Слайд 1Самосохранение педагога в рамках профессионального взаимодействия
Социальный педагог КГКУ «Железногорский детский дом»
Грибанова Ю.Е.
Слайд 2Понятия и термины
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - отрицательное воздействие профессиональной деятельности
на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека. Это физическое, эмоциональное и умственное истощение, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Профессиональное взаимодействие - система совместной деятельности людей и их общения, в результате которого развиваются профессиональные возможности участников.
Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями.
Слайд 3«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован
к окружающей его физической и социальной среде.
Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (американский медик Г. Сигериста)
Если в процессе работы во внутреннем мире человека начинают преобладать отрицательные эмоции (более 50% – по собственному субъективному самоощущению) и такое положение дел сохраняется достаточно длительное время – человек выгорает.
Слайд 4Профессиональное выгорание –
одно из проявлений нарушенного психологического здоровья педагога
Факторы:
Субъективные (индивидуальные)
– связаны с особенностями личности
Объективные (ситуационные) – напрямую связаны со служебными обязанностями – их сложно изменить:
высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими лицами;
большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов;
высокая ответственность за результаты общения;
определенная зависимость от партнеров по общению; необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и ожидания;
конфликтные или напряженные ситуации общения, др.
Слайд 5
Умение педагога контролировать и регулировать свое самочувствие, свое эмоциональное состояние во
многом определяет эффективность процесса взаимодействия с воспитанниками и коллегами и в какой-то степени является показателем его профессионализма.
Слайд 6Приемы профессионального самосохранения
1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).
2. Преодоление
дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).
3. Активная позиция в профессиональной жизни.
4. Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.
5. Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.
6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.
7. Противодействие профессиональному старению.
Слайд 7Техники саморегуляции
своего поведения
дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности;
релаксационные техники,
которые снимают напряжение;
медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливают поток мыслей; эти техники саморегуляции основаны на различных способах сосредоточения внимания (например, на каком-либо объекте, олицетворяющем покой);
аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу; любой педагог сможет освоить аутогенную тренировку и самостоятельно применять ее на практике;
мотивационно-волевые техники, способствующие улучшению психологической устойчивости личности.
Слайд 8Правила профессионального взаимодействия
Слайд 9
Забота о себе и своем здоровье должна стать прерогативой самого человека
Храним
себя в режиме уважения и совместности с другими.
Переводить все, что можно, в шутку.
Решаем, будет ли это для меня важным через 5 лет.
Отвлекаемся/переключаемся.
Предъявляем свои чувства хорошему собеседнику – «выговариваемся».
Делаем «себе любимому» что-либо приятное.
Даем агрессии выплеснуться, не пропустив ее при этом в себя. Способы: постирать вручную белье, побить посуду, сделать пробежку, заняться гимнастикой. Обратиться к себе с вопросом: а чего это я так ору? И ответить на него письменно. Выделить главное, а остальное – зачеркнуть. Определить истинную причину и прописать способ ее устранения.
Отключиться и лечь спать.
Др.
Слайд 10Это стоит прочитать:
Саморегуляция, как форма педагогической деятельности. – М.: Наука, 2013.
– 31 с.
Волкова, О.П. Саморегуляция педагогической деятельности / О.П. Волкова. 2013. – 42 с.
Психологическая саморегуляция педагога. Е.Буркова http://si-v.com/publ/psikhologicheskaja_samoreguljacija_pedagoga
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО САМОРЕГУЛЯЦИИ. http://diplomba.ru/work/110314
Х.М. Алиев. Где взять силы для успеха. Система психофизиологической саморегуляции "Ключ". По заказу Комитета Труда и занятости Правительства Москвы. "Техинвест", 1998.
Х.М. Алиев. Антистрессовая подготовка для психологов, профориентаторов и социальных работников, по заказу Комитета Труда и занятости Правительства Москвы. "Техинвест", 1998.
Х.М.Алиев. Метод Ключ в борьбе со стрессом. Ростов-на-Дону, изд. "Феникс", 2003.