Слайд 1Системно - деятельностный подход в обучении
- основа
ФГОС.
« Единственный путь, ведущий
к знанию - это деятельность»
Б. Шоу
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Мельникова Надежда Игоревна
Слайд 2Притча
не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Слайд 3 Я слышу – я забываю,
я вижу
– я запоминаю,
я делаю – я усваиваю
Китайская мудрость
Слайд 4Три подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения
и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, дрессурном, бихевиористском (поведенческом) подходе.
Компетентностный – использование знаний в действии.
Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
Слайд 5
Историческая справка о появлении системно- деятельностного подхода в образовании.
В 30-х годах
прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережает развитие. Соотношение их можно представить следующим образом:
Развитие → обучение =
зона ближайшего развития.
Слайд 6Согласно этой теории обучение не есть развитие, но «правильно организованное», оно
ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Зона ближайшего развития включает те действия, которые ребенок, опережая естественное развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем, но которые бы он не выполнил самостоятельно или выполнил позднее и медленней.
Таким образом, ещё в 30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют как развивающее.
Слайд 7Важный этап разработки теории РО и внедрения ее на уроках связан
с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Основой технологии РО, по В.В. Давыдову, является теория УД. Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Л.С. Выготского (развитие → обучение) дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру: :
развитие → деятельность → обучение.
Слайд 8Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова позволила нашим исследователям разработать деятельностный подход (принцип),
который применяется в РО. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой, до предела сжатой формуле как «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».
Слайд 9Т.о. деятельностный подход, ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность младших
школьников. На этом этапе становления личности в связке «деятельность – личность» на первое место выступает деятельность как фактор формирования личности (деятельность → личность).
Слайд 10В средней школе, на более зрелых этапах формирования личности, адекватной подростковому
возрасту становится противоположная функция указанной связки, иллюстрирующей деятельностный подход:
личность → деятельность.
Слайд 11Указанный переход вполне согласуется и со школьными программами. Если в начальной
школе программы ориентированы преимущественно на усвоение элементарных практических умений и навыков, то в средней школе – на изучение основ наук.
В таких условиях деятельностный принцип, ограниченный в начальных классах преимущественно предметной (практической) деятельностью, потребовалось преобразовать в личностно-ориентированный. Он базируется на единстве сознания, деятельности и личности.
Слайд 12Разработка новой методической системы РО, основанной на указанном принципе была начата
автором А.З. Рахимовым в 1987 г. Она опирается в теории на системную организацию окружающего мира, соответственно, в методике – на системный подход (принцип) при его изучении и на УД школьников в педагогической практике. При разработке ее потребовалось решить одну из основных проблем, связанную, с одной стороны с единством окружающего мира, имеющего системную организацию, и с другой – предметной разобщенностью при его изучении.
Слайд 13В свернутой форме новая методическая система РО выстраивается в триединой формуле:
системы
→ системный подход → деятельность.
Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. Системно-деятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин.
Слайд 14Важным этапом в истории становления РО является опубликованный в 2008 г.
проект Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В нем деятельностная парадигма подкреплена СДП. Безусловно, включение СДП определило представленный проект как инновационный. Вследствие чего в 2009г. утвержден стандарт НОО, в марте 2010г. утверждены требования к структуре образовательной программы дошкольного образования.
Слайд 15Т.о. в соответствии с новыми ФГОС обеспечение субъектной позиции ученика и
СДП возможно при переходе с традиционного обучения на технологию РО. (Речь не об УМК, а о технологии)
УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Слайд 16Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение,
в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
РО, основанное на СДП, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует ТО в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.
Слайд 17Традиционное обучение
1) базируется на принципе доступности;
2) учащийся выступает в
роли объекта ПД;
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
4) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;
6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.
Инновационное
Развивающее обучение
1) опирается на зону ближайшего развития;
2) учащийся действует как субъект собственной УД;
3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;
4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;
5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Слайд 18
Традиционное Инновационное
Принцип
доступности
Учащийся – объект
Усвоение определенной суммы знаний
Учащиеся усваивают частные способы
Зона ближайшего развития
Учащийся - субъект собственной УД
Усвоение способов познания как конечной цели учения
Слайд 19
Формы деятельности следующие:
групповая,
парная,
индивидуальная,
фронтальная.
Слайд 20Что такое деятельность?
Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий
его мир.
Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.
Слайд 21Деятельностный метод
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом
виде, а добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Слайд 22Системный подход
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных
элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Слайд 23Главная задача:
Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности
в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Слайд 24
Цель обучения
Дать человеку умение действовать
Формирование способа действий
Слайд 25Из проекта стандарта общего образования
В основе построения содержания федерального государственного образовательного
стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— формирование и развитие в ходе образова-тельного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества.
Слайд 26Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик
РАО)
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Слайд 27Системно-деятельностный подход
обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется
на этапе постановки учебной задачи;
прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;
действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.
создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода
Слайд 28Основные положения технологии
деятельностного метода обучения
Процесс обучения
есть всегда
обучение
деятельности
Сам процесс учения
должен быть
творческим
Обучение деятельности
предполагает
совместную
учебно-познавательную
деятельность группы
учащихся под
руководством учителя
Процесс обучения
есть всегда
обучение
деятельности
Слайд 30Человек XXI века
Предприимчивость
Самостоятельность
Ответственность
Коммуникабельность
Способность видеть и решать проблемы автономно
Способность постоянно учиться
Самостоятельно находить
и применять нужную информацию
Работать в команде
Слайд 31
Принципы построения обучения в СДП
Деятельности
Непрерывности
Целостности
Минимакса
Психологической комфортности
Вариативности
Творчества
Слайд 32Дидактические принципы деятельностного подхода
Принцип
целостного
представления о мире
формирование
единой
картины
мира
Принцип
непрерывности
преемственность между
всеми ступенями
обучения на уровне
методологии,
содержания и
методики
Принцип
минимакса
ученику предлагается
содержание образования по
максимальному уровню,
а ученик усваивает это
содержание по
минимальному
уровню
Принцип
психологической
комфортности
снятие стрессообразующих
факторов учебного
процесса, создание
доброжелательной
атмосферы
Принцип
вариативности
развитие способности
к систематическому
перебору
гипотез и выбору
оптимального
варианта
Принцип
творчества
максимальная
ориентация
на творческое начало
в учебной
деятельности
Принцип
деятельности
самостоятельное
«открытие»
детьми
нового знания
Слайд 33Системно-деятельностный подход
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования
Об этом свидетельствует:
более
гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
значительно сокращается время обучения,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Слайд 35Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование УУД.
Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 36Компоненты овладения знаниями при СДП:
Восприятие информации
Анализ полученной информации
Запоминание (создание образа)
Самооценка .
Слайд 37Ученик - Учитель
Позиция учителя
к классу не с ответом, а с
вопросом.
Позиция ученика
за познание мира в специально организованных условиях.
Слайд 38Этапы познавательной деятельности
этап мотивационно-ориентировочный;
этап уяснения знаний;
этап отработки умений (навыков);
этап контроля.
Слайд 39Современные технологии
проектное обучение
проблемное обучение
коллективная система обучения
дифференцированное обучение
развитие критического мышления
модульное обучение
игровая деятельность
Слайд 40Этапы построения урока при СДП:
1. Мотивация к учебной деятельности
2.
Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайд 42Как научить учиться
Ценностные ориентиры
Формирование гражданской позиции
Развитие личности
СДП
Слайд 44«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к
тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…»
А. Дистервег, ХIХ век