Слайд 1Аттестация
как рубеж
профессионального развития
школьного библиотекаря
Подготовила:
Щибря Алла Анатольевна, методист ГБУ «АИМЦ» ЛНР
г.Антрацит
2016
Слайд 2Повестка дня:
1. Аттестация школьного библиотекаря: изучаем нормативную базу.
Портфолио школьного библиотекаря как один
из способов обобщения и презентации опыта работы
Информационное пространство
Разное: паспорт библиотеки, документация , дневник библиотеки
Слайд 3Кто такой библиотекарь?
Смотритель книг?
Книгохранитель?
«Командир над академиками» (по словам Петра I)?
Слайд 4Какие требования предъявляются к нему, что он должен знать и уметь?
Слайд 5Библиотекарь – профессия древняя…
Профессии больше четырех с половиной тысяч лет,
возникла она вместе с шумерской культурой, где впервые появились глиняные каталоги.
Первые библиотекари – это писцы ( 2500 году до н. э.).
Само слово «библиотекарь» (произошедшее от греческого — «собрание книг») появляется в Греции.
В Средние века хранителями книг стали монахи.
В эпоху Возрождения библиотекари превращались в ученых .
Слайд 6Библиотекарь - главная фигура в «учреждении», называемом библиотекой.
Прежде всего, это интеллигентный,
высокообразованный человек, умеющий безошибочно ориентироваться в огромном безбрежном море информации, захлестнувший современный мир.
Не менее важно, чтобы он был коммуникабельным, отзывчивым, умеющим найти дорогу к сердцу каждого читателя; чтобы он вел себя так, чтобы к нему тянулись люди.
Кроме того, библиотекарь должен обладать специальными знаниями и умениями.
Так какой же он,
современный библиотекарь?
Слайд 7Что позволяет нам отслеживать и анализировать этапы собственного профессионального роста?
•
Участие в конкурсах профессионального мастерства
• Работа в различных проектах
• Создание программ развития
• Создание профессионального портфолио
• Аттестация
Слайд 8Для чего нужна аттестация?
• Аттестация позволяет подтвердить свой профессиональный уровень
• Даёт возможность получить квалифицированную оценку работы библиотекаря
• В период подготовки материалов к аттестации чётко видны все пробелы или не доработки, которые необходимо исправить
• Является основанием для повышения должностного оклада
• Позволяет администрации образовательного учреждения оценить своего работника
Слайд 9Закон об образовании
вступил в силу 03.11.2016 года
Ст.46 обязанности и ответственность педработников
П1.7.
педработники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном действующим законодательством Луганской Народной Республики об образовании
Слайд 10Нормативные документы для аттестации школьных библиотекарей:
1.Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной
Республики от 18. 05. 2014 г.
2. ЗАКОН «Об образовании» Луганской Народной Республики от 30 сентября 2016 года № 128-II
3. ЗАКОН «О библиотеках и библиотечном деле Луганской Народной Республике (с изменениями, внесенными Законом Луганской Народной Республики от 16.09.2016 № 122-II)
Слайд 11- Приказ Министерства образования Украины «Об утверждении Положения о библиотеке общеобразовательного
учебного заведения Министерства образования Украины от 14 мая 1999 года № 139 (с изменениями и дополнениями).
- Письмо Министерства образования и науки Украины «Методические рекомендации по вопросам формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений» от 19 июня 2001 года № 1 / 9-234.
- Письмо Министерства образования и науки Украины «О порядке оплаты труда библиотечных работников» от 29 августа 2006 года № 1 / 9-549.
- Положение «Об аттестации библиотекарей» разработано в соответствии с приказом Министерства культуры от 19 апреля № 204.
- Приказ Министерства культуры и туризма Украины «Об утверждении Положения о проведении аттестации работников предприятий, учреждений, организаций и учреждений области культуры» от 16 июля 2007 №44 (с изменениями и дополнениями).
Слайд 12ЗАКОН
библиотеках и библиотечном деле
Луганской Народной Республики
(с изменениями, внесенными Законом
Луганской Народной Республики от 16.09.2016 № 122-II)
РАЗДЕЛ III. БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
Статья 7. Основные виды библиотек
В соответствии с порядком создания и в зависимости от формы собственности, на территории Луганской Народной Республики функционируют следующие основные виды библиотек:
государственные библиотеки, учрежденные исполнительными органами государственной власти;
библиотеки учебных заведений, научно-исследовательских институтов;
библиотеки предприятий, учреждений, организаций; частные библиотеки, учрежденные физическими лицами.
По содержанию библиотечных фондов библиотеки являются: универсальными; отраслевыми; межотраслевыми.
Слайд 13По назначению библиотеки делятся на:
публичные (общедоступные) в том числе: специализированные
для детей, молодежи (юношества), лиц с ограниченными физическими возможностями;
специальные (научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, предприятий, учреждений, организаций).
Статья 7. Основные виды библиотек
Слайд 14Поскольку библиотеки учебных заведений являются их структурными подразделениями, то по своему
назначению относятся к специальным библиотекам.
В соответствии со ст.23 Закона Украины «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон №1060) библиотекари учебных заведений, являясь работниками культуры, принимают участие в учебно-воспитательном процессе, содействуют интеллектуальному и культурному развитию учащейся молодежи. В связи с этим, их работа регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами, действие которых распространяется на две отрасли – образования и культуры.
Слайд 15Аттестация библиотечных работников
осуществляется в соответствии с Положением о проведении аттестации
работников предприятий, учреждений, организаций и учреждений области культуры, утвержденного приказом Министерства культуры и туризма Украины от 16 июля 2007 №44.
Аттестация библиотекаря может осуществляться в течение календарного года. Однако перед аттестацией работник обязательно должен пройти обучение на курсах повышения квалификации.
Слайд 16Основной задачей аттестации библиотекарей
является оценка профессиональной квалификации и деловых качеств работника
на основе объективных обоснованных критериев, учитывая результаты его работы, с целью определения возможностей профессионального и должностного роста.
Слайд 17Аттестации не подлежат:
. работники, которые работают на этой должности менее одного
года;
. работники, которые работают в должности менее одного года после повышения квалификации;
. молодые специалисты в период обязательной работы по распределению после окончания учебных заведений;
. работники, работающие по совместительству.
Работники, работающие на условиях срочного трудового договора и беременные женщины проходят аттестацию по собственному желанию.
Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода на работу.
Слайд 18Виды аттестации
Аттестация библиотекарей делится на очередную и
внеочередную.
Очередная аттестация проводится 1 раз в 5 лет.
Внеочередная аттестация проводится не ранее одного года со дня предыдущей аттестации для работников, которые должны пройти повторную аттестацию после принятия решения предыдущей аттестационной комиссией о соответствии должности, которую занимает работник, при условии выполнения рекомендаций комиссии.
Слайд 19Результатом аттестации
является следующая оценка профессиональной квалификации и деловых качеств работника:
соответствует
занимаемой должности;
соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
не соответствует занимаемой должности.
Слайд 20Для библиотекарей (профессиональная группа «Профессионалы») установлены следующие квалификационные требования:
ведущий библиотекарь –
полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист), стаж работы по профессии библиотекаря I категории не менее 2-х лет;
библиотекарь I категории – полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист), для магистра – без требований к стажу работы, для специалиста – стаж работы по профессии библиотекаря II категории не менее 2-х лет;
библиотекарь II категории – полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист), стаж работы по профессии библиотекаря не менее 1-го года;
библиотекарь – полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы.
Слайд 21Оплата труда работников библиотек учебных заведений осуществляется согласно приказу Министерства культуры
и туризма Украины от 18.10.2005 №745 «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» (далее – приказ №745), изданному во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 №1298 «Об оплате труда работников на основании единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление №1298).
Слайд 22Должностные оклады заведующих устанавливаются на уровне должностных окладов библиотекарей соответствующей категории
Слайд 23Поскольку библиотеки учебных заведений по своему назначению относятся к специальным (Закон
№32), библиотекари учебных заведений имеют право на доплаты и надбавки, установленные для работников государственных и коммунальных библиотек, которые осуществляют культурную, образовательную, информационную, научно-исследовательскую, методическую деятельность и занимают должности, включенные в перечень должностей согласно приложению к Порядку выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.2005 №84 (далее – Порядок №84).
Слайд 24В общеобразовательных учебных заведениях количество библиотекарей устанавливается исходя из числа классов
(Приказ №1205). Таким образом, в заведении с числом классов:
от 5 до 10 (включительно) устанавливается 0,5 должности библиотекаря;
от 11 до 24 вводится должность заведующего библиотекой;
от 25 до 29 – должность заведующего библиотекой и 0,5 должности библиотекаря;
от 30 и более – должность заведующего библиотекой и 1 должность библиотекаря.
Слайд 25Формы проведения аттестации определяются на местах и могут быть разнообразными: аттестация
на рабочем месте, производственный диалог, творческий отчет и т.д., но с обязательным представлением следующих документов:
1) заявление;
2) представление;
3) аттестационный лист;
4) характеристика;
5) паспорт библиотеки общеобразовательного учреждения;
6) отчет о работе за прошлый год;
7) план работы на текущий год;
8) отзывы о работе библиотекаря от администрации учебного заведения и методического объединения школьных библиотекарей;
9) разработки наиболее интересных мероприятий, библиотечных занятий и других авторских творческих работ.
Слайд 26Профессия библиотекаря - ответственна. Ведь не зря говорят библиотекарь - лекарь
человеческой души. От него зависит и настроение читателя, и дальнейшее его отношение к книге, к чтению.
Для того чтобы рекомендовать ту или иную книгу или что-то посоветовать читать, библиотекарь должен сам много читать.
А человек, который много читает - разносторонне интересен.