Слайд 1Модель современного урока технологии
Ст. преподаватель кафедры ЕНО
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Ермоленкова Г.В.
gvermolenkova@mail.ru
8-927-13-999-14
Слайд 2
Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого
определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.
Слайд 3
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение
элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Слайд 4
Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный
момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание.
Слайд 5Структура каждого урока зависит
от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей),
типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива.
Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.
Слайд 6Требования к структуре
1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и
его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);
2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом);
3. Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками;
Слайд 7Требования к структуре
4.Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;
5.
Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
7. Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.
Слайд 8Требования к подготовке и организации урока
1. Обеспечить на уроке охрану здоровья
школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке);
3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;
Слайд 9Требования к подготовке и организации урока
4. Обеспечить разнообразие типов урока в
системе уроков по данной теме;
5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.
Слайд 10Требования к содержанию урока и процессу учения
- урок должен быть воспитывающим.
Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы школьники должны осознавать себя гражданами общества;
- обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению, ориентировать их в выборе профессии;
- в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.
Слайд 11Требования к технике проведения современного урока
1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать
интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;
3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);
Слайд 12Требования к технике проведения современного урока
4. Создать атмосферу доброжелательности и активного
творческого труда;
5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
6. Обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
7. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Слайд 13Характеристика класса
Количество уч-ся;
Индивидуальные психологические и физические особенности учащихся;
Уровень подготовленности отдельных учащихся
и всего класса в целом…
Слайд 14
Класс;
Раздел;
№ темы урока;
Название темы урока;
Цель, задачи урока;
Тип урока;
Формы обучения;
Метод объяснения;
Наглядные пособия;
Место
проведения;
Ход урока.
Слайд 15Организационная часть
Проверка наличия уч-ся;
Проверка готовности к уроку (внешняя и внутренняя);
Сообщение темы
и целей урока.
Слайд 16Актуализация прежних знаний
Обобщающая беседа:
Проблемные вопросы;
Уточнение;
Дополнение;
Подведение итогов
готовность к новым знаниям.
Слайд 17Изучение новых понятий и способов деятельности
Сообщение новых знаний;
Беседа;
И т.д.
Слайд 18Учебно-тренировочная часть
Критерии (самооценочная таблица и т.д.).
Выработка первичных навыков с комментариями;
Изучение технологической
последовательности изготовления изделия (технологическая карта, алгоритм и т.д.);
Слайд 19Формирование умений (практическая часть)
Самостоятельная работа (индивидуальная, фронтальная, групповая);
Слайд 20Заключительная часть
Уборка рабочего места;
Самостоятельный (с помощью учителя) анализ проделанной работы (рефлексия);
Домашнее
задание.
Слайд 21Типы и структуры уроков
комбинированные (смешанные);
уроки изучения новых знаний;
уроки
формирования новых умений;
уроки обобщения и систематизации изученного;
уроки контроля и коррекции знаний, умений;
уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)
Слайд 22Наиболее распространенными нестандартными уроками являются
Уроки-«Погружения»
Уроки – деловые игры
Уроки –
пресс-конференции
Уроки-соревнования
Уроки типа КВН
Театрализованные уроки
Уроки-консультации
Компьютерные уроки
Слайд 23Наиболее распространенными нестандартными уроками являются
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения
учащихся
Уроки творчества
Уроки-аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки-сомнения
Уроки – творческие отчеты
Уроки-формулы
Уроки-конкурсы
Слайд 24Наиболее распространенными нестандартными уроками являются
Бинарные уроки
Уроки-общения
Уроки-фантазии
Уроки-игры
Уроки-«суды»
Уроки
поиска истины
Уроки – лекции «Парадоксы»
Уроки-концерты
Слайд 25Наиболее распространенными нестандартными уроками являются
Уроки-диалоги
Уроки «Следствия ведут знатоки»
Уроки –
ролевые игры
Уроки-конференции
Уроки-семинары
Интегральные уроки
Уроки – «круговая тренировка»
Уроки-экскурсии
Слайд 26Виды современных организационных форм обучения
Фронтальное обучение;
Групповые формы обучения (звеньевая, бригадная, кооперативно-групповая,
дифференцированно-групповая);
Индивидуальное обучение;
Коллективная работа
Слайд 28Классификация наглядных пособий
объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
печатные
пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы;
проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды)