Слайд 1«Открывая мир, открываешь себя»
Слайд 2
РАБОТА С МЕТАПРЕДМЕТНЫМ
компонентом нового
образовательного стандарта
Практический аспект
Слайд 3А нд рей Викторович Хуторской,
директор Института образования человека,
член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук,
академик Международной педагогической академии, академик Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского.
Слайд 4Институт образования человека
О НАС:
Компетенции успеха
Сегодняшнее массовое образование не ориентировано
на человека. Мы считаем, что каждый из нас способен на большее, чем ему предоставляют существующие школы или вузы. Потенциал человека безграничен. Наша задача - помочь каждому, кто к нам обращается, реализовать свой потенциал, стать успешным в учёбе, в профессии, в жизни.
Для кого работает Институт
Это – школьные и вузовские педагоги, руководители системы образования, соискатели, учёные, студенты, школьники и их родители, методисты, специалисты, у которых есть потребность в развитии ключевых компетентностей.
Институт работает с образовательными учреждениями - школами, вузами, колледжами, гимназиями, лицеями, департаментами образования, центрами и домами творчества, детсадами, институтами повышения квалификации, а также с необразовательными учреждениями, которые нуждаются в подготовке кадров, в том числе дистанционной.
Услуги Института
Институт проводит дистанционные курсы, выездные семинары, очные и дистантные конференции, конкурсы. Специалисты Института ведут консультации, осуществляют научное руководство диссертациями, руководят экспериментальными площадками на базе школ.
В Институте имеется Учёный совет, который работает дистантно. Учёный совет предоставляет услуги соискателям учёных степеней: утверждение тем диссертаций, обсуждение результатов исследований, проведение "предзащит", отзывы на авторефераты диссертаций, рецензии на статьи, монографии и др.
Что мы хотим:
∙ Привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие с предназначением человека.
∙ Сделать образование средством самореализации человека и развития его компетентностей.
∙ Изменить политику в области образования, приблизить её к нуждам и потребностям человека
Дистанционные курсы»Эйдос».
e-mail courses@eidos.ru
Слайд 5Литература
1.Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М.
: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 50 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
Слайд 6Учебный метапредмет-предметно оформленная образовательная система,которая находясь «за» обычными учебными предметами, позволяет
задавать и описывать их корневую структуру и содержание с более общих исходных позиций
Слайд 7Содержание метапредмета базируется на системе фундаментальных образовательных объектов, которые, как правило,
являются общими для нескольких предметов,н-р: число, знак, символ, информация, время, движение, государство, человек, пространство.
Слайд 8Две грани фундаментального образовательного объекта:
-реальная грань отражается в растениях,животных, стихия, явлениях
природы и культуры, предметах искуства, технических устройствах и т.п.
-идеальная грань отражается в понятиях, категориях, законах, теориях, художественных принципах,культурных традициях.
Слайд 9Фундаментальные понятия и категории( метазнания) также являются ФОО: скорость света в
вакууме, заряд электрона, число «пи», золотое сечение и др.
Слайд 10Метапредметные образовательные результаты имеют две формы выраженности:внешнюю( создан-ная учеником образовательная продукция),
внутреннюю( личностные качества ученика, знания,умения, способности, компетенции)
Слайд 11Условие создания МОП -предоставление ученику возможности познать реальный образовательный объект, и
лишь затем знакомится со знаниями человечества о нем.
Слайд 12Диагностика, контроль и оценка МОР проводится на основании создаваемой учеником ОП:
текстов, суждений, моделей, образов, суждений, проектов, исследований и т.п.
Слайд 13Возможно ли при оценке результатов изучения ФОО использование понятия
« межпредметные
связи» и термин «интегрированный курс»?
Слайд 14Требования к метапредмету: единство цели, содержания,видов деятельности, форм и методов обучения,
способов проверки и оценки результатов.
Специфика-гибкий характер построения содержания, возможность его оперативной перекомпоновки, построения на его основе новых метапредметных структур.
Слайд 15Действия по проектирванию метапредметного содержания образования.
1.Отбор фундаментального образовательного объекта.
2.Отбор фундаментальных достижений
человечества, относящихся к познанию этих объектов.
3.Организация процесса познания на основе системы эвристического обучения (разделять и сравнивать ученические результаты с общепризнанными достижениями).
Слайд 16Учебный метапредмет «Культура»
Тема занятий: «Земля былинная»
ФОО: земля.
Урок 1.Моя земля.
Урок 2.Земля Ильи
Муромца.
Урок 3.Земля Святогора.
Слайд 17Этапы образовательной ситуации на этих уроках:
-создание условий для мотивированной деятельности детей;
-устная
проработка ключевых проблем, отраженных в тексте;
-выполнение эвристического задания открытого типа;
-сопоставление и обсуждение разных «продуктов» ученической деятельности на одну и ту же тему;
-повтор всех перечисленных этапов, но уже в другой теме (Святогор);
Слайд 18
-сопоставление результатов деятельности учеников в более широком варианте- на уровне двух
тем(Илья Муромец и Святогор)
-выполнение детьми открытого задания (встреча Ильи и Святогора);
-сравнение ученических текстов с первоисточником
Слайд 19Результаты по итогам эти уроков:
« У детей развивается умение ориентироваться в
тексте, способность видеть законы его построения,овладение навыками собственного сочинительства, знание культурно-исторических аналогов своим сочинениям, способность сравнивать и сопоставлять разные позиции в одной области литературной деятельности».
Слайд 20Оценка
Оцениваются результаты деятельности детей, созданные ими образовательные продукты: исследования, сочинения, суждения,
рисунки.