Слайд 1Дельфинотерапия как метод психотерапии
Слайд 2В отечественной психологической практике дельфинотерапия — новое направление, насчитывает не более
4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.
Слайд 3Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса
лежит общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога). В психотерапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером». Дельфины играют с пациентами, плавают, катаются на спине, поглаживают, просят ответной ласки.
Слайд 4Дельфинотерапия делится на два направления:
1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным
участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.) В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.
Слайд 52. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста (врача,
психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические — это зависит от запроса клиента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.
Слайд 6Использование дельфина обусловлено природными особенностями дельфина: сочетание уникальных физических данных и
высокого интеллекта, потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование невербальных средств общения, игровое поведение, а также особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен.
Слайд 7Восприятие дельфина уже несет в себе психотерапевтический эффект. Общение с дельфином
заключает в себе следующие лечебные факторы: положительные эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты. Дельфин ярко демонстрирует интерес к партнеру по общению, активно взаимодействует, требует обратного ответа, привлекает к себе внимание, демонстрирует дружелюбность, искренность намерений.
Слайд 8Общение с дельфином позволяет достичь следующего:
-прийти к принципиальному переконструированию
отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;
- вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
-выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;
Слайд 9-стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей
и детей со сниженным интеллектом;
-стимулировать процесс развития личности;восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;
-через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;
-создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом
Слайд 10Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов:
Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными
особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы.
Слайд 11Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Игры
подбирались таким образом, чтобы содействовать решение поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в мяч /в футбол и волейбол/, общаются с дельфинами, гладят их руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его участии.
Слайд 12Заключительный. Сравнение заключений специалистов:
педагогов-дефектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно
наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии.