Слайд 1« Акмулла – светлая звезда башкирской поэзии»
(устный журнал)
Разработала учитель башкирского языка
Кутлушина
Р.Р.
Слайд 2 «Именем, данным от рождения, будут звать тебя, по трудам хвалу воздаст
родная страна. »
Акмулла
1 страница
Слайд 3«Мифтахетдин Акмулла- великий просветитель и мыслитель XIXвека.»
2 страница
Слайд 4Акмулла (настоящее имя Мухамедияров Мифтахетдин Мухамедиярович) (1831–1895) –
башкирский поэт-просветитель, выдающийся
поэт-философ, поэт-мыслитель.
Акмулла( ак мулла) – светлый , праведный учитель
Слайд 5Никто не был так близок к народу, как Акмулла. Это был
истинно народный сэсэн – поэт-импровизатор, мудрец, наставник.
Акмулла был всесторонне образованным человеком, познавшим многие науки, владеющим русским, арабским и персидским языками: это был философ, имеющий свои твердо установившиеся взгляды на многие стороны общественного бытия.
И это делало его духовным отцом нации, и, не только своей, но и других, близких по языку, вере и обычаям. Своим Акмуллу считают и татары, и казахи, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюркские народы.
Акмулла прожил яркую, легендарную жизнь. Его жизненный и творческий путь – это прекрасный пример беззаветного служения народу, служения общественному прогрессу, просвещению и литературе.
Слайд 6« Светлое имя – Акмулла »
3 страница
Слайд 7Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов, впоследствии прозванный народом Акмуллой ( светлым, правдивым учителем),
родился 27 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево бывшей Куль-иль-минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии в семье будущего муллы Камалетдина Ишкужина (ныне деревня Туксанбаево Миякинского района Башкортостана)
Слайд 10Мифтахетдин был первенцем в семье, но дом, в котором он родился
и вырос, представлял собой большую патриархальную семью во главе с дедом, указным муллой - мухтасипом Ишкужой Ишбулдиным.
Здесь под одним кровом жили сыновья со своими жёнами, дочери, внуки и внучки Ишкужи; число родных и двоюродных братьев и сестер Мифтахетдина доходило в одно время до 15-ти человек
Слайд 12Несчастным сиротой у мачехи я рос,
Голодный и худой, я столько перенес!
В
рубашку грязную, дырявую одет,
Я рвался к грамоте, пролил много слез!
Так вспоминает Акмулла о своем детстве.
Первый же жизненный опыт, полученный маленьким Мифтахетдином в большой семье отца, под «кулачным воспитанием» мачехи, зародил в его характере черты бунтарства, стремление отстоять свое человеческое достоинство. Нелегко сложилась жизнь любознательного, способного, жадного до знаний мальчика Мифтахетдина.
Слайд 13Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе
соседних деревень.
Слайд 14Мечеть в Стерлибашево. 19век
Некоторое время был шакирдом известного в те времена
далеко за пределами Южного Урала медресе в селе Стерлибашево, что в 75 км от деревни Туксанбаево.
Слайд 15Вторая мусульманская мечеть в г. Троицк. 19 век.
Вскоре юноша
отправляется в Оренбург, а оттуда в далекое Зауралье, становится шакирдом медресе в Троицке.
Там Мифтахетдин продолжает учебу, и сам начинает учительствовать, выезжая в летнее время в казахские степи.
Слайд 16Через многие годы вернулся Мифтахетдин в родное Туксанбаево. Дома он, как
это полагалось в период контонного управления Башкирии, должен был отбывать службу в составе башкирского казачьего войска.
Слайд 17Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти
годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера.
И, видно, Камалетдин - отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений.
Слайд 18Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня
и отправился куда глаза глядят.
Слайд 19
Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках которой хранились
книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами.Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом, проcлавился как талантливый поэт-импровизатор.
Слайд 22« Жизненные идеалы Акмуллы»
4 страница
Слайд 23 Его прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и
правдивость.
Акмулла в своем творчестве удивительно близок к жизни простых людей.
Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества.
Слайд 24Он высмеивал баев и мулл, звал народ к просвещению, к овладению
ремеслами, прославлял разум, справедливость, гуманизм.
Он как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей
Слайд 25Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило,
создавал их, прежде всего для устного исполнения.
Он читал свои стихи с большой выразительностью, производя на слушателей сложное впечатление.
Акмулла, живя среди башкир и казахов, пересказывал повсюду свои стихи .
Слайд 26Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека
к свету, прогрессу.
Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!».
Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам:
Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно,
Среди нас неучей много, образованных мало.
Как боимся глупого медведя на Урале,
Так нужно бояться невежества, братья мои».
Слайд 27А сейчас я вам предлагаю послушать это стихотворение Акмуллы на башкирском
и на русском языке.
Читают:
Янсиярова Диана и Кагарманова Расима
Слайд 29 Женился Акмулла очень поздно. Но его семейная жизнь не удалась.
Второй раз он женился в 1892 году на башкирской девушке из деревни Сулейманово, недалеко от Миасса. Но и эта жена не поняла беспокойный и вечно ищущий характер Акмуллы, его большую любовь и поэтическую натуру.
Через некоторое время после женитьбы, в 1893 году, Акмулла с женой приезжает в гости к тестю в Сулейманово. С этого приезда жена отказывается от супружеской жизни, от путешествий с Акмуллой и остается у родителей.
Слайд 31Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 10 (22) октября 1895 года вблизи станции
Сыростан под Златоустом. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.
Надгробный камень на могилеАкмуллы. С 1981 г. хранится
в Миасском городском музее.
7страница
«Заветы Акмуллы»
Слайд 34Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской
Федерации, но и за пределами России.
Везде, где прошёл жизненный путь Акмуллы — все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его прогрессивные идеи, за его творчество.
Слайд 35Творчество поэта оказало значительное влияние на развитие казахской, татарской и других
литератур.
Его именем был назван сатирический журнал «Акмулла», выходивший в городе Троицке в предреволюционные годы.
Слайд 36Большую и ответственную задачу по воплощению образа Мифтахетдина Акмуллы в живописи
выполнили заслуженные художники Башкортостана Зильфат Басыров, Амир Арсланов, Алексей Королевский , Габдулла и Альберт Ахметшины
Бюст Акмуллы у Музея поэта в
д. Туксанбаево. (Автор З. Басыров)
Слайд 37Мифтахетдин Акмулла. Гравюра.
Автор (А.Королевский)
Слайд 38 На родине поэта — в деревне Туксанбаево Миякинского района в
1981 создан Музей М. Акмуллы.
Слайд 40 Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет
Слайд 41В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и
искусства.
(Лауреаты премии: Рашит Шакур (1989), Ахат Вильданов (1990), Розалия Султангареева (1993), Роза Сахаутдинова (1994), Риф Абдуллин, Зильфат Басыров
Слайд 428 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Акмулле в
сквере имени Акмуллы на площадке перед педагогическим университетом
Слайд 43Замечательный сын башкирского народа Мифтахетдин Акмулла является неисчерпаемым духовным источником национальной
культуры.
И источник этот не меркнет с годами. Такова участь подлинно народной поэзии и истинно народной души, вобравшей в себя всю боль и радость родного народа, родимой земли.
У персидского народа есть емкое изречение:
«Если человека, покинувшего этот мир, вспоминают спустя 50 лет, то он жил, если же вспоминают его и через 100 лет, то он жив поныне».
Одним из таких бессмертных сынов является Мифтахетдин Акмулла.
Слайд 44
В бренном мире все извилисты дороги - нет прямых;
Все тернисты, но
усердно люди мнут и топчут их.
Так иди по ним, надежд не теряя на миг,
Мертвецом себя не чувствуй, коль идешь среди живых!