Слайд 1ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное занятие для
студентов магистратуры
по направлению подготовки
«Педагогическое образование».
лекция – научная дискуссия.
Слайд 2Цель: формировать у студентов понимания роли и места средового подхода в
решении проблем образования;
Задачи:
способствовать становлению у студентов умения анализировать, синтезировать, оценивать трактовки образовательной среды, путей и способов ее проектирования и организации;
Развивать у студентов умение выявлять особенности интерпретации педагогических понятий в конкретных научных, учебно-методических и публицистических текстах;
Развивать у студентов навыки осуществления эффективной коммуникации по профессиональным вопросам.
Слайд 3Основные понятия
Социальная среда – это все, что окружает человека в его
социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.
Образовательная среда - это ситуация, когда ребенок самостоятельно создает себе образ в условиях взаимодействия с другими (взрослыми, детьми), которые составляют его окружение.
Образовательная среда - среда учебного заведения, представляющая совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений – получает развитие через интенсификацию информационных процессов на основе информационных технологий и интеграции ИКТ в образовательную среду.
Слайд 4Основные понятия
Средовой подход представляет собой теорию осуществляемого через специально формируемую среду
управления процессом формирования и развития учащегося.
Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д- Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).
Слайд 5Основные понятия
Проектирование образовательной среды - это взаимосвязанное проектирование каждого из компонентов.
Экспертиза
образовательной среды – это оценка система влияний и условий формирования личности, а также возможности для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Слайд 6План
1. Образование человека через создание образовательной среды.
2. Традиция теоретической разработки и
практической реализации идеи воспитывающей и обучающей среды в историко-педагогическом процессе.
3. Современный опыт разработки и реализации средового подхода в теории и практике образования.
4. Сущность, характер и особенности средового подхода в теории и практике образования; возможности, трудности и границы его практического применения.
5. Среда образовательного учреждения как пространство развития личности.
6. Проектирование образовательной среды.
7. Экспертиза образовательной среды.
8. Перспективы использования средового подхода к образованию в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Слайд 7Постановка проблемы
"Для педагогов, – пишет Л.И. Новикова, – воспитательное пространство является
объектом изучения (если оно уже создано), моделирования и конструирования (если его надо создавать в рамках определенной среды), а также инструментом воспитания (если его возможности целенаправленно используются в работе с детьми)… Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит (как уже сложившееся или только складывающееся)«
Понятие пространство не идентично понятию среда. Если среда – это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство – это результат педагогического освоения этой данности.
И.Д. Демакова
Слайд 8Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто,
взаимодействуя с этим окружением, получает образование одним из наиболее эффективных принципов педагогики. Образовательная (воспитывающая и обучающая) среда составляет то воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогически организованное развитие личности.
Средовой подход в образовании ориентирует учителя и воспитателя не только на организацию непосредственного педагогического взаимодействия, но и на педагогически целесообразную организацию всего пространства жизни ребенка и выстраивание на этой основе системы педагогических взаимоотношений с ним.
Слайд 9
Взаимосвязанные компоненты
Образовательной среды
Пространственно-предметный
Информационно- образовательный
Социально-психологический
Слайд 11Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысяч лет своей истории. На
этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста͵ поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
Слайд 12История педагогики и образования как учебная дисциплина является неотъемлемой частью педагогического
образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки – узнать , какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.
Слайд 13Традиция, в отличие от памяти, работает с историческим прошлым, с прошлым
когда-то бывшего, с прошедшим настоящим. Традиция не дает прошлому пройти, она стирает грань между прошлым и настоящим, она хранит присутствие реального прошлого в длящемся настоящем.
Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших категорий самосознания - человеческое достоинство - в церковной традиции связывается с воспитанием такого качества как смирение. Это понятие было исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое достоинство раскрывалось через категорию гордости, - в православной традиции это понятие противоположно смирению как грех противоположен добродетели.
Слайд 14В постсоветской России можно наблюдать два противонаправленных процесса. С одной стороны,
происходит редукция "знаниевой" модели школы к модели "информационной". Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.
укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования - обеспечить историческую преемственность поколений -- сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.
Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.
Слайд 15 Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в
образовательном процессе необходимо обеспечить освоение следующих содержательных элементов:
1. Опыт трудовой деятельности;
2. Опыт творческой деятельности;
3. Ценности и смыслы традиции;
4. Опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;
5. Опыт духовной жизни, условия, обретения которого передаются в формах традиции.
Слайд 16Средовый подход вошел в педагогику сравнительно недавно. Суть этого подхода -
во введении школы в среду, а среды в школу. Однако эта идея средового подхода не нова. К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи и П. Натору полагали, что нужно по возможности употреблять среду в процессе обучения. Средовый подход - это объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. Итогом этого будет региональная система воспитания.
В мировой педагогике теоретически обоснованная идея воспитания средой была реализована в опыте немецких так называемых соседских, интегрированных школ (Э.Нигермайер, Ю.Циммер), французской "параллельной школы" (Б.Бло, Л.Порше, П.Ферра), американских "школ без стен" (Р.Х.Уолтер, С.Уотсон, Б.Хоскен), школы "экосистемы" (Дж.Гудленд).
Слайд 17В первой трети XX в. идея воспитания средой нашла практическое воплощение
в отечественной так называемой педагогике среды (Н.И.Иорданский, А.Г.Калашников, М.В.Крупенина, С.С.Моложавый, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин) и в практике социального воспитания. Некоторые представители педагогики отождествляли саму среду с воспитанием в ней и превращали ее в центральное понятие. "Воспитывает не сам воспитатель, а среда", - писал А.С.Макаренко. Лишь к концу 30-х гг. появилась формула "среда-наследственность-воспитание" (Г.С.Костюк, И.М.Шмальгаузен).
Среда учитывалась при планировании деятельности детских учреждений, выборе целей воспитания: "Жизнь диктует программу" (Н.И.Попова); "школьные планы, программы должны отражать всю сумму воздействий на ребенка среды" (А.Г.Калашников). "Педагогика среды" располагала экспериментальными базами (Первая опытная станция Наркомпроса С.Т.Шацкого, школьная коммуна Наркомпроса им. П.НЛепешинского, руководимая М.М.Пистраком, и др.), а также исследовательскими институтами, ставившими своей задачей "определение показателей и измерительных единиц среды" (М.В.Крупенина).
Слайд 18Среда осредняет личность (и тем значительнее, чем продолжительнее пребывание в ней).
Богатая среда обогащает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает, ограниченная ограничивает и т.д. Данное положение имеет значение для оценивания и представления результатов диагностики, определения целей и путей их реализации.
Средовое проектирование - это, по существу, моделирование среды и средообразовательного процесса, необходимое для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Его основу составляют прогнозирование разрешающих возможностей среды, конструирование ее надлежащих значений, моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений, планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий.
Прогнозирование разрешающих возможностей среды означает ограничение поля рассмотрения среды зоной возможных контактов, вытекающих из диагностики; оценивание способностей среды меняться и, в свою очередь, менять поведение детей, т.е. опосредовать (обогащать или обеднять; оздоравливать или отравлять; освобождать или ограничивать; объединять или отдалять и т.д.), а также способствовать тому или иному образу жизни детей (побуждать к сотрудничеству, порождать сочувствие и пр.); отделять реальные возможности среды от формальных по критерию "доступности - -открытости - реализуемости".
Слайд 19В материалах, сопровождающих ФГОС, встречаются такие термины, как «информационная среда», «образовательная
среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда», «информационная среда обучения». Все термины относятся к разным аспектам среды и педагогики. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама.
Cреда становится образовательной, когда она представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений и особых психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.
Слайд 20 Можно сформулировать ряд требований, которым должна соответствовать образовательная
среда ОО, являющаяся непременным развитием личности:
1. Требования к образовательному пространству («атмосфере» образовательного учреждения):
сравнительно небольшое (для крупных городов) число обучающихся детей - не более шестисот человек;
реальное равенство детей и взрослых, основанное на чувстве сообщества, сотрудничества;
всемерное обращение ОО к родителям, включение их в число субъектов образовательного процесса;
трансформация роли педагога с «барьерной» на компенсирующуюся «опорную», где учитель - индивидуальный консультант, помощник, советчик, сотрудник;
проведение совместных совещаний всех субъектов образовательного пространства;
совместная разработка ими небольшого количества понятных лаконичных и обязательных абсолютно для всех правил и границ, обеспечивающих свободу, то есть связанных с безопасностью жизнедеятельности.
Слайд 212. Методические требования:
обучение - средство воспитания;
содержание образования формируется не с позиции
педагога, а с позиции ученика; оно отбирается по принципу реализации основных человеческих потребностей, в том числе потребности в сотрудничестве, взаимодействии, самостоятельном приобретении опыта и саморазвитии;
доминирующей формой образовательного процесса является творческая, исследовательская, индивидуальная деятельность детей в мастерских, в мастер-классах, в студиях и т. п.,
обеспечение максимально возможной свободы учеников при выборе
занятий, очередности изучения дисциплин, времени и места занятий, источников знаний, помощника и т. п.;
заключение «контракта» между учеником и учителем, где ученик обязуется за определенное время самостоятельно проработать определенный материал;
опора учителя на субъектный (личностный) опыт ребенка,
разумное сочетание активных форм и способов обучения: от блоков в
режиме «нон-стоп» до традиционного пошагового объяснения. Сочетание
полилоговых форм (дискуссий, дебатов, свободной работы группами) с монологовыми (работой над творческими и/или исследовательскими проектами, рефератами, тестовыми методиками самоанализа, что влечет за собой самостоятельную работу с книгами, поиском сведений в Интернете, лабораторную деятельность);
использование самооценки учащегося на всех этапах образовательного
процесса: от планирования индивидуальной траектории развития до контроля собственной успешности;
регулярное проведение совместных (взрослые и дети разных возрастных групп) школьных праздников;
традиция постановки спектаклей силами детей по «детским» и «взрос-
лым» сценариям, самостоятельное создание ими школьных газет, журналов, фильмов;
взаимные посещения занятий учителей из разных школ для обмена
опытом.
Слайд 223. Требования к организации пространства и материального обеспечения:
максимально возможное приближение школьного
здания к природе;
наличие открытых предметных кабинетов, лабораторий, где в течение дня можно получить консультацию учителя - помощника и организатора, но не лектора - и показать ему окончательный результат самостоятельной работы для обсуждения и разработки стратегии дальнейших действий;
подвижность учебной мебели в кабинетах для свободного ее перемещения с целью создания условий для групповой и индивидуальной работы;
наличие библиотеки и видеотеки со множеством словарей, картотеками, художественной литературой, учебных фильмов, компьютерами с подключением к сети Интернет;
наличие школьной типографии (в разных вариантах, в зависимости от финансовых возможностей), позволяющей выпускать школьную стенную газету, печатать сочинения и карточки. Впрочем, сегодня ее успешно заменяет
компьютерный зал с необходимой множительной техникой.
Слайд 234. Требования к кадрам и решение проблем управления.
Работая в
условиях развивающей образовательной среды, администрация принимает следующую позицию: ожидать от детей того же, что ожидают и от коллег, и от самих себя. Административный контроль изменяет свой характер, принимая открыто-косвенные формы. В качестве регулирующих средств начинает выступать диалог как средство анализа, совместная с педагогами рефлексия, совместное планирование и т. д. Рефлексивное управление в такой системе предполагает преобразование руководящей позиции организатора образовательного процесса любого ранга (директор, завуч, учитель) и соответственно подчиненной позиции ученика в личностно равноправные. На практике это становится возможным при овладении такими педагогическими технологиями, как многоуровневое обучение, адаптивное обучение, коллективные и групповые способы обучения, модульное обучение, а также технологией рефлексивного управления по ситуации.
Слайд 24Актуализация названных требований возможна путем проектирования образовательной среды каждой конкретной образовательной
организацией. Проектирование предполагает технологизацию образовательного процесса, в котором процесс воспитания накладывается на процесс обучения: воспитание идет непосредственно на уроке в рамках преподаваемого предмета. Лозунг такой среды - «Воспитать силами предмета». Спроектировать такую среду – значит решить следующие стратегические задачи:
- организовать психолого-педагогические условия и возможности для эффективного личностного роста ребенка;
- организовать психолого-педагогические условия и возможности для совершенствования ребенка в деятельности;
- организовать психолого-педагогические условия и возможности для повышения функциональной (компетентностной) грамотности ребенка.
Организация такой системы требует уточнения основных направлений учебно-организационной деятельности.
Слайд 25 1. Предметно – деятельностная сфера – приспособление ребенка к
учебной деятельности, позволяющее ему эффективно достигать образовательных стандартов.
2. Сфера функциональной грамотности – формирование ряда компетенций для его дальнейшего эффективного функционирования в среде обитания (выпускник должен быть адаптирован к жизни): коммуникативная грамотность, психологическая, компьютерная, валеологическая. Эти компетенции формировать на занятиях.
3. Сфера личностного роста предполагает целенаправленную педагогическую актуализацию в развитии личностных качеств ребенка.
Следовательно, если организовать предметно-деятельностную сферу учащихся, позволяющую им эффективно достигать образовательных стандартов до уровня функциональной грамотности, то произойдет развитие личностных качеств ребенка, обеспечивающих его дальнейшее эффективное функционирование в среде обитания.
Слайд 26Экспертиза образовательной среды
Показатели деятельности образовательного
учреждения:
1.Формальные (результаты ЕГЭ, количество
выпускников, поступивших в вузы,
квалификация педагогов);
2.Развитие учащихся (здоровье, познавательная сфера, личность);
3. Психолого-педагогические (организация О.С.).
Слайд 27Экспертиза
образовательной среды
Компоненты анализа О.С.:
1. ЦЕЛЕВОЙ – выявление установок и задач
субъектов
О.С.
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ – средства достижения
развивающего эффекта
a) объективные: предметные, технические
b) субъективные: межличностные
3. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ :
a) интеллектуально-познавательный,
b) социально-коммуникативный,
c индивидуально-личностный
Слайд 28Методы образовательной среды:
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
1.1.Анкетирование субъектов образовательного процесса с перекрестными ответами и
последующим их сопоставлением;
1.2. Карта наблюдений за «внеучебной»
деятельностью школы.
Слайд 29Методы экспертизы образовательной среды
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
2.1.Анализ урока
Схема анализа:
a) содержательный,
b) организационный,
c) коммуникативный
Модели
анализа:
1) у разных учителей в одном классе,
2) у разных классов на уроках одного учителя.
27. Методы экспертизы О.С.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
a) интеллектуально-познавательное развитие исследуется как тестами интеллекта
(Кеттел), так и тестами мышления (ЗакА.З.).
b) социально-коммуникативное развитие измеряется объективно - социометрическим
тестом, и субъективно – контент-анализ сочинения «Моя школа».
c) индивидуально-личностное развитие предполагает срез уровня мотивации, школьной
тревожности, самооценки и притязаний школьников.
Слайд 30Участники экспертизы образовательной среды
администрация,
2. учителя,
3. учащиеся
4. родители
НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ
На одного учащегося расходуется
около 5,5 часов.
Слайд 32имена авторов и названия произведений, наиболее значимых для раскрытия каждого вопроса
плана
1.Космин В. В. Основы научных исследований (Общий курс): учебное пособие /И. Н. Космин В. В., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: РИОР, ИНФРА-М, 2016. - 227 с. URL:http://znanium.com
2.Подымова, Л. С. Педагогика : учебник и практикум для академического бака-лавриата / Л. С. Подымова; отв. ред. В. А. Сластенин. – М.: Юрайт, 2015 – 332 с. . [Гриф УМО ВО]
3.Подымова, Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект : монография / Л. С. Подымова. – М.: Прометей, 2012. – 207 с. – URL: http://www.book.ru/book/911653
4.Рыжков, А. Н. Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв. : моно-графия / Рыжков А. Н. – М.: Прометей, 2012. – 300 с. – URL: http://www.book.ru/book/911648
5. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов). – 10-е изд. перераб. – М.: Академия, 2011. – 608 с. [Гриф УМО]
6.Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432. – URL: http://www.book.ru/book/918674 [Гриф НМС Минобранауки РФ]
Слайд 33описание методических приемов и заданий, призванных активизировать внимание и самостоятельную познавательную
деятельность слушателей во время занятия.
постановка вопросов перед аудиторией и небольшая пауза для их обдумывания;
смена темпа изложения, изменение интонации;
обращение с просьбой подсказать решение вопроса, сделать выбор;
изложение фактов современного высшего образования;
привлечение примеров из практики и опыта работы самих преподавателей;
рассказ о научной конференции, в которой участвовал преподаватель;
высказывание различных точек зрения по одному и тому же вопросу, мотивированный разбор их с привлечением обучаемых (эффект конфликта);
использование аналогии (эффект сравнения);
Слайд 34задания для самостоятельной работы обучающихся после занятия:
Написать доклад на тему: «Перспективы
использования средового подхода к образованию в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ»
Слайд 35Список используемой литературы
1. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учебник для
магистров / А. Н. Джуринский. – 2-е изд. перераб. и доп.– М. : Юрайт, 2914. – 608 с. [Гриф УМО]
2. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М. : Юрайт, 2016. – 315 с. [Гриф МО]
3. Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов. 3-е изд., перераб., доп. – М.: АСОУ, 2016. – 472 с. . [Гриф УМО]
4. Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учебное пособие / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий ; под ред. Г. Б. Корнетова. – 2-е изд., перер. и доп.– М. : АСОУ, 2015. – 492 с. [Гриф НМО МОН РФ]
5. Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании : учебное по-собие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. 2-е изд. пе-рераб. и доп.– М. : Юрайт, 2015. – 424 с. [Гриф УМО]
6. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник для бакалавров / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под ред. А.П. Панфи-ловой. – М. : Юрайт, 2015. – 487 с. [Гриф УМО]
Слайд 36описание результатов коллективной исследовательской работы направленной на осмысление того, в какой
степени в рассматриваемом ими образовательном проекте используется педагогика среды.
Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности школьника, гуманного отношения к нему. Педагог к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне "четверки" и "пятерки". Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в своих силах и успехе в учебной работе.
В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры; ежедневно – урок физической культурой.
Слайд 37Учитель и ученик как равноправные субъекты учебного процесса.
В методике В.
Ф. Шаталова на создание психологически комфортного фона обучения работают все подсистемы. Комфортно чувствуют себя ученики, работая с опорными конспектами. Материал будет объяснён несколько раз, опорные сигналы позволят легче понять материал, прочнее его запомнить. В подсистеме инспекции и контроля над учеником не висит страх получить плохую оценку. Не получилось – не беда, можно пересдать. Можно улучшить и ту оценку, которая не устраивает ученика. Пропустил занятия, не понял новый материал – на помощь придут консультанты и ас- систенты учителя: объяснят пропущенную тему, помогут ликвидировать пробелы. В домашней работе можно самому решать, когда и сколько выполнить упражнений. В такой системе работы комфортно себя чувствуют все участники учебного процесса. А это, пожалуй, самое главное в школе. Поэтому и у В. А. Сухомлинского, и у В. Ф. Шатало- ва школа называется Школой Радости.