Слайд 1ПЕДСОВЕТ
Тема: Педагогическая рефлексия, как основа профессионального и личностного роста педагога
Познав самого
себя, никто не остается тем, кто он есть.
Томас Манн, немецкий писатель.
Подготовила педагог Д.О «ЦЭНТУМ» Волнухина О.И.
Слайд 2Цель:
Способствовать развитию рефлексии у педагогов
Исследование педагогической рефлексии у педагогов «ЦЭНТУМ»
Слайд 3ЗАДАЧИ:
Обеспечить целенаправленное внимание к проблеме развития рефлексии в работе педагога, эффективности
процесса обучения.
Подготовка:
1. Изучение научно-методической литературы по обсуждаемой теме.
2. Анализ рефлексивной деятельности педагогов «ЦЭНТУМ».
3. Самоанализ педагогов .
4.Подготовка инициативной группой проекта решения
педагогического совета.
Слайд 4РЕФЛЕКСИЯ
Само слово "рефлексия" происходит от позднелатинского "reflexio", что буквально означает "обращение
назад, отражение»
Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своего сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний, собственного опыта, личностных структур.
Слайд 5Рефлексия в педагогическом процессе
это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со
сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учениками, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями.
Слайд 6Рефлексия в педагогическом процессе – это:
а) процесс и результат фиксирования
участниками взаимодействия состояния собственного развития и причин, обеспечивших его;
б) процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия исходя их сложившейся ситуации;
в) взаимоотображение, взаимооценка состоявшегося взаимодействия участников педагогического процесса:
г) отображение педагогом внутреннего мира и состояния развития ученика и наоборот.
Слайд 7Следует особо подчеркнуть значение педагогической рефлексии в процессе подготовки педагогов. Педагог
дополнительного образования, рефлексируя – обучает, помогает ученику перейти из одного состояния своего развития к другому, более высокому, а далее – к саморазвитию, становлению и самосовершенствованию собственной личности, будущего профессионала в конкретной области знания.
Слайд 8Таким образом:
Рефлексия позволяет педагогу стать не просто более проницательным по отношению
к себе и своим воспитанникам, но и во многом способствует его личностному и профессиональному росту. Чем глубже развита у человека рефлексия, тем в большей мере он способен быть субъектом своей жизни, тем большую ответственность он испытывает перед собой и другими, ориентируясь на сознательно поставленные цели.
Слайд 9Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии – это фактор
и средство его личностного роста. В этом смысле рефлексия обладает мощной развивающей функцией. Овладение рефлексией как способностью к критическому самоанализу также обогащает профессиональную Я-концепцию педагога. Наблюдая себя в разных ситуациях и оценивая свои возможности и способности, сравнивая себя со своими коллегами, педагог лучше осознает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности своей личности.
Слайд 10Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обогащает и расширяет его представления о
самом себе, как личности и профессионале. Это позволяет ему строить более адекватные его возможностям цели на будущее. Педагог, практикующий рефлексивный анализ своих планируемых поступков, как правило, демонстрирует профессинальную компетентность и скорее достигает намеченных целей. В этом проявляется самопознавательная и самоорганизующая функция рефлексии, тем самым решается задача поддержания психологического здоровья педагогов.
Слайд 11 Результаты тестирования будут известны только вам, так как
обработка теста, как уже говорилось, будет производиться самостоятельно.
Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания, узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, помните, что "неправильных" ответов быть не может - могут быть только неискренние. Поэтому из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, отметьте его в соответствующей клеточке на листе ответов крестиком или другим значком.
Слайд 121. Что по вашему мнению, важнее всего в воспитании?
1.Окружить ребенка теплотой
и заботой
2.Воспитывать уважительное отношение к старшим
3.Выработать определенные взгляды и умения
2. Если кто-то в группе отвлекается, вас это раздражает?
1.Да
2.Нет
3.В зависимости от настроения
3. Что вы испытываете, когда ученик на занятии излагает факты, которые вам не известны?
1.Интерес
2.Смущение
3.Раздражительность
Слайд 134. Что вы делаете, если аудиторию не привели в порядок?
1.Не
могу начать занятия
2.Не обращаю на это внимания
3.Зависит от ситуации
5. Что вы делаете, когда несправедливо поступили с учеником?
1.Трудно признать это
2.Готов признать свою неправоту
3.Таких случаев не было
6. Какие отношения для вас важнее?
1.Отношения с учениками
2.Отношения с коллегами
3.Не знаю
Слайд 147. Вызывают ли у вас некоторые ученики раздражение, которое бывает трудно
скрыть?
1.Часто
2.Иногда
3.Никогда не вызывают
8. Как действует на вас присутствие на занятии посторонних?
1.Воодушевляет
2.Никак не отражается
3.Выбивает из коллеи
9. Считаете ли вы своим долгом сделать замечание ученику, если он нарушает порядок в общественном месте?
1.Да
2.Нет
3.В зависимости от ситуации
Слайд 1510. С одинаковой ли теплотой вы относитесь ко всем ученикам?
1.Не уверен
2.Нет
3.Да
11. С кем вы предпочитаете общаться во время перерыва?
1.С учениками
2.С коллегами
3.Побыть в одиночестве
12. Всегда ли вы идете на занятие в приподнятом настроении?
1.Никогда
2.Иногда
3.Всегда
Слайд 1613. Превосходите ли вы по каким-нибудь качествам своих коллег?
1.Да
2.Нет
3.Не
уверен, что такие качества есть
14. Под руководством какого начальника вы предпочитаете работать?
1.Того, который дает четкие указания
2.Того, который не вмешивается в работу
3.Того, который дает простор для творчества
15. Приходилось ли вам высказывать суждение о вещах, в которых вы плохо разбираетесь?
1.Да
2.Нет
3.Не помню
Слайд 1716. Как вы относитесь к случайным встречам с учениками за пределами
учебного заведения?
1.Это доставляет мне удовольствие
2.Это вызывает у меня чувство неловкости
3.Это не вызывает у меня особых эмоций
17. Как часто без видимых причин вы чувствуете себя счастливым или несчастным?
1.Часто
2.Редко
3.Никогда
18. Как вы относитесь к замечаниям со стороны коллег и администрации?
1.Мало волнуют
2.Иногда задевают
3.Часто задевают
Слайд 1819. Придерживаетесь ли вы во время занятия намеченного плана?
1.Всегда
2.Предпочитаю импровизацию
3.Зависит от ситуации
20. Случалось ли вам не лестно отзываться о своих коллегах?
1.Да
2.Нет
3.Не помню
21. Согласны ли вы с мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть?
1.Согласен
2.Не согласен
3.Что-то в этом есть
Слайд 1922. Хватает ли вам теплоты и поддержки со стороны близких и
коллег?
1.Да
2.Иногда
3.Нет
23. Какие чувства вызывает у вас мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами?
1.Доставляет удовольствие
2.Особых эмоций не вызывает
3.Недовольство
24. Как вы реагируете, когда видите, что ученик ведет себя вызывающе по отношению к вам?
1.Плачу ему той же монетой
2.Игнорирую этот факт
3.Предпочитаю выяснить отношения
Слайд 2025. Готовитесь ли вы к занятиям?
1.Обычно да
2.Иногда
3.Всегда
26.
Что для вас важнее всего в работе?
1.Привязанность учеников
2.Признание коллег
3.Чувство собственной необходимости
27. Зависит ли успех занятия от вашего физического и душевного состояния?
1.Да
2.Иногда
3.Не зависит
28. Сомневаетесь ли вы в дружелюбном отношении со стороны коллег?
1.Не сомневаюсь
2.Сомневаюсь
3.Затрудняюсь ответить
Слайд 2129. Что вы делаете, если ученик высказывает точку зрения, которую вы
не можете принять?
1.Стараюсь поправить его, объяснить ошибку
2.Перевожу разговор на другую тему
3.Пытаюсь понять его точку зрения
30. Опаздываете ли вы на работу?
1.Регулярно
2.Изредка
3.Никогда
31. Что вы делаете, если незаслуженно наказывают ученика?
1.Заступлюсь за него
2.Один на один сделаю замечание коллеге
3.Сочту некорректным вмешиваться
Слайд 2232. Работа дается вам ценой большого напряжения?
1.Обычно да
2.Иногда
3.Редко
33. Есть ли у вас сомнения в своем профессионализме?
1.Конечно
2.Есть сомнения
3.Не приходилось задумываться
34. Что, по-вашему, в ученическом коллективе важнее всего?
1.Трудовая дисциплина
2.Отсутствие конфликтов
3.Возможность работать творчески
Слайд 2335. Откладываете ли вы на завтра то, что необходимо сделать сегодня?
1.Часто
2.Иногда
3.Никогда
36. Согласны ли вы с высказыванием " Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"?
1.Согласен полностью
2.Не согласен
3.Что-то в этом есть
37. Мешают ли мысли о работе вам уснуть?
1.Часто
2.Редко
3.Никогда не мешают
Слайд 2438. Выступаете ли вы на собраниях и педсоветах по волнующим вас
вопросам?
1.Часто
2.Иногда
3.Предпочитаю слушать других
39. Считаете ли вы возможным повысить голос на студента?
1.Если студент этого заслуживает
2.Затрудняюсь ответить
3.Это недопустимо
40. Всегда ли вы можете найти правильный выход из конфликтной ситуации?
1.Не всегда
2.Не знаю
3.Всегда
Слайд 2541. Испытываете ли вы потребность в общении с учениками во время
каникул?
1.Да
2.Не помню
3.Нет
42. Находите ли вы в себе достаточно сил, чтобы справится с трудностями?
1.Редко
2.Обычно
3.Всегда
43. Приходилось ли вам выполнять приказы не вполне некомпетентных людей?
1.Да
2.Не помню
3.Нет
Слайд 2644. Как вы относитесь к непредвиденным ситуациям на занятии?
1.Мешают учебному процессу
2.Игнорирую
3.Использую
45. Случалось ли вам быть не совсем искренней с людьми?
1.Да
2.Нет
3.Не помню
46. На чью сторону вы встанете в конфликте между педагогом и учеником?
1.На сторону ученика
2.На сторону педагога
3.Сохраняю нейтралитет
47. Бывают ли у вас проблемы со здоровьем в начале или в конце учебного года?
1.Как правило, да
2.Не всегда
3.Проблем со здоровьем нет
Слайд 2748. Относятся ли ваши ученики к вам с симпатией?
1.Да
2.Не
все
3.Не знаю
49. Вызывают ли требования начальства у вас протест, если кажутся не вполне обоснованными?
1.Не вызывают
2.Не знаю
3.Вызывают
50. Вызвали ли у вас трудности ответы на некоторые вопросы?
1.Да
2.Нет
3.Не помню
Слайд 29ИНТЕРПРЕТАЦИЯ К ТЕСТУ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА: ОПЫТ САМОДИАГНОСТИКИ»
Шкала 1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ
Если
в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают педагога, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших занятиях они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет здоровье — ваше и учеников.
Слайд 30Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе педагога
вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что ученики тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем – пронизано чувством недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.
Слайд 31Если в ответах преобладает третий вариант, то работа для вас не
единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается учебными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.
Слайд 32Шкала 2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Если в ответах преобладает первый вариант, то,
очевидно, работа в колледже отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы педагога, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение со студентами и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.
Слайд 33Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной
системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.
Слайд 34Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние
определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.
Слайд 35Шкала 3. САМООЦЕНКА
Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно
позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на занятиях атмосферу живого общения, вступая с учениками в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете студента как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие учеников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.
Слайд 36Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она
существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
Слайд 37Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко
вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на занятии. Чувствуя себя в группе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учеников.
Слайд 38Шкала 4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ
Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно,
вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас - объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учеников. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере занятии. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «педагога - начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?
Слайд 39Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца.
Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учеников осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к педагогу и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания - строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?
Слайд 40Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас студент -
равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.
Слайд 41Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей
искренности и способности объективно оценивать себя. Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.
Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем..
Джеймс Маккинтош.
Шкала 5. ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАКТОВ
Слайд 43Рефлексия проведённой работы
Уважаемые коллеги, по окончанию педсовета, «собираем плоды» на яблоньку
- рисунок вещаем яблочки:
Белое, если выступление для Вас было неинтересным, непродуктивным;
Красное, если выступление было полезным, интересным:
Зелёное, если надо обязательно продолжить тему, затронутую на этом педсовете.
Слайд 44Удачи вам, сельские и городские.
Уважаемые педагоги!
Добрые, злые и никакие
Капитаны
на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в студенческие группы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Подведение итогов
Р. Рождественский
Слайд 45Благодарю за внимание
подготовила педагог дополнительного образования «ЦЭНТУМ» Волнухина Ольга Игоревна