Слайд 1ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Слайд 21. Понятие «Девиантное поведение»
2. Причины появления девиантного поведения
3. типы девиантного поведения
4.
Формы девиантного поведения
План:
Слайд 3«Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». Китайская пословица
Слайд 4Социальные нормы
предписания
требования
пожелания
Ожидание соответствующего поведения
автор Тарасова Марина Сергеевна БОУ СПО "Тюкалинский индустриально-педагогический
колледж"
Слайд 5Функции социальных норм
1. Как стандарты поведения(обязанности, правила)
2. Как ожидание поведения (реакция
других людей)
Слайд 6определение
Девиация (от лат. deviatio – отклонение в поведении ) поведение, которое
не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество.
Слайд 7причины
биологические
социальные
психологические
Слайд 8причины
биологические
социальные
психологические
наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации
неблагоприятное семейное воспитание;
неблагополучный
характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества
особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении
Слайд 9биологические причины:
поражения UHC;
тяжелые соматические заболевания раннего возраста;
хронические соматические заболевания;
наследственная предрасположенность к
тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);
неврозы и невроподобные расстройства;
задержки психического развития;
заболевания с предполагаемым фатальным исходом;
раннее половое созревание или его дисгармония;
дефекты анализаторов и органов чувств;
психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).
Слайд 10психологические причины
акцентуация (в некоторых случаях патологического характера), неадекватная самооценка;
низкое
самоуважение;
отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений;
эмоциональная неустойчивость;
агрессивность;
деформации потребностно-мотивационной сферы;
повышенная тревожность, страхи;
зависимость от окружающих, конформность и др.;
отсутствие чувства безопасности;
осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;
неспособность справиться с учебной нагрузкой;
низкий уровень вербального интеллекта;
склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание;
слабость функций самоконтроля и саморегуляции;
аффективная возбудимость, импульсивность;
невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе.
Слайд 11психологические причины
(следствие неправильного воспитания)
леность, отсутствие желания учиться и трудиться;
пассивность поведения,
безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;
неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей;
ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены;
эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом;
недисциплинированность;
упрямство, капризность;
грубость;
лживость.
Слайд 12Социальные причины
(неблагополучная семья)
отсутствие привязанности к детям;
ссоры, конфликты, скандалы в семье;
распад
семьи;
неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);
асоциальное поведение родителей;
психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей;
враждебная, жесткая семья;
семья, не обеспечивающая ухода и надзора;
появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер);
негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом;
жесткие требования соответствовать представлениям родителей;
непоследовательность и несогласованность требований к ребенку;
жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех);
многодетность семьи (более четырех человек);
нахождение одного из родителей в заключении;
ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи.
Слайд 13Делинкветное
Аддиктивное
Психопатологическое
Патохарактерологическое
На базе гиперспособностей
Типы девиантного поведения
Слайд 14Делинкветное поведение-
Физическое воздействие, преступление. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения
сходны в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.
Слайд 15Аддиктивный тип-
стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего
психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.
Слайд 16Патохарактерологический тип
поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К
ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.
Слайд 17Психопатологический тип
саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека.
Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.
Слайд 18
Девиантное поведение
Позитивное
Негативное
Слайд 19 основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:
бродяжничество
попрошайничество
тунеядство
нежелание учиться
употребление наркотиков
употребление спиртных
напитков
токсикомания
раннее начало половой жизни
хулиганство
курение
повышенная агрессия
жестокость
вандализм
воровство
участие в криминальных группах
суицидальное поведение
наличие судимости
приводы в милицию
пребывание на учете в КДН
Слайд 20бродяжничество
Основные причины побегов:
недостаточный надзор;
потребность в развлечениях и удовольствиях;
реакция
протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания;
реакция тревоги и страха наказания у робких;
побег вследствие фантазерства.
Слайд 23Участие в криминальных группировках
-объект подражания - «отрицательный» герой
( реальный человек);
-льстит
внимание взрослого человека;
группа формируется из мальчиков;
привлекает «настоящая взрослая» жизнь;
пьянство, воровство;
могут привлекаться и девочки;