Слайд 1Верещагин
Василий Васильевич
14.10.1842 - 31.03.1904
Слайд 2Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-баталистов.
Его творчество получило
всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет.
В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Однако художественный критик В.В.Стасов справедливо указывал на узость и неточность этого определения. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. Художник существенно обогатил также и бытовую, историческую, пейзажную, портретную живопись своей эпохи.
Слайд 3Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26)октября 1842 года в городе Череповце
Новгородской губернии,
в семье помещика среднего достатка.
С восьми лет родители отдали мальчика в закрытое военное учебное заведение - Александровский малолетний кадетский корпус, а затем
в петербургский Морской корпус.
Корпусные порядки в эпоху Николая I отличались палочной дисциплиной, грубой солдафонской муштрой, бездушием и деспотизмом, что отнюдь не способствовало у многих кадетов стремлению к военно-морской службе.
В возрасте 16 лет Верещагин начал посещать рисовальную школу Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств.
Слайд 4
Блестяще окончив курс Морского кадетского корпуса (к концу обучения он был
фельдфебелем гардемаринской роты), Верещагин 3 апреля 1860 года производится в гардемарины.
Но страсть к рисованию и плохое перенесение им морских плаваний подтолкнули его сразу же подать прошение об отставке.
11 апреля 1860 года Верещагин производится в прапорщики по ластовым экипажам с увольнением от службы.
В 1861 году Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств, где упорно занимается живописью.
Но академическая система обучения с ее нормами и традициями тяготили начинающего художника.
Слайд 5В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, Верещагин едет в
Туркестан, где постоянно происходят военные столкновения с туземцами. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...",
- писал художник.
Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам "священную войну", Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю.
"Война! И так близко от меня! В самой центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и я немедленно покинул деревню".
Слайд 6 За проявленную при обороне храбрость Верещагин
удостоен Военного
ордена
Св. Великомученика и
Победоносца Георгия
4-го класса.
Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.
Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене.
Слайд 7 Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874-76гг.
Слайд 8Туркестанскую серию картин и этюдов Верещагина мало кто видел тогда в
его мюнхенской мастерской.
И все же известный коллекционер, основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков посетил Мюнхен и побывал в мастерской Верещагина.
Работы художника произвели на Третьякова сильное впечатление, ему захотелось их приобрести.
А художник задумал, прежде чем продать свои картины, доставшиеся ему невероятно дорогой ценой, устроить их показ широкой публике, на ней проверить свои общественные и художественные убеждения.
В 1873 году он открыл выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. То была его первая персональная выставка.
П. М. Третьяков
Слайд 9Героями своих картин он сделал простых солдат, внеся в батальную живопись
смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство.
В каталоге Верещагин предупредил, что его картины не продаются. Это вызвало удивление публики, ибо обычно художники устраивали выставки ради
продажи своих работ.
Еще больше удивили зрителей сами произведения - новизной и необычностью своего содержания, мощной, свежей, выразительной художественной реалистической формой, порвавшей с условностями господствовавшего тогда салонно-академического искусства.
Выставка имела у английской публики большой, а для художника из России вообще небывалый успех. Газеты и журналы опубликовали похвальные отзывы.
Слайд 11Однако, контраст этих картин
с привычной парадной официальностью в батальной живописи был
так резок, что толки об "оклеветании русской армии", "не патриотичности" вызвали недружелюбное отношение к Верещагину не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман.
Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые.
Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из
этой замечательной коллекции: "Окружили - преследуют", "Забытый" и "Вошли".
Вся коллекция состоит из
121 номера.
Слайд 13"Я никогда не видал, - писал художник, - правдивых картин битв,
и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности".
Не стесненный заказами и официальными требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник.
Слайд 15Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала картина "Апофеоз войны".
"Посвящается
всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим" - гласит надпись автора на раме.
В 1874 г. совет Академии возвел Верещагина в звание профессора, о чем он и был уведомлен официально;
но художник, считая все чины
и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет Академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.
Слайд 16В 1874-1876 годах Верещагин совершил первую поездку в Индию для изучения
жизни, природы и быта страны.
Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие индийской архитектуры, синеву
южного неба, яркие национальные одежды индусов.
У Верещагина возник замысел создать большую "Индийскую поэму", рассказывающую об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной страны в колонию Британской империи.
Слайд 17Начавшаяся Турецкая война 1877-1878 годов не позволила Верещагину закончить замысел создать
большую "Индийскую поэму".
Верещагин спешит к действующей армии. Он совершает с войсками поход к Дунаю, а затем вместе с товарищем по курсу Морского кадетского корпуса лейтенантом
Н.Л.Скрыдловым, участвует на лодке "Шутка" в атаке на турецкий монитор.
Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым - к Шипке и с отрядом генерала Струкова - в набег к Андрианополю. Для художественных наблюдений он лез в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, исполнял обязанности ординарца.
Слайд 19В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге.
За
сорок дней выставку посетили более двухсот тысяч человек - успех превзошел все ожидания.
Император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке, запретив германским офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас".
В 1879 и 1880 гг. В. В. Верещагин выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских - 13.
В период мира 1880-90-х годов Верещагин не сидит на месте. Он вторично посещает Индию (1882-1883), едет в Сирию и Палестину (1883-1884), создает "Палестинскую серию", состоящую в основном из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Слайд 20
Самому большому труду своей жизни – серии картин 1812 года посвятил
Верещагин 17 лет своей жизни. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Более двадцати полотен создано им на эту тему: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897), «Конец Бородинского боя»
(1899-1900), "В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896-1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898) и др.
Слайд 21
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов,
яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
Слайд 23В конце жизни Верещагин совершил несколько новых дальних путешествий.
В 1901 году
он посетил Филиппинские острова, в
1902-м - США и Кубу, а в
1903-м - Японию.
Последняя серия картин была посвящена испано-американской войне 1898-1899 гг. на Филиппинских островах и на Кубе ("Взятие С.-Жуанских высот войсками Рузвельта").
Верещагин пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе". Патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний труд художника достойным вкладом в историческую
живопись конца XIX века.
Слайд 25Начало Японской войны
заставило Верещагина бросить начатые работы и отправиться на Дальний
Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях.
По прибытии в Порт-Артур он был назначен состоять при штабе начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала С.О.Макарова, которого хорошо знал.
Находясь на флагманском корабле "Петропавловск", он вместе с адмиралом С.О.Макаровым, художник погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
Очевидец катастрофы "Петропавловска" капитан Н.М.Яковлев, чудом спасшийся
во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его
взору морскую панораму.
Слайд 26Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса
статей о жизни и творчестве Верещагина.
В Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи В. В. Верещагина.
Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: "Верещагин - величайший художник своего времени [... ] он открывает новые пути в искусстве". "Верещагин - личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек".