Презентация, доклад для обучающихся В. В. Верещагин

Содержание

Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-баталистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Однако художественный критик В.В.Стасов справедливо указывал

Слайд 1Верещагин Василий Васильевич 14.10.1842 - 31.03.1904

Верещагин Василий Васильевич  14.10.1842 - 31.03.1904

Слайд 2Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-баталистов. Его творчество получило

всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Однако художественный критик В.В.Стасов справедливо указывал на узость и неточность этого определения. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. Художник существенно обогатил также и бытовую, историческую, пейзажную, портретную живопись своей эпохи.
Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-баталистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий

Слайд 3Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26)октября 1842 года в городе Череповце

Новгородской губернии, в семье помещика среднего достатка.
С восьми лет родители отдали мальчика в закрытое военное учебное заведение - Александровский малолетний кадетский корпус, а затем в петербургский Морской корпус.
Корпусные порядки в эпоху Николая I отличались палочной дисциплиной, грубой солдафонской муштрой, бездушием и деспотизмом, что отнюдь не способствовало у многих кадетов стремлению к военно-морской службе.
В возрасте 16 лет Верещагин начал посещать рисовальную школу Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств.
Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26)октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика среднего

Слайд 4
Блестяще окончив курс Морского кадетского корпуса (к концу обучения он был

фельдфебелем гардемаринской роты), Верещагин 3 апреля 1860 года производится в гардемарины.
Но страсть к рисованию и плохое перенесение им морских плаваний подтолкнули его сразу же подать прошение об отставке.
11 апреля 1860 года Верещагин производится в прапорщики по ластовым экипажам с увольнением от службы.
В 1861 году Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств, где упорно занимается живописью. Но академическая система обучения с ее нормами и традициями тяготили начинающего художника.
Блестяще окончив курс Морского кадетского корпуса (к концу обучения он был фельдфебелем гардемаринской роты), Верещагин 3 апреля

Слайд 5В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, Верещагин едет в

Туркестан, где постоянно происходят военные столкновения с туземцами. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...", - писал художник.
Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам "священную войну", Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. "Война! И так близко от меня! В самой центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и я немедленно покинул деревню".

В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, Верещагин едет в Туркестан, где постоянно происходят военные столкновения

Слайд 6 За проявленную при обороне храбрость Верещагин удостоен Военного ордена Св. Великомученика и

Победоносца Георгия 4-го класса.
Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене. Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене.
За проявленную при обороне храбрость Верещагин удостоен Военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го

Слайд 7 Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874-76гг.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874-76гг.

Слайд 8Туркестанскую серию картин и этюдов Верещагина мало кто видел тогда в

его мюнхенской мастерской.
И все же известный коллекционер, основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков посетил Мюнхен и побывал в мастерской Верещагина.
Работы художника произвели на Третьякова сильное впечатление, ему захотелось их приобрести.
А художник задумал, прежде чем продать свои картины, доставшиеся ему невероятно дорогой ценой, устроить их показ широкой публике, на ней проверить свои общественные и художественные убеждения.
В 1873 году он открыл выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. То была его первая персональная выставка.

П. М. Третьяков

Туркестанскую серию картин и этюдов Верещагина мало кто видел тогда в его мюнхенской мастерской.И все же известный

Слайд 9Героями своих картин он сделал простых солдат, внеся в батальную живопись

смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство.
В каталоге Верещагин предупредил, что его картины не продаются. Это вызвало удивление публики, ибо обычно художники устраивали выставки ради продажи своих работ.
Еще больше удивили зрителей сами произведения - новизной и необычностью своего содержания, мощной, свежей, выразительной художественной реалистической формой, порвавшей с условностями господствовавшего тогда салонно-академического искусства.
Выставка имела у английской публики большой, а для художника из России вообще небывалый успех. Газеты и журналы опубликовали похвальные отзывы.
Героями своих картин он сделал простых солдат, внеся в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него

Слайд 10 У крепостной стены 1871 г.

У крепостной стены 1871 г.

Слайд 11Однако, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батальной живописи был

так резок, что толки об "оклеветании русской армии", "не патриотичности" вызвали недружелюбное отношение к Верещагину не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман.
Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые.
Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: "Окружили - преследуют", "Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121 номера.
Однако, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батальной живописи был так резок, что толки об

Слайд 12 Забытый. 1871

г.
Забытый. 1871 г.

Слайд 13"Я никогда не видал, - писал художник, - правдивых картин битв,

и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности". Не стесненный заказами и официальными требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник.

Слайд 14 Нападают врасплох 1871 г.

Нападают врасплох 1871 г.

Слайд 15Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала картина "Апофеоз войны".
"Посвящается

всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим" - гласит надпись автора на раме.
В 1874 г. совет Академии возвел Верещагина в звание профессора, о чем он и был уведомлен официально; но художник, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет Академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.
Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала картина

Слайд 16В 1874-1876 годах Верещагин совершил первую поездку в Индию для изучения

жизни, природы и быта страны.
Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов.  
У Верещагина возник замысел создать большую "Индийскую поэму", рассказывающую об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной страны в колонию Британской империи.
В 1874-1876 годах Верещагин совершил первую поездку в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Результатом

Слайд 17Начавшаяся Турецкая война 1877-1878 годов не позволила Верещагину закончить замысел создать

большую "Индийскую поэму".
Верещагин спешит к действующей армии. Он совершает с войсками поход к Дунаю, а затем вместе с товарищем по курсу Морского кадетского корпуса лейтенантом Н.Л.Скрыдловым, участвует на лодке "Шутка" в атаке на турецкий монитор.
Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым - к Шипке и с отрядом генерала Струкова - в набег к Андрианополю.  Для художественных наблюдений он лез в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, исполнял обязанности ординарца.
Начавшаяся Турецкая война 1877-1878 годов не позволила Верещагину закончить замысел создать большую

Слайд 18 Побежденные. Панихида

Побежденные. Панихида

Слайд 19В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге.
За

сорок дней выставку посетили более двухсот тысяч человек - успех превзошел все ожидания.
Император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке, запретив германским офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас".
В 1879 и 1880 гг. В. В. Верещагин выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских - 13.
В период мира 1880-90-х годов Верещагин не сидит на месте. Он вторично посещает Индию (1882-1883), едет в Сирию и Палестину (1883-1884), создает "Палестинскую серию", состоящую в основном из этюдов и картин документально-этнографического характера.

В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге.За сорок дней выставку посетили более двухсот

Слайд 20

Самому большому труду своей жизни – серии картин 1812 года посвятил

Верещагин 17 лет своей жизни. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Более двадцати полотен создано им на эту тему: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897), «Конец Бородинского боя» (1899-1900), "В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896-1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898) и др.

Самому большому труду своей жизни – серии картин 1812 года посвятил Верещагин 17 лет своей жизни. С

Слайд 21


Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов,

яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения

Слайд 22 Скобелев под Шипкой

Скобелев под Шипкой

Слайд 23В конце жизни Верещагин совершил несколько новых дальних путешествий.
В 1901 году

он посетил Филиппинские острова, в 1902-м - США и Кубу, а в 1903-м - Японию.
Последняя серия картин была посвящена испано-американской войне 1898-1899 гг. на Филиппинских островах и на Кубе ("Взятие С.-Жуанских высот войсками Рузвельта").
Верещагин пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе". Патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
В конце жизни Верещагин совершил несколько новых дальних путешествий.В 1901 году он посетил Филиппинские острова, в 1902-м

Слайд 24

Восстание
Восстание

Слайд 25Начало Японской войны заставило Верещагина бросить начатые работы и отправиться на Дальний

Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях.
По прибытии в Порт-Артур он был назначен состоять при штабе начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала С.О.Макарова, которого хорошо знал.
Находясь на флагманском корабле "Петропавловск", он вместе с адмиралом С.О.Макаровым, художник погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
Очевидец катастрофы "Петропавловска" капитан Н.М.Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.
Начало Японской войны заставило Верещагина бросить начатые работы и отправиться на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в

Слайд 26Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса

статей о жизни и творчестве Верещагина.
В Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи В. В. Верещагина.

Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: "Верещагин - величайший художник своего времени [... ] он открывает новые пути в искусстве". "Верещагин - личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек".
Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть