Слайд 1«Предпрофессиональная и профориентационная деятельность в условиях детского оздоровительно-образовательного центра»
Магистрант:
группа мВТИ-301
А.А. Камаева
Научный руководитель:
кандидат культурологии, доцент кафедры СИ РГППУ
М.В. Чапаева
Магистерская диссертация
Слайд 2Актуальность исследования
Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р об
утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год и совместный план мероприятий Министерства образования и науки РФ и федерального агентства по делам молодёжи в рамках государственной программы «развитие образования»
13 января 2017 года министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой подписана концепция развития Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий в ВДЦ «Смена».
На основе этого был объявлен конкурс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих профориентационных программ тематических смен ФГБОУ «ВДЦ «Смена» в 2018 году.
Одним из мероприятий, повышающих эффективность профориентационной работы ФГБОУ «ВДЦ «Смена», является расширение спектра профессий, одна из них – парикмахер, представленная в рамках WorldSkills как компетенция «Парикмахерское искусство».
.
Слайд 3
Для реализации этой работы должны быть созданы новые условия, отвечающие вызовам
времени, когда образовательная среда обретает свойства профориентационной мулътикулътурной образовательной среды и становится эпицентром широкого образовательного пространства, в котором у участников формируются не только узкопрофориентационные, но и личностные качества.
В педагогической науке оказались недостаточно изученными явления и процессы, связанные с обозначенным новым направлением деятельности школы
Образовательные программы ДОП не соответствуют сложившейся социально-экономической ситуации.
Что выявило и подчеркнуло потребность в усовершенствовании и расширении базы профориентационной деятельности молодого поколения в Российской Федерации и разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей профориентационной программы.
Слайд 4Анализ современного традиционного образования в области профессиональной ориентации школьников позволил обозначить
целый ряд недостатков:
отсутствие комплексного подхода к изучению практики профессиональной ориентации;
несформированность устойчивого интереса к избираемой профессии;
недостаточное использование огромного потенциала инновационных педагогических технологий;
отсутствие интегрированного подхода к проектированию содержания профориентационного мультикультурного образовательного пространства;
фрагментарность знаний педагогов о системе профессионального самоопределения обучающихся, специфике технологического обеспечения профориентационного мультикультурного образовательного пространства.
Слайд 5Недостатки традиционного образования усугубляются противоречиями между:
потребностью страны в высококвалифицированных кадрах и
неадекватными профессиональными намерениями выпускников общеобразовательных школ
традиционностью профориентационной деятельности педагогов и современными потребностями школы в инновационном педагоге
подготовки обучающихся в условиях профориентационного мультикультурного образовательного пространства и слабой представленностью такого рода разработок в научной и методической литературе
намерениями выбора, обучающимися профессии и недостаточностью их представлений о её содержательных характеристиках.
Между необходимостью осуществления профориентационной работы всероссийского детского центра «Смена» (далее по тексту ВДЦ «Смена») и недостаточной разработанностью методического обеспечения для этой работы.
Слайд 6
теоретические предпосылки, концептуальные положения, условия и технологии проектирования профессиональной ориентации школьников
в профориентационном мультикультурном образовательном пространстве, способствующем их профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.
С учетом вышеназванного определена проблема исследования
Слайд 7Цель исследования - теоретически обосновать и разработать систему профессионального самоопределения учащихся
в условиях инновационной деятельности оздоровительно-образовательного учреждения.
Объект исследования - профессиональная ориентация школьников в условиях инновационной деятельности оздоровительно-образовательного учреждения.
Предмет исследования - процесс профессионального самоопределения школьников в условиях инновационной деятельности образовательной организации дополнительного образования.
Цель исследования. Объект исследования. Предмет исследования.
Слайд 8В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие
задачи:
Обосновать и разработать концептуальные положения, раскрывающие теоретико-методологические основы профессионального самоопределения школьников в условиях инновационной деятельности оздоровительно-образовательного учреждения, а также понятийно-терминологическое обеспечение проблемы.
Смоделировать профориентационное мультикультурное образовательное пространство, обеспечивающее профессиональное самоопределение участников смены, и разработать алгоритм проектирования образовательной программы.
Систематизировать подготовку оздоровительно-образовательного учреждения и педагогического коллектива к осуществлению инновационной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение школьников, посредством профориентационной программы в условиях профориентационного мультикультурного образовательного пространства.
Разработать программу инновационной деятельности «Я выбираю».
Слайд 9Для решения первой задачи рассмотрены
Этимология понятий предпрофоессиональной и профориентационной деятельности
Особенности профориентационной
работы
Психофизеологические особенности выбора профессии
Современные условия выбора профессии
Условия профориентационной деятельности во Всероссийском детском оздоровительно-образовательном центре «Смена».
Были рассмотрены аналогичные программы, используемые в ВДЦ «Смена».
Слайд 10Для решения второй задачи
Рассмотрены условия ВДЦ «Смена»
Разработан план-сетка с включением художественно-культурных
образовательных мероприятий
Разработана поэтапная динамика разворачивания программы
Слайд 12Для решения третьей задачи
Определены условия реализации программы
Разработан план-сетка образовательной деятельности обучающихся
Разработан
план-сетка деятельности педагога
Разработан учебный план
Разработан план-сетка подготовки и реализации программы тематической смены
Слайд 13Для решения четвертой задачи разработаны
Дидактическое обеспечение включающее:
Учебный план с содержанием тем
Планы-сетки
подготовки и реализации программы
Календарный учебный график
Методические материалы занятий
Составлено описание характеристики профессиональной деятельности парикмахера по схеме Е.А. Климова
Планы-конспекты уроков
Тестовые задания к темам
Анкета входной диагностики профессиональных качеств
Итоговые тестовые задания
Эталоны ответов к тестам с критериями оценки
Слайд 14Полное название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа тематической смены «Я выбираю»
по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство»
Приоритетное направление: Парикмахерское искусство.
Обучающиеся от 11 до 17 лет.
Количество человек 9-15, обучающиеся разделены на 3 подгруппы по возрасту, в связи с психофизиологией развития личности.
Участники принимаются по предварительному конкурсному отбору:
1.Портфолио, свидетельствующее об активной деятельности;
2.Сообщение на тему: «Моя будущая профессия»;
3.Диагностика профессиональных качеств.
Программа рассчитана на 21 день обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 4 академических часа, общим объемом 36 часов за смену. Эти часы включают в себя 4 часа на подготовку к участию в конкурсе/чемпионате тематической смены «Я выбираю» и 4 часа на участие в конкурсе/чемпионате тематической смены «Я выбираю»
Слайд 15Целью программы является
Формирование у обучающихся профориентационных, социальных, мультикультурных навыков через
обучение участников смены «Я выбираю» парикмахерскому искусству на основе освоения знаний по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство»
Повышение престижа рабочих профессий; формирование мобильности молодого поколения; целенаправленное развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора. Популяризация профессии Парикмахер.
Слайд 16Инновационность и технологичность программы
Слайд 17WorldSkills
WorldSkills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих
профессий и развитие навыков мастерства. WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире.
Слайд 18Рабочие профессии в соответствии с регламентом чемпионатов называют КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Все компетенции
разделены на 6 групп
Производственные и инженерные технологии
Строительные технологии
Информационные и коммуникационные технологии
Обслуживание гражданского транспорта
Специалисты сферы услуг
Творчество и дизайн
Слайд 19Компетенции
Производственные и инженерные технологии:
фрезеровщик на станках с ЧПУ, токарь на станках
с ЧПУ, мастер по изготовлению конструкций из металла, мастер по электронике, специалист по автоматизированным системам контроля и управления в производстве, сборщик (производственная сборка изделий), CAD-дизайнер, мехатроник, робототехник, мастер по изготовлению изделий из пластика, полимеханик (автоматизация), специалист по созданию 3D-прототипов, технолог (обработка листового металла), сварщик.
Строительные технологии:
мастер по изготовлению архитектурного камня, каменщик, мастер по производству корпусной мебели, плотник, электрик, столяр, ландшафтный дизайнер, маляр, отделочник-штукатур, сантехник, специалист по отопительному оборудованию, специалист по холодильной технике и системам кондиционирования воздуха, плиточник.
Слайд 20Компетенции
Информационные и коммуникационные технологии:
специалист по организации компьютерных сетей, ИТ Сетевой
администратор, специалист по внедрению ИТ-решений для бизнеса, полиграфист, веб-дизайнер, программист.
Обслуживание гражданского транспорта
Обслуживание авиационной техники, кузовной ремонт, автомеханика, автопокраска.
Слайд 21Компетенции
Специалисты в сфере услуг
Косметолог, кондитер, повар, парикмахерское искусство, социальный работник, официант.
Творчество
и дизайн
Дизайнер одежды, флорист, графический дизайнер, ювелир, оформитель витрин.
Слайд 22Соревнования для школьников JuniorSkills
JuniorSkills – это программа ранней профессиональной подготовки, профориентации
и соревнований школьников от 10 до 17 лет по профессиональному мастерству.
Обучение в условиях отдыха в виде «игры в профессию» - TRYSKILLS
Слайд 25WorldSkills Ural РГППУ
1 и 2 место
Слайд 26Программа представляет собой разработанный дополнительный общеобразовательный курс художественно-культурной направленности
Направлена на творческое,
эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося
Создание основы для получения им опыта по созданию объектов парикмахерского искусства
Развитие мотивации личности обучающегося к познанию и творчеству
Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.
Слайд 27Основным назначением программы является развитие системы знаний и трудовых умений по
профессии парикмахера и формирование профессиональных и жизненных планов в современных социально-экономических условиях «мира профессий»
Программа позволяет развивать творческие способности обучающихся
Формирует умение коммуницировать со сверстниками и преподавателями
Слайд 28Обучающиеся получают навыки работы с парикмахерскими инструментами, знакомятся с современными косметическими
материалами, используемыми в парикмахерском деле, участвуют в профориентационных встречах, беседах, концертах и т. д.
В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования. Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности в виде игры, учитывающей познавательные потребности обучающихся в условиях отдыха.
Слайд 29Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания
Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям обучающихся
Занятие сопровождается показом образцов причесок и укладок, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала.
При знакомстве с теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации, пособия.
Для проведения занятий используются разные формы обучения: викторина, проектная деятельность, видеоуроки, организация творческих мероприятий (конкурсов, мастер-классов, творческих встреч, круглых столов и др.).
В конце обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей профориентационной программе тематической смены «Я выбираю» по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство» проводится «аттестация обучающихся» на основе оценки итогового теста и оценки специалистов на конкурсе/чемпионате тематической смены «Я выбираю».
Слайд 30Отбор
Обучение
Коммуницирование
Конкурс/чемпионат смены
Сертификат
Слайд 31Методы оценки эффективности программы
Количественный индикатор усвоения знаний 90% (13 человек
из 15); качественный индикатор: знание основных требований к профессии парикмахер. Результаты фиксируются преподавателями во время прохождения этапов программы: внутриотрядная презентация проекта и конкурс-чемпионат смены «Я выбираю». Далее эти результаты сравнивают с входным результатом профотбора- тестом и выявляют разницу в объеме знаний до обучения и после обучения по программе.
Кадровое обеспечение программы
Воспитатель отряда (среднее или высшее педагогическое образование)
Педагог дополнительного профессионального образования (высшее педагогическое образование)
Тьютор (среднее или высшее педагогическое, или психолого-педагогическое образование)
Тренер Союза WorldSkills Russia.
Слайд 32Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально - техническую
базу-помещение для учебной парикмахерской студии, отвечающее требованиям СНиП, СЭС и пожарной инспекции.
Учебная парикмахерская студия должна быть оборудована специализированным оборудованием.
Необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами для работы
Стандартную медицинскую аптечку, компьютер и проектор
Особо необходимы учебные манекен головы с натуральными волосами разной длинны со штативами по количеству обучаемых.
Слайд 33В результате освоения программы, обучающиеся должны
знать/понимать:
историю развития парикмахерского искусства
правила
выполнения причесок
виды причесок и их назначение
типы укладок, их характеристики и способы выполнения
уметь:
выполнять прически для различных типов лица с учетом эстетических
и экологических требований
использовать полученные знания и умения в выбранной
области деятельности.
Слайд 34
Результаты реализации программы
Главным результатом реализации программы являются сформированные компетенции у обучающихся
по созданию объектов парикмахерского искусства.
Формирование личностных качеств, способствующие приобретению навыков творческой деятельности, умению давать объективную оценку своему труду; общественная активность, реализация в социуме.
Формируются знания, умения и навыки, позволяющие в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области парикмахерского искусства.
получение знаний и навыков в профессии парикмахер по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство».
Получение сертификата о прохождении обучения по дополнительной образовательной общеразвивающей профориентационной программе «Я выбираю» по компетенции WorldSkills «Парикмахерское искусство».
Слайд 35Выводы
Профориентационная деятельность в условия ВДЦ «Смена» сложный многогранный процесс, зависящий от
условий самого центра, контингента обучающихся, временных рамок, сезонности.
Условия дополнительного образования в рамках ВДЦ «Смена» - система мобильна, не перегружена теорией и отличается от профессиональной ориентации в школе динамичностью, скоростью протекания.
Возможность обмена информацией и взаимообучения друг друга. Возможно выстроить программу профориентационной смены - профессиональной ориентации по той или иной и профессии адаптированную по нескольким критериям: сроки лагерной смены, возрастной аспект обучающихся.
Возможность выбора той или иной профессии (разнообразные смены и профориентационные программы), возможность выбора кружков, семинаров, образовательных и ознакомительно- развлекательных профориентационных программ.
Проведения концентрированной профориетационной и краткосрочной деятельности в условиях ВДЦ «Смена».
Слайд 36
Основным критерием является опора на отдых. Так как в первую очередь
дети приезжают отдыхать, и программа совмещает детский отдых с образованием и профориентационным обучением.
Обучающиеся проходят профессиональную пробу с погружением в условия труда в условиях отдыха, что облегчает усвоение материала, так как без практического погружения в профессию обучающиеся инфантильны.
Практическое «прикосновение к профессии» вызывает больший интерес у обучающихся и мотивирует их к обучению.
Слайд 37Разработанные этапы тематической смены «Я выбираю» могут быть использованы для разработки
этапов программ для других компетенций конкурсов/чемпионатов WorldSkills.
Разработанная общеобразовательная общеразвивающая профориентационная программа «Я выбираю», также может быть переработана и адаптирована для других компетенций конкурсов/чемпионатов WorldSkills.
Разработка новых форматов организации практико-ориентированных профриентационных программ детского отдыха становится «трендом будущего».