Презентацию подготовил:
Соколов Владислав
ученик 11-го класса
Руководитель: Жукова М.В
Тоншаево
2015г
Дети, опалённые войной
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тоншаевская вечерняя (сменная) школа»
Слайд 2Актуальность работы
С каждым годом становится всё
меньше тех, кто имел отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками, те, кому сейчас уже за 70…
Работая над данной темой, я понял самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Слайд 3 Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь
и быт детей.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме;
2) изучить деятельность и образ жизни детей военного времени;
3) охарактеризовать трудовые подвиги детей в тылу;
4) показать вклад в великую победу моих односельчан, чьё детство выпало на военные годы.
Методы исследования:
интервью
аналитический
работа с документами и периодической печатью.
Слайд 4Дети войны,
Вам посвящается…
...И эту память,
Как бы нас ни
жгло,
Не троньте
Даже добрыми руками.
Когда на сердце камень –
Тяжело. Но разве легче,
Если сердце – камень?..
Ю.Воронов. «Память»
Слайд 6
Мы родом не из детства, нет!
Его война у нас украла!
Слайд 7Детство поглотила война,
юность – послевоенная разруха и голод.
Тема детей во время войны вызывает однозначные чувства – острую душевную боль. Такую картину трудного военного детства можно было увидеть и в нашем Тоншаевском районе
Слайд 8Из детских воспоминаний
наших земляков…
«Мы,
дети 10-13 лет», вспоминает Вячеслав Кузьмич Глухов, «…весной боронили колхозные поля на своих кормилицах-коровах. На них же возили дрова, сено, пахали огороды. Но мало того, что корова работала и нас кормила, нужно было сдать от нее еще 360 литров молока в год. Каждая семья сдавала также яйца, шерсть, шкуры, мясо – себе почти ничего не оставалось. Все было для фронта, все для Победы.
До сих пор удивляемся, как могли полуголодные мальчишки возить на коровах за 20 километров зерно на элеватор, ворочать и разгружать там здоровенные мешки. Было холодно, голодно, но никто не жаловался, жили очень дружно, никто никого не обижал, не было ни хамства, ни воровства…»
Слайд 9Из детских воспоминаний
наших земляков…
А выживать, действительно, было очень трудно. В деревнях хлеба почти не видели, жили практически на одной картошке, да и той хватало только на зиму и на семена.
«Ранней весной отправлялись на поля собирать мороженую картошку, из которой пекли потом лепешки, и казалось, нет ничего вкуснее. По весне, когда вырастала крапива и лебеда в огороде, «пучки» в лесу, как-то немного оживали. Варили из них похлебку, забеливали молоком – вот и вся еда…» вспоминает Клавдия Александровна Вершинина (Клешнина)
Слайд 10Из детских воспоминаний
наших земляков…
Вспоминает Анастасия
Николаевна Жукова (Зайцева): «В 1941 году мне шёл 12-й год, но работали вовсю: косили сено, возили навоз на поле. Лошадей забрали на войну, поэтому для работы стали обучать быков. Мальчишки пахали колхозные поля, а девочки и женщины боронили. Так и обрабатывали. Когда заканчивалась посевная, начинался сенокос. Нам , детям делали маленькие косы. Косили отдельно от взрослых. Осенью убирали урожай, жали вручную, серпами. Зерно отвозили на фронт. В деревне была овчарня, из шерсти девочки вязали носки, варежки с одним пальцем, чтобы было удобно стрелять. Собирали посылки и отправляли на фронт. С фронта приходили письма-благодарности от командиров. Работали голодные. Гнилая картошка была за первый хлеб. Картошку собирали после снега, пекли из неё вкусные лепёшки ...»
Слайд 11Война отучила детей плакать
А сколько детей,
в то военное время, потеряли родителей, братьев и сестер. И в лучшем случае их ждал детский дом.
Слайд 12Детские дома
в Тоншаевском районе
Наш Тоншаевкий район встречал много детей-сирот из Ленинграда и других оккупированных территорий.
Детские дома были открыты в Тоншаево, Ошминском, Пижме, Письменере…
Слайд 15Тоншаевский детский дом
им. С.М. Кирова
Слайд 16«…Эти годы, что были когда-то,
горечь детства забыть не дает...»
Война расстреляла в упор моё детство.
И вмиг довелось сиротою мне стать.
И негде мне было душой отогреться,
И некому было меня приласкать.
Нас было немало в те страшные годы -
Мальчишек, девчонок - военных сирот.
Мы были открытою раной народа,
Мы быстро взрослели, живя наперед.
Нас утром выстраивали на линейку,
Давали, как взрослым, наряды на день.
Мы в стёганых, теплых больших
телогрейках
Трудились, забыв про усталость и лень.
Слайд 17
«…Что мы пережили, расскажет историк,
Был сон нам тревожен,
и хлеб
наш был горек…»
Особенно трудным был 1942 год. В районе начался настоящий голод. Дети выходили на поля и вместе со взрослыми собирали оставшиеся колосья, мёрзлый картофель, лебеду, крапиву, из которых готовили супы, лепёшки.
В детских домах было своё хозяйство: коровы, поросята, лошади. Ребята и работники детдомов сами заготавливали сено. Дети собирали грибы, ягоды, делали заготовки на зиму.
Слайд 18
Дети военного времени –
взрослели быстрей своих лет.
Из воспоминаний бывших воспитанников ребята в детских домах материально жили лучше сельских: были сыты, одеты и обуты.
А местному населению жилось труднее. В труднейших условиях приходилось переживать все тяготы военного лихолетья детям и подросткам района, которые внесли немалый вклад в дело победы.
Вместе со взрослыми трудились и учащиеся школ района. В октябре – ноябре 1941 года старшеклассники работали на строительстве оборонительных рубежей. Каждый год вместе с учителями учащиеся убирали урожай. Работали на колхозных фермах, заготовляли дрова, пряли шерсть и вязали тёплые вещи. Кроме того собирали деньги на строительство самолётов и танков. Только ученики Тоншаевской школы собрали на эти цели 57 тысч рублей.
Слайд 19«…Мы были частью нашего народа.
Трудиться честно каждый был готов…»
Во время летних каникул трудовые отряды школьников
по - фронтовому работали на колхозных полях.
В 1942 в колхозе «Просвет» (Березята) три месяца работал отряд школьников под руководством преподавателя Н.И.Вилкова
Слайд 20
«…И детство, войной опаленное,
Прошло среди горя и бед…»
Многие дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках Они рано взрослели, заменяя погибших родителей…
Слайд 21«Мы – дети военного времени»
Алехина Зоя Васильевна
Мы – дети военного времени –
Взрослели быстрей своих лет.
И детство, войной опаленное,
Прошло среди горя и бед.
Познали и голод, и холод
И тяжкий физический труд.
За партой сидели мы тихо,
Но вот на работе, уж тут…
Знаком нам не понаслышке
Картошки тяжелый мешок.
И собранный после уборки
Пшеницы святой колосок.
Спешащим на фронт эшелонам
В пургу расчищали пути,
В лесу на делянках трудились.
Людей от морозов спасли.
Частенько тогда голодали,
И что то была за еда:
Оладьи из старой картошки,
Крапива да лебеда.
Одеты, обуты в обноски…
Но счастливы были вполне,
Что выстрадали Победу
Со взрослыми наравне
Слайд 22В презентации использованы:
Материалы и фотографии Тоншаевского краеведческого музея;
Фотографии из личных архивов
жителей р.п.Тоншаево – Глухова В.К. и Вершининой К.А., жительницы р.п. Пижма Жуковой А.Н.;
Иллюстрации сайта http://www.otvoyna.ru/index.htm;
Музыка