Слайд 1УРОК РЕФЛЕКСИИ
Подготовила Сафонова С. А.
Слайд 2Словарь
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior - внутренний), переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее
формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.
ЭТАЛОН (фр. etalon) – мерило, образец для сравнения с чем-либо.
Слайд 3Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия новых знаний» является фиксирование
и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Слайд 4Основная цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения
и границ применения нового способа действия
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 51. Этап мотивации
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к
реализации нормативных требований деятельности.
Требуется:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
исходя из решённых ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
Слайд 62. Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель: подготовка мышления учащихся и
осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
Необходимо:
Организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
Активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
Организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
Организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)
Слайд 73. Этап локализации индивидуальных затруднений
Цель: осознание места и причины собственных затруднений
в выполнении изученных способов действий.
Необходимо:
Уточнить алгоритм исправления ошибок;
На основе алгоритма исправления ошибок анализируют своё решение и определяют место ошибок – место затруднения;
Выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила ит.д.), в которых допущены ошибки – причину затруднений.
Слайд 84. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
Цель: постановка целей
коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Необходимо:
учащиеся формулирую цель своих будущих коррекционных действий (т.е., какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, т.е. установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно ещё раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и т.д.)
Слайд 95. Этап реализации построенного проекта
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в
самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки;
решить эти задания
Слайд 106. Этап обобщения затруднений во внешней речи
Цель: закрепление способов действий, вызвавших
затруднения
Необходимо:
Организовать обсуждение типовых затруднений;
Проговорить формулировки способов действий, которые вызвали затруднения
Слайд 117. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: интериоризация способов действий,
вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Необходимо:
выполнить самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты;
фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения
Слайд 128. Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: применение способов действий,
вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Необходимо:
Выполнить задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
Выполнить задания на подготовку к изучению следующих тем
Слайд 139. Этап рефлексии деятельности на уроке
Цель: осознание учащимися метода преодоления
затруднений и самооценка ими своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Необходимо:
уточнить алгоритм исправления ошибок;
назвать способы действий, вызвавших затруднения;
зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
оценить собственную деятельность на уроке;
наметить цели последующей деятельности;
в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовать домашнее задание (с элементами выбора, творчества).