Слайд 1Педагогические технологии.
Цели и структура педагогической технологии.
Слайд 2Технология - это
Греч. слово «techne» - «мастерство, искусство»
Греч. слово «logos» -
«слово, учение, наука»
Технология – учение о мастерстве…
Слайд 3Педагогическая технология - это
Педагогическая
Технология – учение о мастерстве
Педагогическая технология – учение
о мастерстве вождения (воспитания, обучения) ребенка.
Греч. слово «pedos» - «ребенок»
Греч. слово «agogos» - «вести, вождение»
Слайд 4Временные рубежи: Педагогическая технология - это
30-е гг. - организация учебного
процесса;
40-50-е гг. – применение технических средств;
60-е гг. – программированное обучение и аудиовизуальное образование;
80-е гг. – организация и управление;
по ЮНЕСКО (1986): «В новом и более широком смысле - это методология планирования, реализации и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета технических и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».
Слайд 5Преимущества технологии
Педагогическая технология
Четкая цель
Объективные методы контроля
Нет экспромтов
Проект учебного процесса с определенной
структурой и содержанием
Высокая стабильность успехов (гарантированность результата)
Слайд 6Цель педагогических технологий -
повысить эффективность образовательного процесса,
гарантировать достижение запланированных
результатов обучения.
Главное – ориентация на личность обучающегося, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.
Слайд 7Цель – диагностична!
Диагностичность цели - это необходимое и достаточное условие любой
педагогической системы: Диагностично поставить цель—значит определить ее через ожидаемые результаты обучения и воспитания, которые можно объективно измерить и оценить. Эти результаты проявляются в операциях, действиях, поступках обучающихся (группы).
(по В.П. Беспалько)
Слайд 8Диагностичность цели
в современных педагогических системах цели расплывчаты.
технологизация предполагает:
переформулировку
глобальной цели в диагностическую;
разбивку новой диагностической цели на этапы с определением диагностических целей на каждом из этапов.
Слайд 9Признаки диагностичности цели:
качество, которое формируется у личности, имеет строго точное
описание, позволяющее отличить его от других.
имеется диагностический инструмент (эталон), позволяющий объективно и однозначно:
выявить данное качество;
замерить уровень его развития или сформированности;
оценить этот уровень и сравнить его.
имеется шкала, чтобы оценить измеряемое качество.
Слайд 10 Характеристики эталона как инструмента для измерения:
валидность (соответствует ли данный
эталон параметру, который мы намерены сравнить с ним);
определенность (эталон – однозначная мера);
объективность.
Слайд 11Целеобразование имеет несколько уровней
В.П. Беспалько: глобальный, этапный и оперативный.
в
общем случае:
социально-педагогический,
общепедагогический,
частно-педагогический,
конкретно-педагогический,
индивидно-педагогический.
Цель будет диагностичной и технологичной, если цели более высокого уровня будут выражены в терминах и понятиях пятого и четвертого уровней.
Слайд 12Пример уровней целеполагания
уровень: ОУ;
уровень: все учебные предметы за определенный
период;
уровень: учебные предметы в каждой группе обучающихся;
уровень: конкретные разделы и темы учебного предмета;
уровень: урок.
Слайд 13Структура педагогической технологии
Вертикальная
Горизонтальная
Слайд 14Вертикальная структура педагогических технологий
Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности.
Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд её составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. Таким образом, аналогично уровням целеобразования, можно выделить и соподчиненные классы педагогических технологий.
Слайд 15Вертикальная структура
- 4 класса технологий:
Метатехнологии - образовательный процесс на уровне
реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе.
Слайд 16Вертикальная структура
- 4 класса технологий:
Макротехнологии, (или отраслевые) - педагогические технологии,
охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень).
Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующегообучения.
Слайд 17Вертикальная структура
- 4 класса технологий:
Мезотехнологии (или модульно-локальные технологии) - технологии
осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.
Слайд 18Вертикальная структура
- 4 класса технологий:
Микротехнологии − это технологии, направленные на
решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень).
Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.
Слайд 19Горизонтальная структура педагогических технологий рассматривается в аспектах:
научный: технология является научно
разработанным (разрабатываемым) решением определённой проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передовой практики;
формально-описательный: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, - их целеполагание, планирование, организацию, реализацию.
Слайд 20Горизонтальная структура
Педагогическая технология
Наука
Цели
Содержание
Методы
Модель процесса
Технологический процесс
Слайд 21Итак, технологический подход позволяет:
с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими
процессами;
анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.