Слайд 1 Роль родителей
в период адаптации
студентов первого курса
«Если бы
дети росли в соответствии с нашими ожиданиями,
у нас вырастали бы только гении.»
Иоганн Вольфганг Гёте
Слайд 2
Адаптация
(от латинского аdaptatio - приспособлять)
– это приспособление организма к
изменяющимся внешним условиям среды
Слайд 3Подростку необходимо адаптироваться
Во-первых, к учебному процессу, который не значительно, но отличается
от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной школах.
Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников. Студент, поступивший в техникум, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других.
В-третьих, на протяжении начальных курсов осознается призвание к избранной специальности, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.
Слайд 4Основное содержание процесса адаптации :
а) освоение новых учебных норм, оценок, способов
и приемов самостоятельной работы и других требований педагогов техникума;
б) приспособление к новому типу учебного коллектива, его традициям;
в) формирование нового отношения к профессии;
г) формирование новых взаимоотношений с родителями.
Слайд 5
Различают несколько форм социальной адаптации:
дезадаптацию
пассивную адаптацию
активную адаптацию
Слайд 6Дезадаптация
Характеризуется неопределенностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его
общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, — неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействие им.
Слайд 7Пассивная адаптация
Подразумевает то, что студент принимает нормы и ценности, по
принципу «Я — как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах.
Пассивная адаптация — проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.
Слайд 8Активная адаптация
Прежде всего, способствует успешной социализации в целом. Студент не только
принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе.
Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широкий. В конечном счете, этот уровень адаптации ведет к гармоническому единству с людьми, с собой, с миром.
Слайд 9Причины трудностей адаптационного периода
отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива
неопределенность
мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней
неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения, деятельности
поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях
отсутствие навыков самостоятельной работы
слабая база знаний из школьной программы
Слайд 10Подростковый возраст
этап формирования самосознания и собственного мировоззрения,
этап принятия ответственных
решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка жизненной позиции
Слайд 11Психологические особенности подросткового возраста (14-18 лет)
1. Подростков более всего интересует собственная
личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
5. Подростки постоянно конфликтуют со взрослыми.
Слайд 12
6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они
хотят равноправных отношений с взрослыми.
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни
Слайд 13Психологические рекомендации
Подростковый возраст - это переход от полной зависимости к самостоятельности
и ответственности. В этот период к студентам предъявляются высокие требования к интеллектуальному, социальному и личностному развитию, к чему готов не каждый подросток, ведь уровень психического развития у всех разный.
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Именно такое поведение родителей заставляет подростков идти на улицу в компанию сверстников, играть на компьютере, тратить время на виртуальное общение и т.д.
Главное в общении с подростками - сохранить контакт и доверительные отношения. Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и мелочного контроля.
Слайд 14
Помните, что выражать недовольство можно в отношении поступка, но не Вашего
ребенка, как личности, не забывайте волшебные слова
"Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ", "Я ВИЖУ, ЧТО ТЕБЕ ПЛОХО" и т.д.
Берите на себя только те дела, с которыми подросток действительно не сможет справиться сам. Позволяйте ему сталкиваться с отрицательными последствиями собственных действий.
Правила ограничения, запреты должны быть в каждой семье и обязательно они должны быть согласованы обоими родителями между собой.
Чаще хвалите своего ребенка, любите его безусловно, то есть не за его поступки, а за то что он есть.
Слайд 15Для того чтобы, процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за
тем, чтобы ваш ребенок:
Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8- часовой сон;
Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени;
Находился на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Это улучшает самочувствие;
Занимался физкультурой в течение всего дня;
Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;
Учился больше работать самостоятельно;
Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, куратором, мастером группы.
Слайд 16
Слова поддержки:
«Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.»
«Ты делаешь
это очень хорошо.»
«Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.»
Какие слова не следует говорить:
«Ты всегда»
«Ты вообще»
«Вечно ты»
Слайд 17Памятка о воспитании подростков
1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его
обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».
2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.
4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
Слайд 18
5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя
сильным, умелым, удачливым.
6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.
7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).
8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.
Слайд 19
Станьте ему
«добрым другом и советником»
Спасибо за внимание !!!