Слайд 1
Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры преподавателя.
Содержание
1. Определение педагогических ценностей.
2. Понятие об аксиологии.
3. Характер педагогических ценностей.
4. Классификация педагогических ценностей.
5. Ценности – цели.
6. Инструментальные ценности.
7. Ценности как «Я»
ределение
«Традиции без новаторства мертвы.
Новаторство без традиций – непродуктивно»
Г. Товстоногов
Профессионально-педагогическая культура преподавателя – это индивидуализированный способ творческой самореализации в педагогической деятельности, обусловленной ценностями и нормами современной культуры и актуальным уровнем владения преподавателем педагогической
технологией.
Слайд 4
Профессионально-педагогическая культура преподавателя представляет собой сложное синтетическое новообразование, ядром которого
является аксиологическая направленность его личности.
– .
Слайд 5
.
Аксиология – (буквально — учение о ценностях), это
фундаментальный раздел философии, основное предназначение которого заключается в изучении ценностей.
Впервые термин «аксиология». ввел французский философ П. Лапи в 1902 г и в 1908 г. применил немецкий философ Э. Гартман, но объективно содержание этого термина нацелено на отражение ценностных аспектов действительности.
Слайд 6
Отдельным проявлением социологии является возникшая сравнительно недавно
педагогическая
аксиология, которая специализируется на изучении ценностей в образовании, рассматривает процесс воспитания личностных качеств и ценностных ориентаций. Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая – адаптация человека в обществе в процессе его воспитания
Слайд 7
.
Характер педагогических ценностей
преподавателя определяется:
- его личностными качествами,
- направленностью профессиональной деятельности,
- профессионально-педагогическим самосознанием,
личной педагогической системой
особенностями мировосприятия
отношения к миру людей и миру вещей,
а также педагогического сознания.
Слайд 8
.
В.А.Сухомлинский, - писал , «Я добиваюсь того
- чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».
С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни учащегося, что способствует развитию и совершенствованию его личности.
Слайд 9
В педагогике в настоящее время выделяются функции профессионально-педагогической культуры:
- гуманистическая,
- коммуникативная,
- информационная,
- нормативная,
- обучающая
- воспитывающая.
Слайд 10
.
Классификации педагогических ценностей и их понятие
Н. Е.
Щуркова Культурно-философскую трактовку природы ценностей в педагогической деятельности выстраивает как бы «каркас» пирамиды наивысших ценностей в деятельности преподавателя. Так, на вершине пирамиды
– Человек (как исконная ценность социума и культуры)
- Жизнь, Природа, Общество (как социальная основа бытия)
- Добро, Истина и Красота (как философ.аспект ценности бытия)
- Труд, Познания, Общения и Игры.
нижней ступенью пирамиды и обозначены как принципы равнозначности и равноценности бытия каждой личности являются
- Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство.
Слайд 11
.
З. И. Равкин классифицирует образовательные ценности как основу
педагогической деятельности и подразделяет их на четыре подгруппы:
- социально-политические,
- инструментальные,
нравственные
ценности профессионально-педагогической деятельности.
Б. Т. Лихачев Воспитательные ценности в педагогической деятельности подразделяет на:
духовно-космические,
- общенациональные,
- государственно-общественные,
- социально-адаптационные,
- нравственно-эстетические, - экологические
- индивидуально-личностные.
Слайд 12
.
С. Г. Вершловским выделены ценности:
Общие профессиональные
это:
- содержание профессиональной деятельности и в ее рамках возможности самореализации личности;
- общественная значимость труда по критериям результата и следствия;
- общественная польза от трудовой деятельности личности;
- оптимальный режим труда;
- социально-экономические и морально-психологические условия труда.
Узкопрофессиональные ценности классифицируются как:
- ценности профессионального статуса педагога,
- ценности степени вовлеченности личности в педагогическую профессию,
- ценности целей педагогической деятельности
Слайд 13
.
Педагогические ценности различаются по уровню своего существования:
- личностные
- групповые
- социальные педагогические
Педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
Слайд 14
.
Среди профессионально-педагогических ценностей выделяют ценности:
а) самодостаточные
и
б) инструментальные
а) Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность
к детям.
Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся.
Слайд 15
.
б) Инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами.
Они формируются в
результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляют основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства подразделяются на такие группы:
ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и способ взаимодействия педагога с учащимися
ценности-качества имеют наиболее высокий ранг в иерархии педагогических ценностей, к ним относятся многообразные и индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельносные качества.
ценности-знаний это не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку .
Кандидатом педагог. наук, доцентом Ж. Е. Завадской
содержание базовых ценностей раскрывается через отдельные идеи.
Как, сущностной характеристикой такой ценности как «Я»
(«самость») являются:
– ответственность человека за свою жизнь перед
собой;
– цель, перспектива, программа личной жизни – путь
самоопределения;
– субъект и строитель своей жизнедеятельности;
– личностный рост как способ изменить себя;
– стремление расширить границы «Я», обогатить себя;
– понимание личностного смысла жизни как
самосовершенствования и совершенствования
окружающего мира;
–
Слайд 27
.
– культура как пространство, среда развития «Я»;
– самопознание,
самосовершенствование, рефлексия;
– обстоятельства и выбор линии поведения;
– самоуважение, личное достоинство, честь;
– самовыражение, самоутверждение как важнейшие
потребности;
– способность видеть, слышать другого, принимать его
как данность;
– готовность созидать добро
для других и во имя других»
Слайд 29
Источники:
Л.Г. Сударчикова Введение и основы
педагогического мастерства. Учебное пособие. Издательство «Флинта» 2014г.
ttps://yandex.ru/images/search?text
http://www.shmyandeks.ru/smeshnye-kartinki-pro-uchitelej/
/