Слайд 2Портфолио («портфель достижений») студента
может стать одним из эффективных инструментов оценки компетенций
в ХХI веке студента
От англ portfolio - 1) портфель; папка; 2) портфолио, образцы выполненных работ; a photographer's portfolio — портфолио фотографа; 3) набор; перечень (предметов, качеств и пр., принадлежащих кому-л.)
Слайд 3 Портфолио студента – это рекламная карточка, цель которой
продемонстрировать интересные, яркие и запоминающиеся моменты из личной и профессиональной жизни студента и доказать присутствие необходимых для получения желаемой работы навыков. В портфолио отражают научные, спортивные, творческие и личные достижения, которые подтверждаются приложенными документами (грамотами, дипломами, фотографиями)
Слайд 4Портфолио студента –
форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов
учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций и научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности данного студента с возможностью дальнейшей коррекции процесса обучения.
Слайд 5На сегодняшний день выделяют следующие типы портфолио:
- Портфолио документов – портфель документов, подтверждающих
достижения студента;
- Портфолио работ – сборник творческих, исследовательских, а также описание направлений его творческой и учебной деятельности;
- Портфолио отзывов – содержит отзывы преподавателей, руководителей, а также собственную оценку достижений.
Слайд 6На сегодняшний день выделяют следующие типы портфолио:
Портфолио документов – портфель документов, подтверждающих
достижения студента;
Портфолио работ – сборник творческих, исследовательских, а также описание направлений его творческой и учебной деятельности;
Портфолио отзывов – содержит отзывы преподавателей, руководителей, а также собственную оценку достижений.
Слайд 7Стратегическик цели портфолио:
1) показать все, на что студент способен, продемонстрировать его
наиболее сильные стороны, максимально раскрыть его (её) человеческий, профессиональный, творческий потенциал;
2) привить студенту навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике;
3) сформировать у студента навыки самосознания и адекватной самооценки своих результатов, понимания их динамики.
Слайд 8Проблемы внедрения технологии портфолио:
1. Неясно сформулированы педагогические цели внедрения метода портфолио
как для преподавателей, так и для самих оцениваемых (студентов)
2. Отсутствие формулировки принципов отбора содержания, т.е. рубрикации портфолио студента
3. Непродуманность процедуры шкалирования рубрик портфолио и оценки (рейтингования) в целом всего портфолио.
4. Нечетко сформулированы и описаны процедуры выбора документа для включения его в портфолио (или для изъятия документа из портфолио) и процедуры анализа этой процедуры.
5. Отсутствие понимания интерпретации результатов измерения при анализе документов портфолио.
Слайд 9Вопросы при внедрении технологии метода портфолио:
Кто именно (студенты, преподаватели или
другие лица) могут включать материалы (документы, файлы) в портфолио?
Кто именно (студенты, преподаватели или другие эксперты, оценщики) будут участвовать в оценке? Как часто будет проводиться оценка? При каких условиях? Какие стандарты оценивания и рейтингования будут использоваться?
Как долго будут храниться записи (документы, файлы) портфолио? И как долго они будут значимыми (валидными) индикаторами прогресса студента?
-Кто имеет доступ к портфолио и результатам его оценки?
- Какие процедуры будут использоваться, чтобы удалить в случае необходимости записи из портфолио?
Слайд 10Педагогические и организационные условия внедрения портфолио
Портфолио могут лучше всего использоваться,
чтобы оценить способность и готовность студента к профессиональной деятельности, т.е. оценить его компетентность
Документы (файлы) для включения в портфолио должны выбираться и студентами, и преподавателями в соответствии со взаимным соглашением.
Слайд 11Педагогические и организационные условия внедрения портфолио
Портфолио лучше всего используются в
критериально-ориентированном смысле, т.е чтобы оценить развитие студентов в течение длительного периода времени по отношению к требованиям ФГОС, т.е. понятным сформулированным критериям, а не в нормативно-ориентированном смысле, т.е. путем сравнения достижений студентов между собой.
При обучении гуманитарным специальностям, например, культуры и искусства, с помощью портфолио должен быть оценен творческий потенциал студента
Слайд 12Педагогические и организационные условия внедрения портфолио
Студенты должны быть мотивированы составлять, формулировать
и представлять разнообразные типы материалов, файлов и документов. Тогда портфолио будет наиболее эффективным как оценочный инструмент.
Метод портфолио и совместное (коллективное, групповое) обучение (т.е. процесс обучения, при котором учащиеся (студенты) работают в парах или небольших группах) хорошо сочетаются друг с другом. При желании эти две технологии могут быть легко объеденины.
Слайд 13Педагогические и организационные условия внедрения портфолио
В аттестационных инструментах, когда требуется
составление больших письменных документов (типа курсовых проектов, дипломных проектов и т.п.) доказательства целостности и адекватности процесса работы студента более полезны, чем только один конечный продукт – текст диплома. При этом роль портфолио становится весьма значительной.
Слайд 14Педагогические и организационные условия внедрения портфолио
Для включения студенческой рефлексии в технологию
портфолио (что желательно), необходимо вводить как процедуру самокритического анализа, самооценки студентом своей работы так и критический анализ документа (или процесса), проведенный преподавателем. При этом портфолио должен быть сформирован так чтобы и преподаватели, и студенты могли бы сравнить свои оценки.
Слайд 15Педагогические и организационные условия внедрения портфолио
Оценка содержания портфолио требует, по крайней
мере, двух уровней организации: 1) четкая рубрикация (разбиение на категории) и организация первичных данных (документов, материалов, доказательств, свидетельств); 2) комплексное оценивание имеющихся данных в каждой рубрике.
Если предусматривается рейтингования портфолио, т.е. приписывание оценок, баллов на некоторой шкале, то необходимо для каждой рубрики составить описания шкалирования для данных (документов, файлов), включенных в конкретную рубрику.
Слайд 16Электронное (цифровое) портфолио студента
- это технология, при которой студенты самостоятельно, но
под руководством преподавателей, собирают структурированный набор "записей" (файлов), состоящий из материалов законченных учебных работ или внеучебных достижений. Эти файлы могут быть любыми - текстовыми, графическими, аудио или видео, и могут содержать конечный учебный продукт (реферат, доклад и т д.), а также процесс работы студента.
Слайд 17Электронное портфолио
Главная цель программного обеспечения электронного портфолио - обеспечить более
легкую организацию и доступ к его содержанию, чем это было бы возможно в бумажном варианте портфолио
Слайд 18Электронное портфолио
может служить:
инструментом радикальной информационно- коммутативной модернизации учебного заведения;
инновационным средством
воспитательной работы, направленной на повышение самостоятельности и ответственности студентов;
оценочным средством, которое в совокупности с традиционной аттестацией позволяет проводить более валидную, т.е. более значимую и достоверную аттестацию студентов;
инструментом постоянного совершенствования информационной компетенции студентов, которые будут вынуждены систематически применять разнообразные программные продукты в процессе формирования цифрового портфолио.