Слайд 1Правовая компетентность педагогических
работников
(согласно ФЗ №273 от 29.12. 2012 г.)
Слайд 2НОВАЯ ПРАВОВАЯ СИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Вступление в действие с 01.09.
2013 года Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА: 15 гл., 111 статей, 187 с.
‒ Глава 1. Общие положения (статьи 1-9)
‒ Глава 2. Система образования (статьи 10-20)
‒ Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (статьи 21-32)
‒ Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) (статьи 33-45)
‒ Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (статьи 46-52)
‒ Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений (статьи 53-62)
‒ Глава 7. Общее образование (статьи 63-67)
‒ Глава 10. Дополнительное образование (статьи 75-76)
‒ Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (статьи 89-98)
Слайд 3Профессиональная компетентность
Информационная компетентность
Коммуникативная компетентность
Правовая компетентность
знание законодательных и иных нормативных правовых документов
эффективное
использование законодательных и иных нормативных правовых документов для решения профессиональных задач
качество действий работника на основе использования законодательных и иных нормативных правовых документов в профессиональной деятельности
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593)
Основные составляющие компетентности педагогических работников
Слайд 4
Ключевые образовательные понятия (согласно статье 2)
Образование:
Общественное благо, но не услуга
Субъекты
образования – человек, семья, общество и государство
Элементы содержания: знания, умения, навыки; ценностные установки; опыт деятельности; компетенции определенных объема и сложности
Цель: удовлетворение интересов и образовательных потребностей + личностное развитие человека
Слайд 5Структура системы образования (согласно статье 10)
‒ Федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС), федеральные государственные требования (ФГТ), образовательные стандарты (ОС), образовательные программы различных видов, уровней и (или) направленности
‒ образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
‒ федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществ-ляющие управление в сфере образования, а также созданные ими консультативные, совещательные и иные органы
‒ организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования
‒ объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования
Слайд 6Уровни общего и профессионального образования:
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1) среднее профессиональное образование
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1) дополнительное образование детей и взрослых
2) дополнительное профессиональное образование
Слайд 7Правовые основы стандартизации образования
Требования ФГОС к:
1) структуре основных образовательных программ;
2) условиям
реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);
3) результатам освоения основных образовательных программ (статья 11)
Структура основной образовательной программы содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Образовательные программы определяют содержание образования (статья 12)
Виды программ: основные, дополнительные, неосновные
Слайд 8Самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией (ст. 12)
Реализуются образовательной организацией
самостоятельно (ст.
13) или в виде сетевой формы (ст. 15)
Посредством (согласно ст. 13, 16):
образовательных технологий (ст. 13)
дистанционных образовательных технологий (ст. 16)
электронного обучения (ст. 16)
Модульный принцип представления содержания (ст. 13)
Органы управления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график, реализуемые в организации
Общие требования к реализации образовательных программ
Слайд 9Формы получения образования
и формы обучения (согласно статье 17)
В организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(в форме семейного образования и самообразования)
Возможно сочетание различных форм получения образования и форм обучения
Слайд 10ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
КОМПЛЕКСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ст. 2):
Реализация образовательных программ (образовательная деятельность)
Осуществление обучения, воспитания обучающихся (педагогическая деятельность)
Могут выполнять инновационную и экспериментальную деятельности (статья 20)
Имеют право на научную, научно-техническую, творческую, исследовательскую деятельность, участие в международной деятельности, в разработках и во внедрении инноваций (статья 47)
Слайд 11Академические права и свободы педагогических работников
Свобода преподавания, свободное выражение своего
мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность
Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания
Выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания (в соответствии с образовательной программой и законодательством об образовании, включая локальные нормативные правовые акты)
Слайд 12Права педагогических работников
Обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений
Защита профессиональной чести и достоинства, справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников
Участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления
Бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами организации
Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в организации
Бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации
Слайд 13
Конфликт интересов
педагогического работника
(статья 2, п. 33)
Противоречие между личной заинтересо-ванностью
педагогического работника и инте-ресами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся, если это приводит к конфликту его интересов в образовательной организации
Слайд 14Основные права обучающихся (статья 34)
Выбор образовательной организации
Выбор формы получения образования
и формы обучения после получения основного общего образования, по достижении 18 лет
Предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся
Участие в формировании содержания своего профессионального образования
Выбор после получения основного общего образования учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня:
- факультативных (необязательных для данного уровня образования)
- элективных (избираемых в обязательном порядке)
любых других учебных предметов, курсов (модулей), преподаваемых в образовательной организации
учебных предметов, курсов (модулей), преподаваемых в других образовательных организациях
Слайд 15ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Участие в управлении образовательной организацией (в порядке, установленном ее уставом)
Обжалование актов образовательной организации
(в порядке, установленном законодательством РФ)
Ознакомление с документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в образовательной организации
Слайд 16добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, посещать учебные занятия,
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы
выполнять требования устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися
бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность
Обязанности обучающихся (согласно ст. 43)
Слайд 17За неисполнение обязанностей к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания:
замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.
Не применяются к обучающимся:
‒ по образовательным программам дошкольного, начального общего образования
‒ с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)
‒ во время болезни обучающихся, академического отпуска, каникул и др.
Порядок применения взысканий в пп. 7 – 11 статьи 43
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ(согласно ст. 43)
Слайд 18ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
(СОГЛАСНО СТАТЬЕ 44)
обеспечить получение детьми общего образования
соблюдать:
‒ правила
внутреннего распорядка образовательной организации
‒ правила проживания обучающихся в интернатах
‒ требования локальных нормативных актов, устанавливающих режим занятий обучающихся
‒ порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями)
‒ порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения образовательных отношений
уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Слайд 19Обучающиеся, родители (законные представители) самостоятельно (через своих представителей) вправе:
направлять в органы
управления образова-тельной организацией обращения о применении к работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей), дисциплинарных взысканий
обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника
Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
(согласно статье 45)
Слайд 20ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(СОГЛАСНО СТАТЬЯМ 58, 59)
Промежуточной аттестацией сопровождается:
‒ освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования)
‒ освоение отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной.
Слайд 21ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (СОГЛАСНО СТАТЬЕ 59)
Это итоговая аттестация, завершающая освоение
основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и в иных формах