Презентация, доклад на тему Педагогическая технология Е.Н. Ильина

Содержание

Актуальность «Умножать, а не только уважать человека в человеке»Е.Н.ИльинУроки литературы занимают особое место в учебном процессе. Обычно учебная информация насыщает ум, но в меньшей степени затрагивает чувства. Здесь же обязана «трудиться душа», происходит открытие нравственных истин,

Слайд 1 Система Е.Н.Ильина как педагогическая технология на уроках литературы
Подготовила : студент магистратуры

ТГУ
Синявская Анастасия

Система Е.Н.Ильина как педагогическая технология на уроках литературы Подготовила : студент магистратуры ТГУ Синявская Анастасия

Слайд 2Актуальность
«Умножать, а не только уважать человека в человеке»
Е.Н.Ильин
Уроки литературы занимают

особое место в учебном процессе. Обычно учебная информация насыщает ум, но в меньшей степени затрагивает чувства. Здесь же обязана «трудиться душа», происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о себе. У литератора есть удивительная возможность – открывать молодым мир, формируя при этом личность.
Актуальность «Умножать, а не только уважать человека в человеке»Е.Н.ИльинУроки литературы занимают особое место в учебном процессе. Обычно

Слайд 3Ильин Евгений Николаевич
родился в Ленинграде в 1929г.;
пережил блокаду, работал

на заводе;
закончил ЛГУ и более 30 –ти лет проработал
в школе учителем литературы 84 школы.
В 80 – е годы стал широко известен среди педагогов. Разработал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком, на основе педагогического общения.
Выпустил несколько книг о своём педагогическом творчестве.
Ильин Евгений Николаевич  родился в Ленинграде в 1929г.;пережил блокаду, работал на заводе; закончил ЛГУ и более

Слайд 4 Квалификационные параметры системы Ильина ( по Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»)
По

уровню применения: частнопредметная.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.
По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.
По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

 Квалификационные параметры системы Ильина  ( по Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии») По уровню применения: частнопредметная.По философской

Слайд 5Целевые ориентации:

•  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого

осуществляется необходимое обучение.
•  Преподавание литературы как искусства.

Целевые ориентации: •  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.•  Преподавание литературы как

Слайд 6Концептуальные положения и гипотезы

• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных

предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
•  принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;
•  художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
•  принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
•  в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
•  идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
•  нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
•  знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;
•  сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
•  педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
•  формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
•  метод духовного контакта;
•  демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
•  учитель - предметник, художник, врач;
•  работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Концептуальные положения и гипотезы• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у

Слайд 7Особенности содержания:

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного

курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся.

Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:
а)  вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности содержания: Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем,

Слайд 8Особенности методики
Урок литературы - это:
- человекоформирующий процесс; урок - общение,

а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;
- не аргументы и факты, а открытия;
- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Особенности методикиУрок литературы - это:-  человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство,

Слайд 9Педагогическая техника Ильина
Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством.
Жест бывает

красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи.
Проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников.
Широко использует прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом.
Педагогическая техника ИльинаАртистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Жест бывает красноречивее слова, а мимика в кратчайшую

Слайд 10Творческие приемы
Игра воображения + игровая подача
Закон трёх О: очаровать книгой, окрылить

героем, обворожить писателем
Импровизация
Писательское чтение
Емкая,«жгучая», проблемная формулировка темы урока, сочинения, вопроса


Творческие приемыИгра воображения + игровая подачаЗакон трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателемИмпровизацияПисательское чтениеЕмкая,«жгучая», проблемная формулировка

Слайд 11Раскручивание» детали
Увидели – удивились! Удивились – запомнили!
Учитель должен быть артист, художник,

горячо влюбленнный в свое дело (Чехов)
Ошеломление, удивление, динамика!
«Мудрая чудинка» занимательного, необычного, игрового.

Раскручивание» деталиУвидели – удивились! Удивились – запомнили!Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленнный в свое дело (Чехов)Ошеломление,

Слайд 12Искусство вопроса по Ильину
Искусство педагога — направить ребенка на путь творчества.

Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.
Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин предлагал глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре; изучать каждого в отдельности и класс в целом).
По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы.
Искусство вопроса по ИльинуИскусство педагога — направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с

Слайд 13Воспоминания учеников об Ильине
«Мне почему-то кажется иногда, что это у нас

не урок, а подготовка к чему-то очень важному…»

«Ведь нет такой науки — учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова».

«Литератор у нас вообще личность…»
Воспоминания учеников об Ильине «Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному…»«Ведь нет

Слайд 14Сочинения Ильина Евгения Николаевича
Урок продолжается. — М., 1973.
Искусство общения. — М., 1982.
Роман М. А. Шолохова

«Поднятая целина» (Из опыта работы). Кн. для учителя. — М., 1985.
Шаги навстречу. — М., 1986.
Рождение урока. — М., 1986.
Путь к ученику. — М., 1988.
Герой нашего урока. — М., 1991.
«Минувших дней итоги…» — Л., 1991.
Из блокнота словесника. — СПб., 1993.
Давайте соберемся. — М., 1994 (соавт.).
Как увлечь книгой. — СПб., 1995.
Воспитаем читателя. — СПб., 1995.

Сочинения Ильина Евгения НиколаевичаУрок продолжается. — М., 1973.Искусство общения. — М., 1982.Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» (Из опыта работы). Кн.

Слайд 15Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть