Слайд 1
Система Е.Н.Ильина как педагогическая технология на уроках литературы
Подготовила : студент магистратуры
ТГУ
Синявская Анастасия
Слайд 2Актуальность
«Умножать, а не только уважать человека в человеке»
Е.Н.Ильин
Уроки литературы занимают
особое место в учебном процессе. Обычно учебная информация насыщает ум, но в меньшей степени затрагивает чувства. Здесь же обязана «трудиться душа», происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о себе. У литератора есть удивительная возможность – открывать молодым мир, формируя при этом личность.
Слайд 3Ильин Евгений Николаевич
родился в Ленинграде в 1929г.;
пережил блокаду, работал
на заводе;
закончил ЛГУ и более 30 –ти лет проработал
в школе учителем литературы 84 школы.
В 80 – е годы стал широко известен среди педагогов. Разработал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком, на основе педагогического общения.
Выпустил несколько книг о своём педагогическом творчестве.
Слайд 4 Квалификационные параметры системы Ильина
( по Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»)
По
уровню применения: частнопредметная.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.
По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.
По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
По категории обучаемых: массовая + продвинутая.
Слайд 5Целевые ориентации:
• Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого
осуществляется необходимое обучение.
• Преподавание литературы как искусства.
Слайд 6Концептуальные положения и гипотезы
• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных
предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
• принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;
• художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
• принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
• в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
• идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
• нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
• знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;
• сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
• педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
• формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
• метод духовного контакта;
• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
• учитель - предметник, художник, врач;
• работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Слайд 7Особенности содержания:
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного
курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся.
Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:
а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Слайд 8Особенности методики
Урок литературы - это:
- человекоформирующий процесс; урок - общение,
а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;
- не аргументы и факты, а открытия;
- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Слайд 9Педагогическая техника Ильина
Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством.
Жест бывает
красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи.
Проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников.
Широко использует прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом.
Слайд 10Творческие приемы
Игра воображения + игровая подача
Закон трёх О: очаровать книгой, окрылить
героем, обворожить писателем
Импровизация
Писательское чтение
Емкая,«жгучая», проблемная формулировка темы урока, сочинения, вопроса
Слайд 11Раскручивание» детали
Увидели – удивились! Удивились – запомнили!
Учитель должен быть артист, художник,
горячо влюбленнный в свое дело (Чехов)
Ошеломление, удивление, динамика!
«Мудрая чудинка» занимательного, необычного, игрового.
Слайд 12Искусство вопроса по Ильину
Искусство педагога — направить ребенка на путь творчества.
Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.
Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин предлагал глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре; изучать каждого в отдельности и класс в целом).
По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы.
Слайд 13Воспоминания учеников об Ильине
«Мне почему-то кажется иногда, что это у нас
не урок, а подготовка к чему-то очень важному…»
«Ведь нет такой науки — учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова».
«Литератор у нас вообще личность…»
Слайд 14Сочинения Ильина Евгения Николаевича
Урок продолжается. — М., 1973.
Искусство общения. — М., 1982.
Роман М. А. Шолохова
«Поднятая целина» (Из опыта работы). Кн. для учителя. — М., 1985.
Шаги навстречу. — М., 1986.
Рождение урока. — М., 1986.
Путь к ученику. — М., 1988.
Герой нашего урока. — М., 1991.
«Минувших дней итоги…» — Л., 1991.
Из блокнота словесника. — СПб., 1993.
Давайте соберемся. — М., 1994 (соавт.).
Как увлечь книгой. — СПб., 1995.
Воспитаем читателя. — СПб., 1995.