Слайд 1
Активные методы обучения
Пивоварова Т.В.
Уссурийск-2019
Слайд 2Покажи - и я забуду,
Расскажи и я запомню.
Дай попробовать - и
я пойму!
(китайская мудрость)
Активные методы обучения- это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Слайд 4 Эффективность деятельности образовательного процесса зависит от многих
факторов. Важное место занимает умелое владение преподавателями современными образовательными технологиями.
Активное использование современных образовательных технологий осуществляется в следующих направлениях:
1. совершенствование содержания образования;
2. внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий;
3.использование активных методов обучения;
4. использование здоровьесберегающих технологий.
Активные методы обучения
Слайд 5 Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются
его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
В системе среднего профессионального образования появляются новые тенденции в организации учебного процесса: модернизация образовательной среды, переоценка основных функций и способов деятельности преподавателей и студентов.
Слайд 6 В педагогической практике произошла смена пассивных методов
обучения на активные и интерактивные методы работы с обучающимися на уроке.
Обязательным условием подготовки специалистов среднего звена является использование в образовательном процессе таких форм как мозговой штурм, круглый стол, семинар, разбор конкретных ситуаций, деловая и ролевая игра, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия.
Активные и интерактивные методы используются в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Слайд 9Классификация активных методов обучения
Слайд 12
Активные методы обучения нам позволяют
решить одновременно три учебно- организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и неподготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.
Слайд 13 Обучение влечет за собой развитие, так как личность
развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности.
В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов.
Слайд 14 Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной
познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.
Целью активных методов является, чтобы усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы.
Использование преподавателями активных методов в колледже способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Слайд 15ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное обучение основано на создании особого
вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструировании дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Слайд 16
Педагогическая проблемная ситуация создается
с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Виды проблемных ситуаций
Психологическая
(деятельность учеников)
Педагогическая
(организация учебного
процесса)
Слайд 17
Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.
Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Слайд 18 Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки
проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для не проблемного существует правило, которое нужно знать.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
1. усвоение студентами теоретических знаний;
2. развитие теоретического мышления;
3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста
Слайд 19«Круглый стол»
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из
организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.
При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Слайд 20
Важное условие при организации «круглого стола»: нужно,
чтобы он был действительно круглым (процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза»).
Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), расположение участников лицом друг к другу приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личсредства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
Слайд 21 Основную часть «круглого стола» по любой тематике
составляет дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре.
Дискуссия - коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.
Цели проведения дискуссии: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества.
.
Слайд 22
При проведении «круглого стола» студенты воспринимают не
только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и прежде всего учителя.
Слайд 23 Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг
друга, либо противостоять один другому.
В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора.
Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору.
И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.
Слайд 24 Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка
и консолидация.
На первой стадии (ориентация) учащиеся адаптируются к проблеме и друг к другу, в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.
Перед преподавателем ставятся следующие задачи:
1. Сформулировать проблему и цели дискуссии.
2. Провести знакомство участников.
3. Создать необходимую мотивацию(изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).
4. Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.
5. Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых — выступить должен каждый. Кроме того, необходимо: внимательно выслушивать выступающего, не перебивать.
6. Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон.
7. Добиться однозначного понимания терминов, понятий .
Слайд 25 Вторая стадия — стадия оценки — предполагает ситуацию
сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае, неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед учителем (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:
1. Начать обмен мнениями - предоставление слова конкретным участникам. Учителю не рекомендуется брать слово первым.
2. Собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого ученика.
3. Не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».
4. Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент,
5. Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего.
Слайд 26Третья стадия — стадия консолидации — предполагает выработку определенных единых или
компромиссных мнений, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:
1. Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты. Сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
2. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
3. Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
4. В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
5. Добиться чувства удовлетворения у большинства участников-поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
Слайд 27 Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы
получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Создают условия для формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков.
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.