Слайд 1государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
Мультимедийная разработка
урока
по дисциплине
«Профессиональная этика и психология делового общения»
Специальность «Гостиничный сервис»
Тема урока: Деловой этикет
Разработчик: Колганова А.А., методист учебной части, преподаватель высшей квалификационной категории
Слайд 2Методы проведения:
Проблемное обучение, мозговой штурм, лекция с элементами беседы, аналитический
подход, словесные, наглядные, игровые, кейс—технологии, работа в микрогруппах
Вид урока:
Модерация, мозговой штурм
Тип урока: урок изучения нового материала
Межпредметные связи:
Менеджмент и управление персоналом
Оснащение урока:
Конспекты лекций, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация
Слайд 4В начале XVIII века Пётр Великий издал указ, согласно которому подлежал
наказанию каждый, кто вёл себя «в нарушение этикету».
Слайд 5Родиной этикета считается Италия.
Слайд 6Екатерина Вторая внедряла этикет, свойственный русским традициям
Слайд 7Этикет
–– слово французского происхождения, в буквальном переводе на русский язык
означает свод правил поведения в обществе.
Слайд 8Деловой этикет
–– это свод правил поведения в деловых, служебных отношениях.
Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.
Слайд 9Нормы этикета сводятся к основному правилу
–– неукоснительно, везде и во
всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам.
Слайд 10Какие ассоциации возникают у вас при слове «этикет»?
1.
2.
3.
4.
(Все слова и словосочетания,
названные участниками, записываются маркером на флип-чарте, затем следует совместное обсуждение и обобщение)
Слайд 11Составляющие этикета:
хорошие манеры, умение вести себя правильно в общественных местах, в
различных ситуациях;
внешний вид, одежда;
культура речи, а это:
грамматическая и стилистическая правильность;
отсутствие вульгарных слов;
умение чётко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно могли понять окружающие;
умение здороваться и прощаться;
благодарить за помощь или услугу, просить, извиняться и пр.;
умение разговаривать и поддерживать беседу.
Слайд 12Виды этикета.
Придворный этикет –– строго установленный порядок и формы обхождения при
дворах монархов. Применяется в настоящее время при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.
Воинский этикет –– свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.
Дипломатический этикет –– правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приёмы, визиты, презентации, переговоры и т. д.).
Общегражданский этикет –– совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.
Слайд 13Манеры –– (от французского «maniere»), что означает способ держать себя, внешняя
форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон, интонации и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, эти жесты, походка, мимика, характерные для человека.
Слайд 14Попробуем определиться в понятиях!
Необходимо заполнить таблицу , применяя метод мозговой атаки
Слайд 15 Красивый человек тот, кто:
обладает внутренней дисциплиной;
не теряет самообладания;
–– сдержан;
–– не суетлив.
Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека в проявлении своих поступков, умение контролировать своё поведение, внимательно и тактично обращаться с другими людьми.
Слайд 16Дурными манерами считаются:
привычка громко говорить и смеяться;
развязность в поведении;
употребление нецензурных выражений; грубость;
неряшливость внешнего вида;
проявление недоброжелательности к окружающим;
неумение сдерживать своё раздражение; бестактность.
Слайд 17«Манеры создают человека»
–– гласит старинная пословица.
Что это значит?
Слайд 19Делайте всё вовремя.
Опоздания не только мешают работе, но и являются
первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип «вовремя» распространяется на отчёты и любые другие поручаемые вам задания.
Слайд 20Не болтайте лишнего.
Смысл этого принципа в том, что вы обязаны
хранить секреты учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчинённого об их личной жизни.
Слайд 21Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.
Ваши клиенты, заказчики, сослуживцы или подчинённые
могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: всё равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.
Слайд 22Думайте о других,
а не только о себе.
Внимание должно проявляться
не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется на сослуживцев, начальство и подчинённых. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчинённых. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто – то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
Слайд 25Задание для обсуждения в микрогруппе №1
1. Докажите правоту (или не правоту)
высказывания специалистов ведущих фирм, что знание этикета и культуры поведения являются важным и основным условием для успешной работы в любой организации.
Слайд 26Задание для обсуждения в микрогруппе №2
2. Прокомментируйте одно из правил бизнеса
: «Позаботься о своих клиентах и тогда рынок позаботится о тебе!».
Слайд 27Задание для обсуждения в микрогруппе №3
3. Почему знание этикета, культуры поведения
является экономически выгодным?
Слайд 28Практическая ситуация для анализа:
К профессиональному поведению предъявляют нравственные требования. Какие требования
предъявляют в следующих ситуациях:
А) официант отлучился с рабочего места и тем самым вызвал задержку в обслуживании клиентов. Возвратившись на рабочее место, сказал: «Извините, что задержал Вас, сейчас быстро все улажу».
Б) в секции самообслуживания покупательница брала пару туфель для примерки и при этом несколько пар, стоявших рядом, упали. Покупательница растерялась и смутилась. Продавщица спокойно подошла и поставила обувь на место, сказав покупательнице: «Ничего страшного, это происходит часто».
Слайд 29Практическая ситуация для анализа:
Какие профессиональные и моральные нормы нарушены в следующих
примерах:
А) «Что же вы , гражданин, дожили до старости, а считать не научились!» - сказал администратор посетителю.
Б) «Я не желаю слушать ваши претензии. Мне нет дела до того, что вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смотреть , а не собой в зеркале любоваться». (из монолога приемщицы трикотажного ателье);
В) В секции магазина: «Надоело, битый час стоите у прилавка, задаете вопросы и ничего не покупаете. Отойдите от прилавка и не мешайте работать!».
Слайд 30Рефлексия урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что оказалось сложным для
вас?
Какие общие впечатления от урока получены?