Слайд 1Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях
Слайд 2Коммуникативная компетентность
обеспечивает успешное выполнение всех этапов лечебного процесса, формирование информационной
базы о пациенте, осуществление терапии, оценку выполненных действий
Слайд 3 Педагогическое общение –
это профессиональное общение преподавателя со студентом на занятии
и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции. И направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата и психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).
Слайд 4 В соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего медицинского профессионального образования, содержание
учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций (ПК) знаний и умений, но и общих компетенций (ОК) – это понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами и пациентами и других умений, как неотъемлемой части профессионального облика медицинского работника.
Слайд 5
Общение
является важным условием для выявления и раскрытия лучших сторон студента,
для формирования сознания и самосознания личности, для ее развития.
Слайд 6 При ранжировании значимости для студентов требований, исходящих из разных источников, на
первом месте - собственные требования, на втором - требования друзей, на третьем месте - требования семьи, на четвертом месте - требования общества, на пятом месте - требования коллектива студенческой группы и лишь на шестом, последнем - требования преподавателей.
Слайд 7
Широкий кругозор, знание предмета и увлеченность преподаванием, интерес к личности студента,
уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость.
Слайд 8
Низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость,
злость.
Слайд 9
Преподавателю необходимо формировать высокий уровень педагогического мастерства, профессиональной педагогической компетентности, основной
составляющей которой и является педагогическое общение.
Слайд 10Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо понимать :
закономерности общения;
структуру общения,
особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения;
методики изучения общения и межличностных отношений;
основные психолого-педагогические требования по организации педагогического и межличностного общения.
Слайд 11Коммуникативная компетентность педагога
уважение и внимательность к собеседнику;
способность устанавливать контакт;
способность слушать
и слышать;
эмпатия (чувство сопереживания);
способность адекватно выражать собственную позицию;
готовность разрешать межличностные проблемы;
способность работать в команде;
владение коммуникативными умениями и навыками.
Слайд 12Три основных функции общения:
1. Информационная функция (получение и передача информации
в общении с целью возможности овладеть опытом, накопленным человечеством).
2. Перцептивная функция (при общении передача и восприятие эмоций и чувств, отношения к событию, важности и значимости его для данного человека).
3. Интерактивная функция (с помощью общения происходит взаимодействие).
Слайд 13Коммуникативные способности
умение объективно воспринимать собеседника (его настроения, намерения и др.);
умение
адекватно воспринимать ситуацию;
умение видеть себя глазами партнера по общению (рефлексия).
Слайд 14Социальная перцепция
- это важный психологический процесс, при котором осуществляется построение человеком
определенного социального поведения на основе субъективной оценки партнера.
Слайд 15 Ситуацию общения преподавателя со студентом можно представить как отношение ролей
медик
– будущий медработник.
педагог – ученик (обучаемый).
Слайд 16 Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом.
Если будущий
специалист в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, культурным, высокоинтеллектуальным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития.
Слайд 17Рекомендации
Наличие коммуникативного настроя.
Эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние
студентам.
Органичное управление собственным самочувствием в ходе занятия и общения со студентами.
Продуктивность общения.
Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляция, пластическая образность).
Слайд 18Заключение
Педагогическое общение как часть образования и культуры требует высокой коммуникативной компетенции
от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного умения от будущего специалиста.