Презентация, доклад на тему Предпрофессиональная и профориентационная деятельность в условиях детского оздоровительно-образовательного центра

Содержание

Актуальность исследования Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год и совместный план мероприятий Министерства образования и науки РФ и федерального агентства по делам

Слайд 1«Предпрофессиональная и профориентационная деятельность в условиях детского оздоровительно-образовательного центра»
Магистрант:
группа мВТИ-301


А.А. Камаева

Научный руководитель:
кандидат культурологии, доцент кафедры СИ РГППУ
М.В. Чапаева

Магистерская диссертация

«Предпрофессиональная и профориентационная деятельность в условиях детского оздоровительно-образовательного центра»Магистрант: группа мВТИ-301 А.А. КамаеваНаучный руководитель: кандидат культурологии, доцент

Слайд 2Актуальность исследования
Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р об

утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год и совместный план мероприятий Министерства образования и науки РФ и федерального агентства по делам молодёжи в рамках государственной программы «развитие образования»

13 января 2017 года министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой подписана концепция развития Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий в ВДЦ «Смена».

На основе этого был объявлен конкурс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих профориентационных программ тематических смен ФГБОУ «ВДЦ «Смена» в 2018 году.

Одним из мероприятий, повышающих эффективность профориентационной работы ФГБОУ «ВДЦ «Смена», является расширение спектра профессий, одна из них – парикмахер, представленная в рамках WorldSkills как компетенция «Парикмахерское искусство».

.


Актуальность исследования Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы

Слайд 3

Для реализации этой работы должны быть созданы новые условия, отвечающие вызовам

времени, когда образовательная среда обретает свойства профориентационной мулътикулътурной образовательной среды и становится эпицентром широкого образовательного пространства, в котором у участников формируются не только узкопрофориентационные, но и личностные качества.

В педагогической науке оказались недостаточно изученными явления и процессы, связанные с обозначенным новым направлением деятельности школы

Образовательные программы ДОП не соответствуют сложившейся социально-экономической ситуации.

Что выявило и подчеркнуло потребность в усовершенствовании и расширении базы профориентационной деятельности молодого поколения в Российской Федерации и разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей профориентационной программы.


Для реализации этой работы должны быть созданы новые условия, отвечающие вызовам времени, когда образовательная среда обретает свойства

Слайд 4Анализ современного традиционного образования в области профессиональной ориентации школьников позволил обозначить

целый ряд недостатков:

отсутствие комплексного подхода к изучению практики профессиональной ориентации;
несформированность устойчивого интереса к избираемой профессии;
недостаточное использование огромного потенциала инновационных педагогических технологий;
отсутствие интегрированного подхода к проектированию содержания профориентационного мультикультурного образовательного пространства;
фрагментарность знаний педагогов о системе профессионального самоопределения обучающихся, специфике технологического обеспечения профориентационного мультикультурного образовательного пространства.

Анализ современного традиционного образования в области профессиональной ориентации школьников позволил обозначить целый ряд недостатков:отсутствие комплексного подхода к

Слайд 5Недостатки традиционного образования усугубляются противоречиями между:

потребностью страны в высококвалифицированных кадрах и

неадекватными профессиональными намерениями выпускников общеобразовательных школ
традиционностью профориентационной деятельности педагогов и современными потребностями школы в инновационном педагоге
подготовки обучающихся в условиях профориентационного мультикультурного образовательного пространства и слабой представленностью такого рода разработок в научной и методической литературе
намерениями выбора, обучающимися профессии и недостаточностью их представлений о её содержательных характеристиках.
Между необходимостью осуществления профориентационной работы всероссийского детского центра «Смена» (далее по тексту ВДЦ «Смена») и недостаточной разработанностью методического обеспечения для этой работы.

Недостатки традиционного образования усугубляются противоречиями между:потребностью страны в высококвалифицированных кадрах и неадекватными профессиональными намерениями выпускников общеобразовательных школтрадиционностью

Слайд 6
теоретические предпосылки, концептуальные положения, условия и технологии проектирования профессиональной ориентации школьников

в профориентационном мультикультурном образовательном пространстве, способствующем их профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.

С учетом вышеназванного определена проблема исследования

теоретические предпосылки, концептуальные положения, условия и технологии проектирования профессиональной ориентации школьников в профориентационном мультикультурном образовательном пространстве, способствующем

Слайд 7Цель исследования - теоретически обосновать и разработать систему профессионального самоопределения учащихся

в условиях инновационной деятельности оздоровительно-образовательного учреждения.

Объект исследования - профессиональная ориентация школьников в условиях инновационной деятельности оздоровительно-образовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс профессионального самоопределения школьников в условиях инновационной деятельности образовательной организации дополнительного образования.

Цель исследования. Объект исследования. Предмет исследования.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать систему профессионального самоопределения учащихся в условиях инновационной деятельности оздоровительно-образовательного учреждения.Объект

Слайд 8В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие

задачи:

Обосновать и разработать концептуальные положения, раскрывающие теоретико-методологические основы профессионального самоопределения школьников в условиях инновационной деятельности оздоровительно-образовательного учреждения, а также понятийно-терминологическое обеспечение проблемы.
Смоделировать профориентационное мультикультурное образовательное пространство, обеспечивающее профессиональное самоопределение участников смены, и разработать алгоритм проектирования образовательной программы.
Систематизировать подготовку оздоровительно-образовательного учреждения и педагогического коллектива к осуществлению инновационной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение школьников, посредством профориентационной программы в условиях профориентационного мультикультурного образовательного пространства.
Разработать программу инновационной деятельности «Я выбираю».

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:Обосновать и разработать концептуальные положения, раскрывающие

Слайд 9Для решения первой задачи рассмотрены

Этимология понятий предпрофоессиональной и профориентационной деятельности
Особенности профориентационной

работы
Психофизеологические особенности выбора профессии
Современные условия выбора профессии
Условия профориентационной деятельности во Всероссийском детском оздоровительно-образовательном центре «Смена».
Были рассмотрены аналогичные программы, используемые в ВДЦ «Смена».

Для решения первой задачи рассмотреныЭтимология понятий предпрофоессиональной и профориентационной деятельностиОсобенности профориентационной работыПсихофизеологические особенности выбора профессииСовременные условия выбора

Слайд 10Для решения второй задачи

Рассмотрены условия ВДЦ «Смена»

Разработан план-сетка с включением художественно-культурных

образовательных мероприятий

Разработана поэтапная динамика разворачивания программы



Для решения второй задачиРассмотрены условия ВДЦ «Смена»Разработан план-сетка с включением художественно-культурных образовательных мероприятийРазработана поэтапная динамика разворачивания программы

Слайд 12Для решения третьей задачи

Определены условия реализации программы

Разработан план-сетка образовательной деятельности обучающихся

Разработан

план-сетка деятельности педагога

Разработан учебный план

Разработан план-сетка подготовки и реализации программы тематической смены



Для решения третьей задачиОпределены условия реализации программыРазработан план-сетка образовательной деятельности обучающихсяРазработан план-сетка деятельности педагогаРазработан учебный планРазработан план-сетка

Слайд 13Для решения четвертой задачи разработаны

Дидактическое обеспечение включающее:
Учебный план с содержанием тем
Планы-сетки

подготовки и реализации программы
Календарный учебный график
Методические материалы занятий
Составлено описание характеристики профессиональной деятельности парикмахера по схеме Е.А. Климова
Планы-конспекты уроков
Тестовые задания к темам
Анкета входной диагностики профессиональных качеств
Итоговые тестовые задания
Эталоны ответов к тестам с критериями оценки



Для решения четвертой задачи разработаныДидактическое обеспечение включающее:Учебный план с содержанием темПланы-сетки подготовки и реализации программыКалендарный учебный графикМетодические

Слайд 14Полное название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа тематической смены «Я выбираю»

по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство»

Приоритетное направление: Парикмахерское искусство.
Обучающиеся от 11 до 17 лет.
Количество человек 9-15, обучающиеся разделены на 3 подгруппы по возрасту, в связи с психофизиологией развития личности.
Участники принимаются по предварительному конкурсному отбору:
1.Портфолио, свидетельствующее об активной деятельности;
2.Сообщение на тему: «Моя будущая профессия»;
3.Диагностика профессиональных качеств.







Программа рассчитана на 21 день обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 4 академических часа, общим объемом 36 часов за смену. Эти часы включают в себя 4 часа на подготовку к участию в конкурсе/чемпионате тематической смены «Я выбираю» и 4 часа на участие в конкурсе/чемпионате тематической смены «Я выбираю»

Полное название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа тематической смены «Я выбираю» по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство» Приоритетное

Слайд 15Целью программы является

Формирование у обучающихся профориентационных, социальных, мультикультурных навыков через

обучение участников смены «Я выбираю» парикмахерскому искусству на основе освоения знаний по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство»

Повышение престижа рабочих профессий; формирование мобильности молодого поколения; целенаправленное развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора. Популяризация профессии Парикмахер.

Целью программы является Формирование у обучающихся профориентационных, социальных, мультикультурных навыков через обучение участников смены «Я выбираю» парикмахерскому

Слайд 16Инновационность и технологичность программы

Инновационность и технологичность программы

Слайд 17WorldSkills
WorldSkills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих

профессий и развитие навыков мастерства. WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире.

WorldSkillsWorldSkills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. WorldSkills

Слайд 18Рабочие профессии в соответствии с регламентом чемпионатов называют КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Все компетенции

разделены на 6 групп
Производственные и инженерные технологии
Строительные технологии
Информационные и коммуникационные технологии
Обслуживание гражданского транспорта
Специалисты сферы услуг
Творчество и дизайн

Рабочие профессии в соответствии с регламентом чемпионатов называют КОМПЕТЕНЦИЯМИ Все компетенции разделены на 6 группПроизводственные и инженерные

Слайд 19Компетенции
Производственные и инженерные технологии:
фрезеровщик на станках с ЧПУ, токарь на станках

с ЧПУ, мастер по изготовлению конструкций из металла, мастер по электронике, специалист по автоматизированным системам контроля и управления в производстве, сборщик (производственная сборка изделий), CAD-дизайнер, мехатроник, робототехник, мастер по изготовлению изделий из пластика, полимеханик (автоматизация), специалист по созданию 3D-прототипов, технолог (обработка листового металла), сварщик.

Строительные технологии:
мастер по изготовлению архитектурного камня, каменщик, мастер по производству корпусной мебели, плотник, электрик, столяр, ландшафтный дизайнер, маляр, отделочник-штукатур, сантехник, специалист по отопительному оборудованию, специалист по холодильной технике и системам кондиционирования воздуха, плиточник.

КомпетенцииПроизводственные и инженерные технологии:фрезеровщик на станках с ЧПУ, токарь на станках с ЧПУ, мастер по изготовлению конструкций

Слайд 20Компетенции
Информационные и коммуникационные технологии:
специалист по организации компьютерных сетей, ИТ Сетевой

администратор, специалист по внедрению ИТ-решений для бизнеса, полиграфист, веб-дизайнер, программист.

Обслуживание гражданского транспорта
Обслуживание авиационной техники, кузовной ремонт, автомеханика, автопокраска.

КомпетенцииИнформационные и коммуникационные технологии: специалист по организации компьютерных сетей, ИТ Сетевой администратор, специалист по внедрению ИТ-решений для

Слайд 21Компетенции
Специалисты в сфере услуг
Косметолог, кондитер, повар, парикмахерское искусство, социальный работник, официант.
Творчество

и дизайн
Дизайнер одежды, флорист, графический дизайнер, ювелир, оформитель витрин.
КомпетенцииСпециалисты в сфере услугКосметолог, кондитер, повар, парикмахерское искусство, социальный работник, официант.Творчество и дизайнДизайнер одежды, флорист, графический дизайнер,

Слайд 22Соревнования для школьников JuniorSkills
JuniorSkills – это программа ранней профессиональной подготовки, профориентации

и соревнований школьников от 10 до 17 лет по профессиональному мастерству.

Обучение в условиях отдыха в виде «игры в профессию» - TRYSKILLS

Соревнования для школьников JuniorSkillsJuniorSkills – это программа ранней профессиональной подготовки, профориентации и соревнований школьников от 10 до

Слайд 23Пример

Пример

Слайд 24WorldSkills РГППУ

WorldSkills РГППУ

Слайд 25WorldSkills Ural РГППУ 1 и 2 место

WorldSkills Ural РГППУ 1 и 2 место

Слайд 26Программа представляет собой разработанный дополнительный общеобразовательный курс художественно-культурной направленности

Направлена на творческое,

эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося

Создание основы для получения им опыта по созданию объектов парикмахерского искусства

Развитие мотивации личности обучающегося к познанию и творчеству

Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.

Программа представляет собой разработанный дополнительный общеобразовательный курс художественно-культурной направленностиНаправлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегосяСоздание основы для

Слайд 27Основным назначением программы является развитие системы знаний и трудовых умений по

профессии парикмахера и формирование профессиональных и жизненных планов в современных социально-экономических условиях «мира профессий»

Программа позволяет развивать творческие способности обучающихся

Формирует умение коммуницировать со сверстниками и преподавателями

Основным назначением программы является развитие системы знаний и трудовых умений по профессии парикмахера и формирование профессиональных и

Слайд 28Обучающиеся получают навыки работы с парикмахерскими инструментами, знакомятся с современными косметическими

материалами, используемыми в парикмахерском деле, участвуют в профориентационных встречах, беседах, концертах и т. д.

В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования. Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности в виде игры, учитывающей познавательные потребности обучающихся в условиях отдыха.

Обучающиеся получают навыки работы с парикмахерскими инструментами, знакомятся с современными косметическими материалами, используемыми в парикмахерском деле, участвуют

Слайд 29Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение

задания

Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала

Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям обучающихся

Занятие сопровождается показом образцов причесок и укладок, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала.

При знакомстве с теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации, пособия.

Для проведения занятий используются разные формы обучения: викторина, проектная деятельность, видеоуроки, организация творческих мероприятий (конкурсов, мастер-классов, творческих встреч, круглых столов и др.).

В конце обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей профориентационной программе тематической смены «Я выбираю» по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство» проводится «аттестация обучающихся» на основе оценки итогового теста и оценки специалистов на конкурсе/чемпионате тематической смены «Я выбираю».

Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания Теоретический материал сопровождается показом наглядного

Слайд 30Отбор
Обучение
Коммуницирование
Конкурс/чемпионат смены
Сертификат

ОтборОбучениеКоммуницированиеКонкурс/чемпионат сменыСертификат

Слайд 31Методы оценки эффективности программы

Количественный индикатор усвоения знаний 90% (13 человек

из 15); качественный индикатор: знание основных требований к профессии парикмахер. Результаты фиксируются преподавателями во время прохождения этапов программы: внутриотрядная презентация проекта и конкурс-чемпионат смены «Я выбираю». Далее эти результаты сравнивают с входным результатом профотбора- тестом и выявляют разницу в объеме знаний до обучения и после обучения по программе.

Кадровое обеспечение программы

Воспитатель отряда (среднее или высшее педагогическое образование)
Педагог дополнительного профессионального образования (высшее педагогическое образование)
Тьютор (среднее или высшее педагогическое, или психолого-педагогическое образование)
Тренер Союза WorldSkills Russia.

Методы оценки эффективности программы Количественный индикатор усвоения знаний 90% (13 человек из 15); качественный индикатор: знание основных

Слайд 32Условия реализации программы
 
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально - техническую

базу-помещение для учебной парикмахерской студии, отвечающее требованиям СНиП, СЭС и пожарной инспекции.

Учебная парикмахерская студия должна быть оборудована специализированным оборудованием.

Необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами для работы

Стандартную медицинскую аптечку, компьютер и проектор

Особо необходимы учебные манекен головы с натуральными волосами разной длинны со штативами по количеству обучаемых.
Условия реализации программы Для реализации программы необходимо иметь определенную материально - техническую базу-помещение для учебной парикмахерской студии, отвечающее

Слайд 33В результате освоения программы, обучающиеся должны
знать/понимать:
историю развития парикмахерского искусства
правила

выполнения причесок
виды причесок и их назначение
типы укладок, их характеристики и способы выполнения
уметь:
выполнять прически для различных типов лица с учетом эстетических
и экологических требований
использовать полученные знания и умения в выбранной
области деятельности.

В результате освоения программы, обучающиеся должнызнать/понимать: историю развития парикмахерского искусства правила выполнения причесоквиды причесок и их назначениетипы

Слайд 34
Результаты реализации программы

Главным результатом реализации программы являются сформированные компетенции у обучающихся

по созданию объектов парикмахерского искусства.

Формирование личностных качеств, способствующие приобретению навыков творческой деятельности, умению давать объективную оценку своему труду; общественная активность, реализация в социуме.

Формируются знания, умения и навыки, позволяющие в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области парикмахерского искусства.

получение знаний и навыков в профессии парикмахер по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство».

Получение сертификата о прохождении обучения по дополнительной образовательной общеразвивающей профориентационной программе «Я выбираю» по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство».

Результаты реализации программыГлавным результатом реализации программы являются сформированные компетенции у обучающихся по созданию объектов парикмахерского искусства. Формирование

Слайд 35Выводы
Профориентационная деятельность в условия ВДЦ «Смена» сложный многогранный процесс, зависящий от

условий самого центра, контингента обучающихся, временных рамок, сезонности.

Условия дополнительного образования в рамках ВДЦ «Смена» - система мобильна, не перегружена теорией и отличается от профессиональной ориентации в школе динамичностью, скоростью протекания.

Возможность обмена информацией и взаимообучения друг друга. Возможно выстроить программу профориентационной смены - профессиональной ориентации по той или иной и профессии адаптированную по нескольким критериям: сроки лагерной смены, возрастной аспект обучающихся.

Возможность выбора той или иной профессии (разнообразные смены и профориентационные программы), возможность выбора кружков, семинаров, образовательных и ознакомительно- развлекательных профориентационных программ.

Проведения концентрированной профориетационной и краткосрочной деятельности в условиях ВДЦ «Смена».
ВыводыПрофориентационная деятельность в условия ВДЦ «Смена» сложный многогранный процесс, зависящий от условий самого центра, контингента обучающихся, временных

Слайд 36
Основным критерием является опора на отдых. Так как в первую очередь

дети приезжают отдыхать, и программа совмещает детский отдых с образованием и профориентационным обучением.

Обучающиеся проходят профессиональную пробу с погружением в условия труда в условиях отдыха, что облегчает усвоение материала, так как без практического погружения в профессию обучающиеся инфантильны.

Практическое «прикосновение к профессии» вызывает больший интерес у обучающихся и мотивирует их к обучению.


Основным критерием является опора на отдых. Так как в первую очередь дети приезжают отдыхать, и программа совмещает

Слайд 37Разработанные этапы тематической смены «Я выбираю» могут быть использованы для разработки

этапов программ для других компетенций конкурсов/чемпионатов WorldSkills.

Разработанная общеобразовательная общеразвивающая профориентационная программа «Я выбираю», также может быть переработана и адаптирована для других компетенций конкурсов/чемпионатов WorldSkills.

Разработка новых форматов организации практико-ориентированных профриентационных программ детского отдыха становится «трендом будущего».

Разработанные этапы тематической смены «Я выбираю» могут быть использованы для разработки этапов программ для других компетенций конкурсов/чемпионатов

Слайд 38Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть