Слайд 2Тема: Статус Пенсионного фонда РФ
План:
Порядок и цели образования ПФР
Правовое положение ПФР
Функции
ПФР
Организация деятельности ПФР: система, структура, органы управления
Работа в ПФР: порядок приема, аттестации, правила внутреннего трудового распорядка
Координация деятельности ПФР
ПФР как участник гражданского оборота
Слайд 31. Порядок и цели образования ПФР
Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее
- ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Изначально был подотчетен Верховному Совету РСФСР.
В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. (Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации).
С установлением автономности пенсионного бюджета был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.
Слайд 4С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
На ПФР были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.
ПФР осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации» вмешательство ПФР и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.
Слайд 5Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г.
№ 3209-1 в качестве эксперимента была создана первая единая пенсионная служба.
Создана была на базе отделения ПФР по Московской области. В его состав были переданы подразделения и службы Главного управления социальной защиты населения Московской области, занимавшиеся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и подготовлено предложение об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения.
Слайд 6Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. №
1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.
Данный Указ являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ и был признан не противоречащим Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что ПФР выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Издание данного Указа заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Слайд 7С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной
реформы
Ключевые НПА:
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167 «Об обязательном пенсионном страховании».
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1
Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Слайд 82. Правовое положение ПФР
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Местонахождение ПФР - город Москва.
Слайд 9Средства ПФР
Средства ПФР формируются за счет:
страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, а также иных категорий работающих граждан;
ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц
доходов от капитализации средств ПФР
других поступлений.
Слайд 10Направление средств ПФР
Средства ПФР направляются на:
выплату государственных пенсий, в том числе
гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Слайд 113. Функции ПФР
обеспечение целевого сбора и аккумуляции страховых взносов, а также
финансирование расходов;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Слайд 124. Организация деятельности ПФР: система, структура, органы управления
Система Пенсионного фонда Российской
Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру
Слайд 14Органы управления ПФР
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим
исполнительным органом – исполнительной дирекцией.
Состав правления ПФР:
Председатель Правления ПФР,
первый заместитель Председателя Правления ПФР,
заместители Председателя Правления ПФР,
исполнительный директор ПФР,
управляющие отделениями ПФР в федеральных округах,
могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по субъектам в составе Российской Федерации, руководители министерств Российской Федерации, Банка России.
Слайд 15Компетенция Правления ПФР:
определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
назначает и освобождает от
должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;
несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.
Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.
Исполнительная дирекция осуществляет государственное управление средствами обязательного пенсионного страхования в России в соответствии с законодательством и решениями Правления ПФР.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
Слайд 165. Работа в ПФР: порядок приема, аттестации, правила внутреннего трудового распорядка
Порядок
приема
Прием на работу в ПФР осуществляется на основании заключенного трудового договора.
Документы для заключения трудового договора:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.
Организацию указанной работы осуществляет Управление кадровой политики совместно с соответствующими структурными подразделениями, которое также знакомит работника:
с поручаемой работой, условиями и оплатой труда, правами и обязанностями, определенными его должностной инструкцией (совместно с руководителем соответствующего структурного подразделения);
с инструкциями по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной безопасности;
с порядком обеспечения конфиденциальности информации и средствами ее защиты.
Прием на работу оформляется приказом (постановлением, распоряжением) работодателя, который объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (постановления, распоряжения).
При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Слайд 17Аттестация работников ПФР
Аттестация проводится в целях повышения эффективности деятельности ПФР по
подбору и расстановке кадров, стимулированию роста их квалификации и ответственности за результаты работы, определению уровня их профессиональной подготовки, развитию инициативы и деловой активности.
Задачи аттестации:
развитие персонала и усиление мотивации труда;
определение соответствия работника системы ПФР занимаемой
должности;
выявление перспективы его должностного роста, стимулирование
повышения его профессиональной компетентности;
определение потребности в повышении квалификации,
профессиональной подготовке или переподготовке работника;
формирование резерва кадров на выдвижение на руководящие
должности, обеспечение возможности планирования должностного роста.
Аттестация проводится один раз в четыре года в течение II квартала на основании Приказа о проведении.
По результатам аттестации аттестационной комиссией выносится решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.
Слайд 186. Координация деятельности ПФР
Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерства труда и социальной
защиты РФ.
Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах,
порядок и основания корректировки Пенсионным фондом Российской Федерации сведений, содержащихся в едином реестре застрахованных лиц,
административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг ПФР.
Министр труда и социальной защиты:
вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителя ПФР,
принимает нормативные правовые акты в соответствии с установленными сферами деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации
носит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя ПФР проект федерального закона о бюджете ПФР,
назначает проверки деятельности Пенсионного фонда.
Слайд 197. ПФР как участник гражданского оборота
Основные направления договорной деятельности ПФР
Заключение договоров
в рамках контрактной системы (ФЗ от 05.04.2013 г. № 44)
ПФР выступает в роли заказчика товаров, работ, услуг
Заключение международных договоров и соглашений
Заключение соглашений о взаимодействии с органами государственной власти и иными ЮЛ
Заключение договоров по инвестированию пенсионных накоплений (ФЗ от 24.07.2002 № 111)
Договор об оказании услуг специализированного депозитария;
Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений
Договор об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям
Формы договоров утверждены Приказами Минфина России № 72н от 31.05.2012 г. и № 113н от 05.11.2012 г.