Слайд 1Адаптационный период первоклассников
Подготовила :учитель
Буканова Оксана Николаевна
ГБОУ Школа №
2065 г. Москва
Слайд 2
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Вначале
школьные занятия переносятся трудно практически каждым ребенком. Особый режим дня, много новой информации, попытки быстрее и лучше своих одноклассников выполнить задания учителей.
Слайд 3Дошкольники Первоклассники
Беспечность,
беззаботность,
погруженность в игру,
наивность
Соблюдение режима дня,
подчинение нормам и
правилам школьной
жизни
Слайд 4Возрастные особенности
первоклассников.
Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается
кризисом 7 лет.
Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение.
Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Формируется самооценка личности.
Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.
Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.
Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.
Период приспособления к требованиям школы, существует у всех 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 триместр, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
Слайд 6Особенности современного первоклассника :
У детей большие различия паспортного и физиологического развития.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Слайд 7Трудности, которые часто возникают у первоклассников.
В первые дни, недели посещения школы
снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Для детей характерна высокая утомляемость
Слайд 9Адаптация
Это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям
жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям
Слайд 10Цель адаптационного периода
Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации
первоклассников к школьному обучению
Слайд 11Адаптация к школе
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой
сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами.
Слайд 13Процесс приспосабливания напрямую зависит от особенностей нервной системы ребенка, его типа
темперамента, характера, соматического состояния, умственного развития, общительности и социализации. Большинство детей, переступая школьный порог, чувствуют себя в коллективе достаточно тревожно и неуверенно.
Слайд 14
Очень тяжело проходит адаптация у детей, родители которых:
сравнению достижения своего ребенка
с другими детьми;
осуществляют тотальный контроль;
редко хвалят своих детей за их успехи, а неудачи подогревают упреками и раздражением;
не проводят связь между достижениями ребенка и его способностями.
Слайд 15У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять,
как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:
Слайд 16Уровни адаптации
Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает
адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Слайд 17Средний уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает
отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Слайд 18Низкий уровень адаптации
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы
на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Слайд 19Причины дезадаптации
Состояние здоровья
Социально-бытовые условия семьи
Внутрисемейные отношения
Режим дня
Коммуникативные особенности личности
Слайд 22Основные показатели благоприятной адаптации ребенка
Сохранение физического, психического и социального здоровья детей
Установление
контактов с учащимися и учителями
Формирование адекватного поведения
Овладение навыками учебной деятельности
Слайд 23Сохранение физического, психического и социального здоровья детей
Организация школьной жизни первоклассников:
Проведение утренней
гимнастики
Организация подвижных игр на перемене
Систематическое проведение физминуток
Смена деятельности на уроке
Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)
Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)
Соблюдение режима проветривания классной комнаты
Привитие гигиенических норм поведения
Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен)
Рефлексия ( формирование самооценки ребенка )
Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех)
Улыбка учителя и его доброжелательное отношение
Слайд 24Установление контактов с учащимися и учителями
Организация игр на знакомство с одноклассниками
и учителями
Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах совместной деятельности (работа в парах и группах)
Организация дежурства в классе
Поздравление именинников
Оформление страницы дневника «Мой класс»
Слайд 25Формирование адекватного поведения
Знакомство с правилами школьной жизни
Технология «Минуты вхождения в день»
Опора
на личный опыт ребенка
Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни
Слайд 26Овладение навыками учебной деятельности
Освоение организационных навыков ( внешняя и внутренняя готовность
к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей)
Умение слушать, действовать по инструкции
Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация
Выполнение логических заданий
Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения
Формирование школьной мотивации
Слайд 31Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы,
знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы.
1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье
Слайд 322. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей
степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
Слайд 333. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного
уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).
Слайд 34Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее
проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии.
Спасибо
за внимание !