Слайд 1Перспективная модель ОГЭ по обществознанию
2020 г.
Слайд 2Круглый стол: "Перспективы развития экзаменационных моделей ОГЭ с учетом новых образовательных
стандартов".
23 октября 2018 года представители ФИПИ обсудили новые модели КИМ экзаменов в 9 классе в связи с планируемым полным переходом основной школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Слайд 3Какими будут модели контрольно-измерительных материалов в 2020 году?
Слайд 4Демоверсия 2019
Проект 2020
Человек и общество. Духовная
культура
Экономика
Сфера политики и
социального управления
Право
Социальная сфера
все области знаний, в которых должен ориентироваться школьник - экономика, политология, право и другие - по-прежнему будут представлены в экзамене
Тематические блоки
Слайд 5
Продолжительность
Демоверсия 2019
Проект 2020
2,5 часа (150 минут).
До
После
3 часа (180 минут)
Слайд 6Основные умения и способы действий
Проект 2020
Характеризовать социальные свойствах человека, особенности его
взаимодействия с другими людьми; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей;
Описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций;
Приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах;
Классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям;
Сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия;
Устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни,
гражданина и государства);
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.);
Составлять на их основе план, таблицу, схему, соотносить содержание нескольких источников социальной информации;
Переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др.), умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
Анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить ее с собственными знаниями;
Использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;
Слайд 7Примеры заданий на самостоятельную формулировку ответа в развёрнутой форме
Задание 1.(в
2балла оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. П.)
1. Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного из них. Запишите развёрнутый ответ.
Слайд 8Задание 2 (1балл Б.)
3. Верны ли следующие суждения о морали?
А.
Люди, нарушающие нормы морали, несут юридическую ответственность.
Б. Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения и внутренним самоконтролем личности.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
Ответ:
Слайд 9Задание 3 (1балл.Б.)
В классе появился новый ученик, который стал претендовать на
место лидера. Среди одноклассников возник конфликт: часть ребят поддержала новенького, часть – нет. Что поможет цивилизованно разрешить конфликтную ситуацию? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие позиции.
1)
сотрудничество двух лидеров
2)
стремление двух группировок класса существовать изолированно
3)
взаимный бойкот лидерами друг друга
4)
разговор двух лидеров, направленный на поиск компромисса
5)
обращение за помощью к посреднику в целях разрешения конфликта
Ответ: ___________________________.
Слайд 10Задание 4 (2 балла. В.)
Прочитайте высказывание. «Вежливость есть… выражение уважения ко
всякому человеку». (Н.А. Бердяев)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Запишите развёрнутый ответ.
Слайд 11Задание 5 (1балл.Б.)
В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут
города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z существуют различные формы собственности, включая частную и государственную.
2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.
3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица.
4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.
5) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.
Ответ: ___________________________.
Слайд 12Задание 6 (1балл.Б.)
Иван купил пачку печенья по цене 30 рублей. Какая
функция денег проявляется в данном факте?
1)
средство обращения
2)
мера стоимости
3)
средство платежа
4)
мировые деньги
Ответ:
Слайд 13Задание 7 (1балл.Б.)
Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Только государство
имеет право облагать налогами граждан и фирмы.
Б. Прямые налоги обязательны для уплаты, а косвенные являются добровольными.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
Ответ:
Слайд 14Примеры заданий на самостоятельную формулировку ответа в развёрнутой форме
Задание 8,
оценивается в 3 балла. П.
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи?
Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила
рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Запишите развёрнутый ответ.
семья выбирает продукты в супермаркете
Слайд 15Задание 9 (1балл.Б.)
К малым группам относят
1)
компанию друзей
2)
студентов университета
3)
население города
4)
покупателей магазина
Ответ:
Слайд 16Задание 10 (1балл.Б.)
Верны ли следующие суждения о социальной роли? А. Социальная
роль – это определённое положение человека в обществе. Б. Все социальные роли человек получает от рождения.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
Слайд 17Задание 11 (оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.П.)
В ходе
социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие.
Запишите развёрнутый ответ.
Слайд 18Задание 12 (1 балл.Б.)
В стране Z власть принадлежит одной политической партии,
которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство
1)
демократическое
2)
монархическое
3)
федеративное
4)
тоталитарное
Слайд 19Задание 13 (1балл.Б.)
Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум предполагает
всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу. Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
Слайд 20Задание 14 (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена
одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Б. )
Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ГРУППЫ ПРАВ
А) право на жизнь
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социально-экономические
Б) право на участие в управлении делами государства
В) свобода предпринимательской деятельности
Г) свобода совести и вероисповедания
Д) право избирать и быть избранным
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
Слайд 21Задание 15 (1балл.Б.)
Степану – 14 лет, Ивану – 12 лет. Какие
из приведённых действий Степан вправе осуществлять, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
2)
быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
3)
совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения
4)
распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами
5)
заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
Ответ: ___________________________.
Слайд 22Задание 16 (1балл.Б.)
Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции в РФ?
Противодействие коррупции в Российской Федерации осуществляется на основе такого принципа, как А. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Б. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
Слайд 23Задание 17 (1балл.Б.)
Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими
у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) приспособление к условиям окружающей среды
2) способность к выдвижению целей и задач деятельности
3) инстинкты и рефлексы
4) сознание и речь
Черты сходства Черты различия
Слайд 24Задание 18 (1балл.Б.)
Заполните пропуск в таблице.
Ответ: _______________________________________________
Слайд 25Прочтите текст и выполните задания 19–22. Запишите сначала номер задания, а
затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. (2балла)
Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев далеко не случаен, хотя в истории их собраний немало отдельных случайностей. Недаром, например, в музеях Ленинграда [Санкт-Петербурга] так много голландской живописи (это Пётр I), а также французской (это петербургское дворянство XVIII – начала XIX в.). Но если вы возьмёте всю нашу страну, то удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях, в частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой; другие – удивительной планировкой, набережными, бульварами (Кострома, Ярославль); третьи – каменными особняками; четвёртые – затейливыми церквами. Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывал» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов. Страна – это единство народа, природы и культуры. Сохранить разнообразие наших городов и сёл, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранён в своём поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своём городе и своём селе – воспитывает человека его страна в её целом. Сейчас люди живут не только в своём «пункте», но во всей стране, и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории. (По Д.С. Лихачёву)
19.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. П.
20.Какой пример единства природы, культуры и национального характера привёл автор? Как автор оценил отечественную культуру? Б.
21.Объясните, почему «человек живёт всеми столетиями своей истории» (используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения). В.
22.Расскажите о двух исторических памятниках / музеях своего населённого пункта / региона, которые Вы считаете наиболее важными и ценными. Поясните, в чём ценность каждого из них. Б.
Слайд 27Официальный сайты
Свежая и актуальная информация по организации и проведению ГИА 9
в ЧР.
Все новости ГИА 9 в ЧР.