Слайд 1Организация работы микологической лаборатории
Практическое занятие №1
Раздел 4. Проведение лабораторных общеклинических исследований
кожи, волос, ногтей
Слайд 2План практического занятия:
Повторим пройденный лекционный материал в виде игры «Вопрос-ответ»;
Разберем актуальность
лабораторной диагностики грибковых инфекций;
Изучим особенности работы в микологической лаборатории».
Слайд 3ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ !!!
ИГРА «ВОПРОС – ОТВЕТ»
Слайд 4ПРАВИЛА ИГРЫ – собери больше карточек «красного цвета»
КРАСНЫЙ – ответ не
правильный;
ЗЕЛЕНЫЙ – ответ правильный;
ЖЕЛТЫЙ – ответ не полный;
СИНИЙ – ответ содержит ошибки
Слайд 5Какая наука занимается изучением о болезнях кожи и её придатков?
Слайд 7Что является предметом изучения в дерматологии?
Слайд 8Ответ:
изучение строения и функций кожи в норме и при патологии;
причин
и патогенеза различных заболеваний кожи;
их взаимосвязь с различными патологическими состояниями организма;
разработка методов диагностики и лечения;
Разработка методов профилактики заболеваний кожи.
Слайд 9На какие разделы делится наука Дерматология?
Слайд 12Ответ:
Заболевания кожи, ногтей и волос
Слайд 13Что изучает частная дерматология?
Слайд 14Ответ:
- это раздел «венерология», изучает инфекции передающиеся половым путем
Слайд 15и так, ДЕРМАТОЛОГИЯ – изучает болезни кожи, волос и ногтей
Что представляет
собой кожа для человека?
Слайд 16Ответ:
Кожа – это защитная оболочка нашего организма!
КОЖА – самый
большой орган тела человека!
КОЖА - является биологическим барьером от внедрения микроорганизмов!
КОЖА – это иммунный орган человека (участвуют в иммунном ответе организма на внешние воздействия: тепло, холод, повреждения).
Слайд 17Используя картинку расскажите о строении кожи?
Слайд 18Ответ:
I-эпидермис:
1 — роговой слой;
2 — стекловидный слой;
3
— зернистый слой;
4 — шиповатый слой;
5 — базальный слой.
II— дерма или собственно кожа:
6 — сосочковыи слой;
7 — сетчатый слой.
III — подкожная жировая клетчатка:
IV — потовая железа;
V — волосяной фолликул;
VI — сальная железа.
Слайд 20Ответ:
Потовые железы
Сальные железы
Волосы
Ногти
Слайд 21Какие функции выполняет кожа?
В чем их функция заключается?
Слайд 22Какая на экране функция?
Участвует в синтезе (образовании) Т-хелперов, Т-супрессоров, В-клеток
(т.е.
иммунных клеток)
Слайд 24Эта функция…?
препятствует проникновению и распространению чужеродных антигенов в организме человека.
Слайд 26Всасывающая функция кожи отвечает за…?
Слайд 27Ответ:
Всасывание (резорбция) через потовые, сальные железы и поры кожи различных
химических веществ и лекарственных препаратов
Слайд 28В чем заключается смысл дыхательной функции кожи?
Слайд 29Ответ:
Кожа имеет поры эпидермиса, сосуды дермы, которые осуществляют так же дыхание
и участвуют в обмене углекислого газа и доставке кислорода к тканям и органам организма человека.
Слайд 31Ответ:
В коже накапливаются различные вещества поступающие в наш организм из
«вне» (с продуктами питания, употребление витаминов и других косметических средств), а так же те ферменты, гормоны, витамины (А, Д) и микроэлементы которые осуществляется в азотистом, углеводном, витаминном и других обменах.
Слайд 33Ответ:
Чувствительность кожи к теплу, холоду, горячему, острому, гладкому, боль, прикосновение
и т.д.
Проецирует функциональные и органические изменения внутренних органов, ЦНС, эндокринной и иммунной систем!!! Т.е. восточная медицина основана на меридианах, на которых проецируются органы человека.
Слайд 34Значит ли это, что имея все эти функции кожи человек никогда
не заболеет кожными грибковыми инфекциями?
Слайд 35Ответ:
НЕТ!!!
Кожа человека населена различными видами микроорганизмов;
Одни микроорганизмы – обитают постоянно, другие
– временно!!!
При ослаблении тех или иных функций можно заболеть кожными инфекциями;
А так же при нарушениях личной гигиены.
Слайд 36Расскажите о представителях нормальной микрофлоры кожи человека?
Слайд 37Ответ:
1 группа: ПОСТОЯННЫЕ или РЕЗИДЕНТНЫЕ микробы – «обитают» всегда на коже
здорового человека;
2 группа: ВРЕМЕННЫЕ РЕЗИДЕНТЫ – микробы попадающие из внешних источников загрязнения, «обитают» на коже недолго;
3 группа: ТРАНЗИТНЫЕ – микробы попавшие на кожу случайно и не размножающиеся на коже.
Слайд 38Факторы, влияющие на микробный состав кожи?
Слайд 39Ответ:
Физиологическая активность кожи;
Особенности микроорганизмов (патогенные, непатогенные, условно-патогенные);
Внешние факторы окружающей среды (климат,
влажность, температура, времена года);
Условия профессии;
Гигиенические привычки;
Прием лекарственных препаратов;
Хронические и острые заболевания (сахарный диабет, псориаз, себорея и т.д.)
Слайд 40Всегда ли наша кожа будет молода, красива и с тем же
микробным составом?
От каких факторов это зависит?
Слайд 41Ответ:
НЕТ! Изменения кожи зависят от многих факторов:
старении (возраст человека);
- заболеваниях
внутренних органов (печени, желудка, кишечника, эндокринной системы, нервной, сосудистой системы);
- наличии обменных нарушений;
- авитаминозах;
- генетических болезнях;
- аллергии;
- наличии хронических и острых воспалений кожи и придатков кожи (волосы, ногти, сальные железы).
Слайд 42Ответ:
ультрафиолетовое излучение (солнечная активность, злоупотребление загаром)
- продолжительность курения в
течение жизни
- употребление алкоголя
- сложное сочетание патологии внутренних органов
- биологический возраст человека
Слайд 43Какие могут быть внешние признаки изменения (старения) кожи у здорового человека?
Слайд 44Ответ:
уменьшается эластичность и упругость кожи (тургор);
появляются глубокие складки и трещины;
понижается функция салоотделения;
суживается просвет кровеносных и лимфатических капилляров кожи;
появляется сухость, шелушение, изменение цвета лица, дряблость, пятна.
Слайд 45Значит ли это, что у человека имеется грибковое заболевание при выше
перечисленных симптомах?
Слайд 46Ответ:
НЕТ!!!
Больной имеющий грибковую инфекцию предъявляет два вида жалоб:
- субъективные (зуд,
чувство стягивания, сухости, боль, покалывание, жжение, «онемение», «ползанье мурашек»).
- объективные (появление пятна, папулы, розеолы, пузырька, бугорка, волдыря и т.д.)
Слайд 47Как называются кожные заболевания не связанные с патогенными грибами и микроорганизмами?
Слайд 49Причины возникновения дерматозов?
Внешние и внутренние факторы, воздействующие на кожу и слизистые
оболочки
Слайд 50Внешние факторы, воздействующие на кожу?
Механические (травмы, ранения, ушибы, потертости, порезы);
Физические (тепло,
холод, излучение, электрический ток);
Биологические (растения, микроорганизмы, животные, паразиты).
Слайд 51Внутренние факторы, воздействующие на кожу?
Наследственные факторы, генетические нарушения ( ихтиоз, псориаз);
Аллергия;
Нарушения
иммунной системы;
Нарушения эндокринной системы (С.Д., тиреотоксикоз, гипергликемия);
Функциональные нарушения нервной системы (стресс, период полового созревания, беременность, климакс);
Заболевания органов ЖКТ (печень, кишечник, желудок);
Обострение хронических дерматозов;
Заболевания сосудистой сисстемы (артерий, вен, капилляров, лимфатических сосудов);
Злокачественные новообразования в кожу;
Заболевания мочевыводящей системы (аденома, уремия).
Слайд 52Как называются грибковые инфекции?
Дайте определение термину.
Слайд 53Ответ:
МИКОЗЫ - или грибковыми заболеваниями называют группу кожных болезней человека, вызываемых
различными грибками.
Наука изучающая патогенные грибы и грибковые заболевания – МИКОЛОГИЯ.
Слайд 54Какие возбудители микозов вам известны?
Слайд 55Ответ:
антропофильные грибы, паразитирующие на человеке;
зоофильные грибы, переносимые животными;
геофильные грибы,
которые присутствуют в почве как сапрофиты:
условно-патогенные грибы, в основном дрожжеподобные грибы рода Candida.
Слайд 56Назовите общие признаки паразитирования патогенных грибов?
Слайд 57Ответ:
Способны размножаться спорообразованием (бесполое размножение);
Способны поражать все слои кожи;
Паразитируют не только
на коже, но и на слизистых оболочках;
Способны сохранять жизнеспособность при высушивании и замораживании до 5лет, некоторые выдерживают кипячение 60С;
Могут жить без кислорода и солнечных лучей;
Устойчивы к УФ-лучам;
Благоприятная среда для роста нейтральная или сл.щелочная.
Слайд 58Какая существует классификация грибков по группам?
Слайд 59Ответ:
дерматофиты
недерматофиты, в т. ч. дрожжевые и плесневые
Слайд 60Как происходит заражение патогенными грибками?
Слайд 61Ответ:
1) либо непосредственно от больного человека или животного (прямой путь)
2)
либо через вещи, бывшие в употреблении у больных, предметы ухода за животными (непрямой путь заражения)
Слайд 62Факторы, провоцирующие возникновение и развитие микозов?
Слайд 63
Ответ:
"внешние" (постоянная влажность, трещины и расчесы на коже, жаркий и влажный
климат);
"внутренние" (сахарный диабет, ожирение, СПИД, иммуносупрессивная терапия , антибиотики, оральные контрацептивы, возрастные особенности).
Слайд 64От чего зависит восприимчивость человека к патогенным грибкам?
Слайд 65
Ответ:
Восприимчивость к грибковым заболеваниям различна.
Она может варьировать
в зависимости:
от агрессивности гриба;
чувствительности макроорганизма (человека);
климатогеографических факторов;
условий труда и быта;
социальных условий.
Слайд 66Какие существуют пути передачи грибка?
Слайд 67Ответ:
через маникюрные инструменты (щипчики пилочка, ножницы);
через обувь;
предметы личной гигиены (бритва, расчестка, одежда, шапка), банные принадлежности;
через рукопожатие, перчатки, носки: старые перчатки после лечения грибка выбрасывайте: иначе вновь заразитесь через оставшиеся в перчатках чешуйки.
Слайд 68На чем основана классификация грибковых инфекций?
Слайд 69Ответ:
Этиологии: На принадлежности патогенных грибков к определенному виду, классу, группе;
Патогенеза: развитие
болезни, уровень поражения кожи;
Клинической картине: на морфологических элементах при грибковой инфекции.
Слайд 70Какая в настоящее время применяется классификация грибковых инфекций?
Слайд 71Ответ:
КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МИКОЗОВ
(разработана: Ариевичем А.М., Шеклаковым Н.Д.)
Слайд 72Расскажите клиническую классификацию грибковых инфекций?
Кератомикозы;
Дерматофитии (трихофития и микроспория);
Кандидозы;
Глубокие микозы.
Псевдомикозы.
Слайд 73Какая существует профилактика микозов?
Первичная профилактика - направлена на предупреждение развития грибкового
заболевания у еще не имевших микоза.
Вторичная профилактика - направлена на людей уже переболевших грибком кожи, ногтей.
Методы профилактики грибковых инфекций:
соблюдение личной гигиены,
уход за ногтями и кожей стоп,
дезинфекция, или профилактическое использование противогрибковых препаратов.
Слайд 75
Задание №2
Получите у преподавателя вопросы тестового контроля знаний.
Ответьте на вопросы,
выбрав один правильный ответ.
Время на выполнение задания 10 минут.
Слайд 76Задание №3
Получите карточку задание у преподавателя «морфологические элементы кожи»;
Внимательно изучите рисунок,
дайте данному элементу название и определение термина;
Время на выполнение задания 10 минут.
Слайд 77«Особенности работы в микологической лаборатории»
Тема практического занятия №1
Слайд 78Цель занятия:
Изучить особенности работы в микологической лаборатории
Слайд 79Задачи занятия:
Научиться производить забор и обработку биологического материала с поражённого участка
для лабораторного исследования.
Изучить способы лабораторной диагностики патологического материала с пораженных участков;
Освоить методику приготовления нативных препаратов для микроскопического исследования.
Слайд 80Студент должен знать:
Особенности работы в микологической лаборатории (устройство, оснащение диагностической лаборатории);
Методы
лабораторной диагностики используемые для диагностики грибковых инфекций;
Правила заполнения сопроводительного бланка анализа в микологическую лабораторию.
Слайд 81Студент должен уметь:
Производить сбор патогенного материала с пораженных участков;
Уметь регистрировать поступивший
материал в журналах КДЛ;
Готовить препараты из поступившего материала;
Производить микроскопическое исследование приготовленных препаратов;
Регистрировать полученных результат.
Слайд 82Оснащение занятия:
эпилляционный пинцет
скальпель
скарификатор
анатомический пинцет
шпатель
лупа
предметные стёкла
покровные стёкла
Микроскопы
Щелочь
Лампа Вуду
Слайд 83Актуализация темы:
Работа в микологической лаборатории (как и в бактериологической) связана с
исследованиями инфекционного материала, идентификацией культур патогенных грибов.
И сопряжена с особыми правилами поведения и проведения лабораторных исследований!!!!
Слайд 84Сообщение новых знаний:
Лабораторные исследования проводятся не только в спец.КДЛ (микологических) и
ЛПУ (кожно-венерологический диспанссер и стационар), но и в лабораториях широкого профиля;
Устройство и режим работы микологической лаборатории должны обеспечивать предупреждение рассеивания патологического материала в окружающей среде, чтобы избежать заражения, аллергизации и распространения инфекции среди сотрудников и больных.
Слайд 85Устройство лаборатории
Лаборатория должна иметь определенный набор помещений:
Комнату (или специально оборудованное место)
для приема и регистрации анализов;
Бокс-посевную для посева и работы с культурами;
Комнату с автоклавами для стерилизации и уничтожения патологического материала и культур;
Моечную;
Препараторскую;
Кладовую;
Гардероб для одежды;
туалет.
Слайд 86Комплектация лаборатории
Лаборатория укомплектовывается легко подвергающейся дезинфекции мебелью, включая шкафы для чистой
лабораторной посуды, реактивов, питательных сред; соответствующим оборудованием и инструментами.
Слайд 87Пол и стены помещений, где проводится лабораторная диагностика микозов, должен выдерживать
мытье дезинфицирующими растворами.
Нормативный документ при работе с патогенным материалом: «Инструкция по проведению противоэпидимических и дезинфекционных мероприятий при микроскопии, трихофитии и фавусе».
Слайд 88Для работы необходимы:
спиртовка, микробиологические петли, микологические лопаточки, шпатели, эпиляционные ланцеты, маникюрные
кусачки, скальпели, ножницы, ложечки Фолькмана, пипетки разные, пастеровские пипетки, иглы препаровальные, стеклянные палочки, шприцы, низкоскоростная центрифуга, аппарат для встряхивания, чашки Петри, пробирки, стеклянная посуда, ультрафиолетовая лампа Вуда с фильтром, микроскопы, осветители, термостаты, автоклавы, холодильники, сухожаровые шкафы, бактерицидные лампы.
Слайд 89Лабораторные столы следует покрывать стеклами с частично окрашенной в черный цвет
обратной стороной: на черном фоне лучше видны обычно светлые культуры грибов, а также мелкие частицы исследуемого материала;
Воздух в лаборатории стерилизуют бактерицидной лампой, дезинфицирующими аэрозолями или ультрафиолетовыми лучами;
Необходимо достаточное количество дезинфицирующих средств;
Слайд 90Влажная уборка в помещении должна производится каждый день с применением дезинфицирующих
средств (5% раствор хлорамина, 5% осветленная хлорная известь).
Термостаты еженедельно протирают 0,5% хлорамина;
Стены обрабатывают дез.растворами 1 раз в месяц;
Стерилизацию посуды и инструментов горячим воздухом в сухожаровых шкафах производят при 180 °С в течение 60 мин.
Слайд 91Помните !!!
любой изучаемый материал потенциально опасен!
Слайд 92Условия работы в микологической лаборатории
Забор материала должен производиться в специальной,
отдельной комнате;
Медицинский работник должен быть одет в мед.форму и защищен очками, перчатки стерильные медицинские и маска;
При заборе материала должен использовать стерильные или одноразовые инструменты (ножницы, шпатель, пинцет, скальпель, скарификатор и т.д.);
Слайд 934. Запрещается передвижение работников лаборатории во время исследования по лаборатории;
5. При
возникновении спорных вопросов, обратиться к зав.лаборатории и/или воспользоваться «музеем культур»;
6. Каждое рабочее место должно быть дополнительно освещено источником света (настольная лампа);
7. Рабочее место лаборанта должно иметь 3 рабочие зоны (чистая, рабочая, грязная);
Слайд 948. Современные микологические лаборатории должны иметь не только световой микроскоп, но
и электронный, люминисцентный;
9. Должны иметь набор необходимой лабораторной посуды, инструментария, набор красителей и химических реактивов: 20-30% растворы щелочей (NaOH, KOH), раствор Люголя, 70%спирт, набор по Граму, набор по Гимзе, эфир;
10. При взятии материала следует соблюдать строгие инструкции:
Слайд 95Техника взятия (сбора) патологического материала
Взятие материала производят в отдельной комнате,
одним лаборантом;
При взятии материала пациента необходимо уложить / посадить на кушетку с одноразовой салфеткой, так чтобы дневной свет хорошо освещал поверхность тела пациента;
Определить какой материал на исследование нужен (корочка, волос, ногти чешуйки);
Слайд 964. Приготовить необходимый инструмент для забора материала (пинцет, ножницы, скальпель, шпатель,
лупа);
5. Направить на пораженную область дополнительный источник света;
6. Перед взятием материала необходимо хорошо осмотреть поверхность пораженной кожи и здоровой, при помощи лупы;
7. Далее необходимо произвести забор материала:
Слайд 97Например:
При наличии нескольких мест поражения, материал берут с каждого упаковывая его
в отдельный пакет;
При наличии участков облысения, захватывают и чешуйки кожи и волос в области облысения и на здоровом участке кожи;
При поражении гладкой кожи, берут чешуйки кожи и пушковые волосы;
Слайд 98Покрышки пузырьков соскабливают шпатылем с пузырька и по периферии;
Ногти остригают ножницами/маникюрными
кусачками и скальпелем собирают с поверхности ногтя чешуйки;
Волосы остригают с разных участков волосистой части головы.
Грубые роговые массы с подошв стоп (реже ладони) срезают скальпелем или лезвием безопасной бритвы;
Слайд 99Гной и сукровичное отделяемое с открытых участков поражения собирают стерильной ложечкой
Фолькмана, пастеровской пипеткой, бактериологической петлей;
При закрытых гнойных процессах содержимое собирают шприцем и помещают в стерильные баночки с крышкой или в пробирки;
Далее весь собранный материал необходимо правильно упаковать и заполнить сопроводительный бланк.
Слайд 100Правила упаковки собранного материала:
С каждого очага воспаления в отдельный пакет;
Материала должно
быть достаточно! Чтобы в случае получения отрицательных результатов лабораторного исследования, была возможность сделать повторные исследования.
Отобранный материал помещают пинцетом в плотный, двойной, не проницаемый для света и воздуха пакет (крафт-пакет) и заполняют сопроводительный бланк.
Слайд 101Сопроводительный бланк должен содержать:
Ф.И.О. пациента, его возраст;
Номер истории болезни;
Место нахождения больного
(стационар, поликлиника);
Предположительный или известный диагноз;
Какой материал направляется в лабораторию;
От куда (место, область поражения) был взят материал;
На какой день от начала заболевания был взят материал;
Точное указание на какое исследование направляется материал;
Дата и время взятия материала;
Подпись лица производившего взятие материала.
Слайд 102ВАЖНО!
Нельзя полученный материал доставлять в лабораторию в антисанитарном состоянии;
При исследовании использовать
грязную посуду и инструменты;
Брать доставленный материал руками, только пинцет!!!
Слайд 103ВАЖНО!
5. Доставленный материал исследовать в кротчайшие сроки;
6.Предварительно перед исследованием разделить материал
на три части: для микроскопического исследования, культурального и повторного изучения.
Слайд 104Методы лабораторной диагностики грибковых инфекций
Микроскопический метод (нативный и окрашенный препарат).
Микроскопия –
наиболее простой и быстрый метод диагностики патогенных грибов.
Техника: В центр предметного стекла капают 1 каплю 10-20% и добавляют к щелочи измельченный материал.
Слайд 105Микроскопический метод
Слегка подогревают препарат над пламенем спиртовки до появления белого
ободка по краю капли.
Накрывают сверху покровным стеклом и оставляют на 5-10 мин (волосы, кожные чешуйки) и на 30-40 мин (ногти) для размягчения и просветления препарата.
Далее производят микроскопирование на малом и большом увеличении.
Исследовать препарат необходимо в течение 2-3часов!!
Если не нагревать тогда, вносим каплю 20%KOH и оставляем на 30-60 минут.
Слайд 106Приготовление окрашенных препаратов
Чаще применяют при изучении отделяемого язв, свищей, соскобов, при
грануляции тканей;
Лучшее выявление гриба происходит в нативных препаратах!!!
Тонким слоем размазывают жидкий материал по поверхности предметного стекла.
Далее мазки фиксируют в смеси Никифорова (спирт+эфир, поровну)
Затем сушат на воздухе и окрашиваю красками в зависимости от цели исследования.
Могут применять окраску по Граму, Гимзе, Адамсу, Цилю-Нильсену, Сабуро, Аравийскому и т.д.
Слайд 107Существует более простой метод окраски препаратов:
Применяют щелочные растворы красителей!
Погружают материал (волосы,
чешуйки) капельку смеси равных количеств 2-5% р-ра щелочи и 1% р-ра эозина или метиленового синего;
Препарат прогревают до появления кристаллического ободка по краю капли;
Накрывают сверху покровным стеклом и просматривают под микроскопом через 2-3 часа.
Слайд 108При микроскопии препаратов с патогенными грибами учитывают:
Толщину (диаметр) мицелия;
Размеры других элементов
гриба (споры, конидии (макро и микро), конидиеносцы);
Используют при этом окуляр микроскопа и с микрометром (шкала деления).
Слайд 109Культуральное исследование
По другому называют «микологическое исследование».
Цель: выделить чистую культуру гриба
при посеве патологического материала.
Посев осуществляют на среду Сабуро (жидкая и агаризированная) и синтетические среды (элективные), с соблюдением правил асептики, во избежания развития посторонней флоры!
Культивирование происходит при t=26-28С;
Зрелая колония считается через 2-3, реже 4 недели.
Слайд 110Правила посева
Перед посевом патологический материал
следует обработать:
антибиотиком широкого спектра действия, для
угнетения сопутствующей микрофлоры;
Антибиотиком (циклогексемидином), для угнетения плесневой флоры;
Антибиотиком (дезертомицином), для угнетения дрожжевой флоры;
Дезинфицирующими веществами ( антиформин, 50% спирт, 1-2% р-р формалина, 2% р-р карболовой кислоты, 0,1% р-р сулемы).
Можно, выше перечисленные средства добавлять в тех же количествах в питательные среды!!!
Слайд 111Взятый для исследования материал сортируют с учетом предполагаемого диагноза;
Далее перед посевом
его измельчают на предметном стекле или в чашке Петри;
Чешуйки кожи, ногти, волосы при посеве помещают на скошенный агар в пробирки или чашки Петри, методом (точек или штриха);
Метод точек: из одной пробы материал сеят в 2-3 точки, на расстоянии 1-2 см;
Из одной пробы делают посев на 3-4 пробирки (волосы), 4-5 пробирок (ногти и кожные чешуйки) или 2 чашки Петри.
Слайд 112При описании выросшей колонии учитывают:
Вид колонии: блестящая, матовая, сальная, крошащаяся
Форма колонии:
округлая, овальная, прямоугльная, звездчатая и т.д.
Консистенция колонии: пленчатая, рыхлая, с кратером, складчатая, сметанообразная, бархатистая и т.д.
Цвет и оттенок колонии: бесцветный, розовый, красный, голубой, зеленоватый и т.д.
Слайд 113Назначение питательных сред в микологической лаборатории
Слайд 114Среды для культивирования дерматофитов
«Пробный» агар (среда) Сабуро и Сусло-агар (применяют для
первичного посева пат.материала);
Агар «сохранения» Сабуро (применяется для сохранения музейных культур);
«Пептонный» агар Сабуро (применяют для выращивания возбудителя фавуса);
Жидкая среда Сабуро (применяют для выращивания грибницы при изготовлении антигенов – иммунологический метод).
Слайд 115Экспериментальный метод
Заражение лабораторных животных (белые мыши, крысы, хомяки, кролики, морские свинки,
собака, кошка, обязьяна, птица, лягушка);
Метод относится к группе биологических методов;
Проводят для оценки патогенности выделенного патогенного гриба;
При заражении животного учитывают метод введения патогенного гриба;
Слайд 116Смывы культур гриба должны быть зрелые, а патогенный материал без посторонних
примесей;
После заражения животных: одно животное извлекают - через 10-14 дней, а другое животное оставляют погибать, наблюдая за развитием заболевания.
Результат оценивают по: характеру выделенной культуры от животного, его иммунологическим свойствам, гистологическим исследованиям органов.
Слайд 117Иммунологические исследования
Проводятся с помощью:
Аллергических проб;
Серологических реакций;
Иммуноклеточных реакций;
Цель: выявить иммунологическую реактивность
организма человека в процессе течения микоза!
Слайд 118Гистологические и гистохимические исследования
Позволяют не только обнаружить патогенные грибы в тканях,
но и изучить особенности его морфологии, оценить реакцию тканей на внедрение гриба и интенсивность патологического процесса.
Для этого используют: биопсийный, операционный и аутопсийный материал.
Материал, взятый при вскрытии необходимо взять в первые 12ч!
Слайд 119Электронно-микроскопический метод
Проводится с использованием трансмиссионного микроскопа, в ультратонких срезах;
При изучении ультраструктуры
клетки гриба, изучения обменных процессов в клетках гриба, изучения действия противогрибковых препаратов.
Это позволило выявить наличие в составе клеточной стенки патогенного гриба 5 слоев различной электронной плотности: наружного гомогенного, мембранного, наружного фибриллярного, гранулярного и внутреннего фибриллярного слоёв.
Слайд 120Домашнее задание:
Законспектировать материал практического занятия;
Повторить лекцию №1-4;
Подготовить презентацию по теме «Лабораторная
диагностика кератомикозов» по шаблону (этиология, эпидемиология, клиника, диагностика):
Разноцветный лишай;
Узловатая трихоспория (белая и черная пьедра);
Черепицеобразный микоз (Болезнь Токело);
Эритразма.