Чередниченко М.В.
педагог-психолог ГКОУ РО Ростовская школа-интернат №41
Чередниченко М.В.
педагог-психолог ГКОУ РО Ростовская школа-интернат №41
Интеллектуальные нарушения при аутизме
3-6 на детей (детский аутизм) или не более чем 0,1% от детского населения, на детей – аутистические черты
у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
60 % случаев наблюдается умственная отсталость, 20 % - легкая интеллектуальная недостаточность (ЗПР), 20 % - показатели развития интеллекта в диапазоне возрастной нормы.
проблемы
Не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми (полевое поведение)
Выраженные нарушения организации целенаправленного действия. С трудом овладевают навыкам самообслуживания и коммуникации
Отсутствие активной собственной речи
Понимание обращенной речи под вопросом
проблемы
Имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми
Используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого
Стремятся к скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающимп
Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме
Более активны в развитии взаимоотношений с окружением
Поведение не полевое (складываются привычные формы жизни)
Речь штампами в рамках стереотипа и привязке к определенной ситуации
Моторные и речевые стереотипные действия, которые могут усиливаться в ситуациях тревоги
Знания осваиваются механически и без специальной коррекционной работы не могут использоваться ребенком в реальной жизни
Крайняя фрагментарность представлений об окружающем
Ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипам
Чрезмерная привязанность к своим близким, осложняет включение в незнакомый коллектив, ситуацию
проблемы
Развернутые, но крайне консервативные формы контакта с окружающим миром, людьми
Достаточно сложные, но жесткие программы поведения (в том числе речевого)
Плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам
Стереотипные увлечения
Мало способен к исследованию, гибкому диалогу с обстоятельствами.
Стремление к достижению, успеху (поведение можно назвать целенаправленным)
Экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами
Их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами
Неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие
Требуется полная гарантия успеха. Переживание риска, неопределенности их дезорганизует
Принимает лишь те задачи, с которыми заведомо может справиться
Ситуация неуспеха может вызвать аффективный срыв
проблемы
Произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна
Характерна задержка психоречевого и социального развития
Трудности во взаимодействии с людьми и меняющимися обстоятельствами
Характерна тревожность, легкое возникновение сенсорного дискомфорта при нарушении привычного хода событий
Быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться
Имеют выраженные проблемы организации внимания
Сосредоточение на речевой инструкции
Следуют стереотипному освоению навыков взаимодействия и социальных правил поведения
Теряются в непредвиденных обстоятельствах
Проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.
• в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;
• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа группы с индивидуальным;
• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
• в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;
• в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;
• в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде;
• в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
• в создании адаптированной образовательной программы;
• в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
• в проведении индивидуальных занятий
• в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;
• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательной организации и с родителями нормально развивающихся детей;
• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.
Дозировать введение в жизнь ребенка новизны
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть