Слайд 1Антропологические основания развития теории и практики образования
в историко-педагогическом процессе
лекция –
научная дискуссия.
Учебное занятие для студентов высших учебных заведений.
Выполнила аспирантка 2 года обучения ВГБОУ ВО АСОУ
Каменская Оксана Александровна.
Слайд 2Цель:
формировать у студентов понимание роли и значение антропологических оснований теории
и практики образования.
Задачи:
учить студентов анализировать антропологические основания конкретных педагогических учений;
развивать у студентов навыки антропологической интерпретации педагогических феноменов в историко-педагогическом процессе;
воспитывать у студентов коммуникативные качества.
Слайд 3Антропологическое измерение историко-педагогического процесса:
ориентирует исследователя на историческое рассмотрение проблемы воспитуемости человека,
того, как она ставилась и решалась на протяжении тысячелетий, как реализовывалась способность человека к научению в различных социокультурных условиях, в целях развития каких качеств и свойств людей и с помощью каких средств стихийная социализация дополнялась, корректировалась, нейтрализовывалась целенаправленно организованным образованием, как осуществлялись и взаимодействовали институализированные и неинституализированные формы воспитания и обучения! (Г.Б. Корнетов)
Слайд 4Антропологические подходы к интерпретации историко-педагогического процесса.
Антрополого-онтологический подход (выявление и осмысление
антропологических оснований у педагогических феноменов независимо от того, в системе координат какого измерения историко-педагогического процесса рассматриваемые феномены исследуются).
Антрополого-типологический подход (выделение антропологического основания педагогических феноменов прошлого, определение их исходя из этого основания, структурирование их систематики и типологии на основе антропологического основания).
Антрополого-эволюционный подход - анализ исторической эволюции педагогических феноменов с точки зрения развития их антропологических характеристик.
Слайд 5Антрополого-автобиографический подход -
Помогает историю образования осмысливать на основе автобиографических источников.
Антропологические подходы
к изучению историко-педагогического процесса в своей совокупности могут быть определены как способы концептуального осмысления педагогических целей, путей, механизмов, средств, результатов осуществления человеком своих возможностей в пространстве общества и культуры. (Г.Б. Корнетов)
Слайд 6«дискурс» (от лат. discursus –рассуждение; от франц. discourse и англ. discourse
– речь), регулятор состояния общественного сознания; рамка восприятия окружающего мира, которая формирует идеальную поведенческую или исследовательскую модель, и может рефлексироваться или не рефлексироваться субъектом.
Антропологические дискурсы в педагогике являются одновременно способом понимания реальности в целом и способом понимания педагогической реальности в частности.
Антропологические дискурсы формирую определенную рамку восприятия человека как обучающего и обучающегося, воспитателя и воспитуемого (Б.М. Бим-Бад), на основании которой будут выстраиваться антропологические подходы и концепции.
Слайд 7Гуманизм в практике и теории образования
Гуманизм (от лат. humanus – человечный) означает взгляды, идеи,
воззрения, утверждающие ценность человека как личности.
Гуманизм – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Гуманизация образования - построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.
Слайд 8Педоцентризм
в теории и практике образования.
Каждый ребенок, по определению Д. Дьюи,
- индивидуальность и потому должен стать центром педагогического процесса.
Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности.
Школа обязана гибко реагировать на динамические изменения в обществе и должна стать сама как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям максимальные возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи.
В практике работы начальной школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, это привело к недооценке организации систематического обучения и увлечению различными видами детской самодеятельности.
Слайд 9Педагогическая антропология
Антропология педагогическая составная часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания),
посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого.
Как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания педагогическая антропология стала разрабатываться с1860-х гг. на Западе (Карл Шмидт и его школа). Одновременно педагогическая антропология зародилась и в России (К.Д. Ушинский и его школа).
комплекс наук, изучающих становление человека в образовании; включает в себя совокупность знаний (медико-биологических, психологических, педагогических, философско-социологических и др.), обеспечивающих педагогическую деятельность.
Слайд 10Антропологические основания теории и практики образовании представляют собой единство соответствующей аксиоматики,
проблематики и методологии.
Слайд 11План
Антропологическое измерение историко-педагогического процесса и антропологические подходы к его интерпретации.
Антропологический дискурс в теории и практике образования.
Гуманизм и педоцентризм в теории и практике образования.
Становление и трактовки педагогической антропологии, ее место и роль в системе педагогического знания.
Интерпретация антропологических оснований и антропологической направленности образования в истории педагогической мысли и их влияние на организацию обучения и воспитания в историко-педагогическом процессе.
Антропологическое обоснование современного образования.
Слайд 12Постановка проблемы
«История педагогики показывает нам, что всякий закон природы человека
может стать правилом его воспитания»
Г. Компейре.
«История педагогики представляет собой полигон для познания природы человека». Б. М. Бим-Бад
как применить антропологический подход к изучению этого «полигона»?
в чем заключается специфика антропологического осмысления педагогических феноменов настоящего и прошлого?
Слайд 13Признание того, что любой педагогический феномен прошлого может и должен быть
антропологически осмыслен, открывает простор:
1) для систематизации и типологизации феноменов на основе исходных атропологических установок;
2) для изучения зависимости характера антрополого-педагогических идей от конкретного исторического периода;
3) для рассмотрения "исторической эволюции педагогических феноменов" в разных странах.
Слайд 14Интерпретация любого знания в историко-педагогическом исследовании должна носить гуманитарный характер.
По
мнению Б.М. Бим-Бада, интерпретация также является главным методом педагогической антропологии, так как этот метод позволяет осмыслять значение для педагогики законов становления и развития человека во всем многообразии его проявлений.
Слайд 15Современный антропологический дискурс в педагогике может быть рассмотрен как: 1) понятие,
имеющее прямое значение;
2) метафора, объединяющая прямое и косвенное значения, выведенные из конкретного контекста;
3) нарратив, (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование) является способность «наделять человеческое существование особой открытостью и пластичностью»
Слайд 16Сущность антропологического дискурса:
«антропологическое пространство», в педагогическом контексте (Н.М. Борытко, Е.Н. Исаев,
В.И. Слободчиков) - это«объемная плоскость» антропологических наук, объединение которых произошло благодаря предметному единству.
«антропологическое измерение» конкретизируется в антропологических дискурсах посредством разной степени рефлексии.
«антропологический подход»
Слайд 17 Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на
свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе.
К философии гуманизма примыкают такие направления, как:
антропософия,
педоцентризм,
свободное воспитание,
природосообразность,
неопозитивизм,
позитивный экзистенциализм.
Слайд 18Педоцентризм - направление в философии воспитания, которое исходит из приоритета интересов и
потребностей ребенка, видит основную задачу педагогики в создании условий для развития детей.
педоцентрические идеи Джона Дьюи, – новое воспитание. Наиболее яркие представители данного направления: А. Ферьер, Э. Демолен, Э. Клапаред, О. Декроли, Г. Литц, Р. Кузине. Новая школа должна была стать местом свободного развития каждого индивидуума и одновременно воспитания его в духе солидарности и сотрудничества.
Слайд 19Становление и трактовки педагогической антропологии, ее место и роль в системе
педагогического знания.
Идеи антропологизации педагогики нашли отражение, начиная с трудов Я.А. Коменского.
Активно разрабатывали антропологический подход в педагогике К.Д. Ушинский, целая плеяда педагогов педологического направления: А.Ф. Чемберлен, С. Холл, Д.М. Болдуин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.П. Пинкевич и многие другие.
Последовательно исповедовали и активно отстаивали эти идеи Р. Штайнер, М. Монтессори, С.И. Гессен и др.
Во второй половине XX в. свой вклад внесли советские ученые Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и ряд других.
Слайд 20Статус педагогической антропологии решался по-разному:
совокупность представлений о человеке, лежащая в
основе педагогической теории и практики,
относительно самостоятельная педагогическая дисциплина, играющая методологическую роль в педагогических исследованиях,
«педагогический» вариант философской антропологии.
Слайд 21 Современные авторы, подчеркивая значимость результатов теоретических исследований
немецких ученых, указывают на следующие достижения немецкой педагогической антропологии:
«Понимание образования как неотъемлемого признака человеческого бытия, как направленного процесса становления и само становления человека...».
«Выведение целей и средств образования из сущности человека, целостный образ которого раскрывается в философской антропологии...».
Значительное расширение круга традиционных понятий педагогики, включение в категориальный аппарат педагогической антропологии новых понятий, отражающих человеческую сущность... «жизнь», «свобода», «смысл», «антропологическое пространство»...».
Слайд 22Антропологическое знание, представления о человеке необходимо педагогам для эффективного осуществления профессиональной
деятельности. В рамках этих представлений формулируются цели и задачи педагогической деятельности в соответствии с тем образом человека, который господствовал в культуре того времени.
Слайд 23имена авторов и названия произведений, наиболее значимых для раскрытия каждого вопроса
плана:
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2016. – 676 с. [Гриф УМО]
Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учебник для магистров / А. Н. Джуринский. – 2-е изд. перераб. и доп.– М. : Юрайт, 2914. – 608 с. [Гриф УМО]
Канке, В. А. История, философия и методология психологии и педагогики : учебное пособие для магистров / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с. [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учебное пособие / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий ; под ред. Г. Б. Корнетова. – 2-е изд., перер. и доп.– М. : АСОУ, 2015. – 492 с. [Гриф НМО МОН РФ]
Слайд 24Описание методических приемов и заданий, призванных активизировать внимание и самостоятельную познавательную
деятельность слушателей во время занятия:
Словесные – дискуссия, рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – презентация материала в ходе дискуссии.
Практические
Метод проблемного обучения
Слайд 25Задания для самостоятельной работы обучающихся после занятия;
Написать одну из работ
по данной тематике:
Реферат.
Сочинение.
Рецензию на книгу.
Слайд 26Список литературы, использованной при подготовке презентации:
Загвязинский, В. И. Теория обучения
и воспитания : учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М. : Юрайт, 2016. – 315 с. [Гриф МО]
Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата. / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., пер. и доп. – М. : Юрайт. 2015. - 719 с. [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. Педагогика. Образование. Школа: Пути обучения и воспитания ребенка : монография / Г. Б. Корнетов. – М. : АСОУ, 2014. – 256 с.
Слайд 27Описание результатов групповой исследовательской работы аспирантов, направленной на осмысление того, на
каких антропологических основаниях строится изучаемый ими образовательный проект.
формирование целостного, всесторонне развитого человека, и науку об обучении всех — богатых и бедных, мужчин и женщин, молодых и старых, цветущих и умирающих — всему, что необходимо для достойной жизни и достойной смерти;
обучение всеми способами и на протяжении всей жизни непрерывно - Коменский заложил основы науки о перманентном образовании практически каждого человека в любом возрасте, любого социального положения, в любом уголке земного шара.
Слайд 28Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая
приоритет процессу обучения.
Система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание.
Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.
Все дети способны воспринять знания, Ян Коменский хотел «учить всех всему».