Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №45
р.п. Центральный
Володарского района Нижегородской области
Исследовательская
работа на тему:
Правильное питание школьников. Расчет потребляемой энергии,
необходимой учащимся для успешного обучения в школе.
Работу выполнил:
Каленюк Артем,
учащийся 8 класса
Руководитель:
Бачихина Светлана Ивановна,
учитель I квалификационной категории
Слайд 2«Единственную красоту, которую я знаю, - это здоровье»
И. Гете
«Для детей раннего
возраста здоровое, рациональное питание — это вопрос жизни и смерти, а для школьников — «закладка» здоровья или нездоровья на всю последующую жизнь»
Виктор Тутельян,
директор Института питания
Российской академии медицинских наук
Слайд 3Питание – составная часть обмена веществ, необходимое условие для нормального роста,
развития и жизнедеятельности организма.
Питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни человека, наряду с занятием физкультурой и спортом, правильным режимом труда, учебы и отдыха.
Слайд 4Проблема: Можем ли мы повысить качество обучения и улучшить самочувствие учащихся,
научившись рассчитывать энергию,
необходимую учащимся и энергию, потребляемую ими во время завтрака?
Гипотеза: Если научиться правильно рассчитывать энергию,
необходимую учащимся для успешного обучения и хорошего
самочувствия, научиться составлять меню завтрака, то можно повысить
качество обучения и избежать некоторых проблем здоровья.
Слайд 5Цель работы:
изучение роли питательных веществ и витаминов для здоровья
школьника
и расчет расхода энергии, необходимой учащимся для
успешного обучения в школе.
Задачи:
Изучить основные принципы правильного питания школьников;
Рассчитать энергию, необходимую учащимся для эффективной работы на уроках;
Составить примерное меню завтрака ученика.
Слайд 6Методы исследования
анализ литературы
анкетирование
учащихся 7-9 классов
по изучению
структуры питания
изучение
двухнедельного меню
школьной столовой
анализ
полученных данных
Слайд 7Q=m·q - формула количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива.
Закон сохранения энергии:
«Энергия не исчезает, и ниоткуда не появляется, а только переходит из одного вида в другой.
В замкнутой системе энергия сохраняется».
Энергия, которую потребляет школьник Е1, должна полностью превращаться в полезную энергию Е2.
Если Е1 = Е2, то правильное развитие ученика и успешное обучение в школе.
Если Е1 < Е2, то дистрофия, низкая успеваемость и отклонение в развитии.
Если Е1 > Е2, то ожирение и все последующие за этим заболевания, а так же низкая успеваемость.
Слайд 8Статистические показания медицинского осмотра
учащихся 7-9 классов МБОУ СОШ №45 2014-2015
уч.г.
В нашей школе 37% учащихся 7-9 классов с различного рода заболеваниями.
Слайд 9Основные принципы правильного питания
школьников:
Питание школьника должно быть сбалансированным.
Соотношение между
белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Питание школьника должно быть оптимальным.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400ккал;
14-17лет – 2600-3000ккал;
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500ккал больше.
Питание – одна из составляющих
здорового образа жизни
Слайд 10Необходимые продукты
для полноценного питания школьников
Фрукты. Это источник витаминов и
клетчатки, поддерживающие иммунитет. Это цитрусовые и гранаты, черешня, клубника, зелень.
Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Слайд 11Выявленные дефициты пищевых веществ в рационе школьников
Дефицит йода
Дефицит цинка
Снижение у
школьника памяти, внимания, слуха, зрения, речи;
нарушение физического развития; частые простудные и другие заболевания.
Дефицит селена
Дефицит железа
Витамин С
Витамин D
Витамин А
Слайд 12Учеными установлено, что определенные
продукты могут стимулировать умственную деятельность.
В рационе всех
школьников, а тем более в рационе отличников должно быть что-то сладкое:
чай с сахаром
сладкий творожок
небольшой кусочек шоколадки
Витамин В1 - витамин памяти, помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Он содержится в пророщенных зернах, отрубях, бобовых, в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке.
Слайд 13Результаты анкетирования учащихся
7, 8 и 9 классов (всего 43 человека)
Вопрос 2
Вопрос 4
Вывод: только 39% опрошенных могут обучаться на «4» и «5».
Вывод: 44% всех учащихся
перекусывают «вредными»
продуктами между приемами пищи.
Вывод: основа завтрака наших учеников – бутерброды.
Вопрос 1
Слайд 14Результаты анкетирования учащихся
7, 8 и 9 классов (всего 43 человека)
Вопрос 5
Вопрос 6
.
Вывод: 75% учащихся 7-9 классов питаются
завтраками в школьной столовой.
Вывод: 42% учащихся согласны с мнением многих родителей «Лишь бы вкусно», 47% иногда задумываются, а полезно ли то, что они кушают. И только 11% следят за своим питанием.
Слайд 15Правила здорового питания
Каждый день в рационе питания школьника
должны присутствовать следующие
продукты:
мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы,
свежие овощи и фрукты.
Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и
другие кисломолочные продукты, сыр - не
обязательно должны входить в рацион питания
каждый день, но в течение недели должны
присутствовать 2-3 раза обязательно.
Слайд 16Правила здорового питания
Учащийся должен питаться не менее 4 раз в день.
7.30-8.00
завтрак (дома, перед уходом в школу)
10.30-11.30 горячий завтрак в школе
14.00-15.00 обед в школе или дома
19.00-19.30 ужин (дома)
Чрезмерное употребление высококалорийных продуктов, газированных напитков может привести к ожирению и нарушениям работы пищеварения.
Соблюдение любых диет без консультации врача-диетолога может
привести к серьёзным нарушениям здоровья, вплоть до анорексии.
Время приема пищи
Слайд 17Охват горячим питанием
обучающихся МБОУ СОШ № 45
В начале учебного года охват
горячим питанием учащихся 5-11 классов был 56%, на конец 3 четверти 64%.
Процент питания учащихся 5-11 классов на начало
4 четверти
По данным на начало 4 четверти питаются обедами 62,5% учащихся 5-11 классов.
Слайд 18МЕНЮ НА 2 АПРЕЛЯ 2015г. (четверг)
Слайд 21Расчет энергозатрат
Е1=Е2
Е1=k·m·t
k – коэффициент энергозатрат,
m – масса тела в
килограммах,
t – время работы в минутах
Е2 =М·q, где q – калорийность продуктов, М – масса продуктов в граммах
k·m·t=М·q откуда можно найти
М= k·m·t/q – масса продуктов, необходимая школьнику для успешного обучения.
Моя масса составляет 55 килограмм. Рассчитаем затраты энергии:
занятия на 6 уроках: Е1у= 0,031ккал/мин.кг*55кг*270мин = 460,35ккал
перемены: Е1п=0,044ккал/мин∙кг*55кг*55мин=133,1ккал
Е1= Е1у+ Е1п=593,45ккал
Я должен расходовать примерно 593 калории в школе.
Слайд 22Рассчитаем несколько вариантов завтрака (593ккал) для хорошей успеваемости ученика (масса 55кг)
в школе:
Вариант 1.
Слайд 25Выводы
В ходе работы я сформулировал основные принципы
рационального питания:
Количество энергии, поступающей
с пищей, должно соответствовать энергозатратам организма в процессе жизнедеятельности.
Пища должна удовлетворять потребности организма в количественном и качественном составе и соотношении питательных веществ, необходимых для полноценной жизни и здоровья человека.
Режим питания должен быть организован так, чтобы организм получал порции энергии и питательных веществ только по мере необходимости, успевал справляться с работой по переработке пищи и выводу отходов, имел возможность и время отдохнуть и восстановиться.
Слайд 26Чтоб расти и развиваться,
нужно правильно питаться!
Будь здоров всегда-
День, неделю, года!
Правильно
питайся,
Хочешь – закаляйся,
Не ешь ты много химии,
И будешь жить счастливее!
Слайд 27Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность [текст, иллюстрации] –
СПб.: Детство – Пресс, 2006-30с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Две недели в лагере здоровья»/ методическое пособие. -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2006.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании»/ Праздники.-М.: , ОЛМА- ПРЕ
4. Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке [Текст] – М.: Росмен, 2005-112с.
5. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание [Текст, иллюстрации] – М.: Колос, 1995-335с.
Ресурсы Интернет:
1. elkin52.narod.ru
2. www.wikipedia.org