение социолога;

Слайд 14В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются

цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту.
Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

Композиционное построение анкеты

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок

Слайд 15. широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. К этому

методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.

Метод опроса экспертов (метод экспертных оценок)

. широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых,

Слайд 16 это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях

в малых социальных группах.

Социометрический метод

это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.Социометрический метод

Слайд 17Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы

для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Слайд 181) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на

испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении; 2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.

Два основных вида эксперимента

1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте,

Слайд 19позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
сравниваться должны лишь

такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

Сравнение

позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать

Слайд 20процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Ценность этой

процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
качество измерения зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов

 Измерение

процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает

Слайд 21метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей

(моделей) реальных объектов.
Виды материальных моделей:
Пространственно подобные (геометрически подобные) - макеты или муляжи.
Физически подобные.
Математически подобные.

Моделирование

метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов.Виды материальных моделей:Пространственно подобные

Слайд 22Анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств

явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило.
Анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя

Слайд 23В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования

анализа в единую систему.

Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему. Синтез –

Слайд 24Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим

путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение

Слайд 25Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки

собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с

Слайд 27http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-organizacii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti
http://www.center-yf.ru/data/Marketologu/Osnovnye-metody-issledovaniya.php
http://sosncdt.narod.ru/01/12.htm
http://www.coolreferat.com/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_5



Литература

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-organizacii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnostihttp://www.center-yf.ru/data/Marketologu/Osnovnye-metody-issledovaniya.phphttp://sosncdt.narod.ru/01/12.htmhttp://www.coolreferat.com/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_5Литература

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть