Презентация, доклад на тему Особые образовательные потребности детей с РАС

Содержание

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияПо данным ВОЗ детский аутизм выявляется у 1го из 160ти детейАутизм предстает все более распространенной и значимой социальной проблемой, касающейся детей с однотипными проблемами развития, но

Слайд 1 Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного

образования

Чередниченко М.В.
педагог-психолог ГКОУ РО Ростовская школа-интернат №41

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования Чередниченко М.В.педагог-психолог ГКОУ РО Ростовская

Слайд 2Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
По

данным ВОЗ детский аутизм выявляется у 1го из 160ти детей
Аутизм предстает все более распространенной и значимой социальной проблемой, касающейся детей с однотипными проблемами развития, но с самыми разными возможностями их преодоления. В связи с этим в настоящее время, все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о расстройствах аутистического спектра (РАС). 

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияПо данным ВОЗ детский аутизм выявляется у

Слайд 3Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
РАС

в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития.
У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
Общими чертами для детей с РАС являются:
аффективные проблемы и трудности формирования активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой
установки на сохранение постоянства в окружающем мире
стереотипность собственного поведения 

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования РАС в настоящее время рассматривается как

Слайд 4Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
Происхождение

РАС накладывает отпечаток:
на характер и динамику нарушения психического развития
определяет сопутствующие трудности
влияет на прогноз социального развития
умственную сферу.
У детей с РАС может быть диагностирована:
как выраженная и глубокая умственная отсталость
так и обнаруживается интеллектуальное развитие оцениваемое как нормальное и даже высокое.


Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияПроисхождение РАС накладывает отпечаток:на характер и динамику

Слайд 5Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
Частота


встречаемости РАС

Интеллектуальные нарушения при аутизме

3-6 на детей (детский аутизм) или не более чем 0,1% от детского населения, на детей – аутистические черты
у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

60 % случаев наблюдается умственная отсталость, 20 % - легкая интеллектуальная недостаточность (ЗПР), 20 % - показатели развития интеллекта в диапазоне возрастной нормы.

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияЧастота встречаемости РАСИнтеллектуальные нарушения при аутизме3-6 на

Слайд 6Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
В

настоящее время в соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяют
4 группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения:
характером избирательности, возможностям произвольной организации
проблемами поведения, возможными формами социальных контактов
способами аутостимуляции
уровнем психоречевого развития

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияВ настоящее время в соответствии с тяжестью

Слайд 7Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
Первая

группа

проблемы

Не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми (полевое поведение)

Выраженные нарушения организации целенаправленного действия. С трудом овладевают навыкам самообслуживания и коммуникации
Отсутствие активной собственной речи
Понимание обращенной речи под вопросом

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияПервая группапроблемыНе имеют активной избирательности в контактах

Слайд 8Методы установления и развития эмоционального контакта с детьми 1 группы
постепенное

вовлечение во всё более развёрнутое взаимодействие со взрослыми, контакты со сверстниками
выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков
максимальная реализация возможностей эмоционального, интеллектуального и социального развития ребёнка
Реализация этих задач требует индивидуальной программы обучения такого ребёнка и предусматривает включение его в группу других детей, т.к. через других детей ему легче воспринимать учебную информацию, следуя за ними, легче выполнять требования взрослого.
Методы установления и развития эмоционального контакта с детьми 1 группы постепенное вовлечение во всё более развёрнутое взаимодействие

Слайд 9Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
Вторая

группа

проблемы

Имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми
Используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого
Стремятся к скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающимп
Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме
Более активны в развитии взаимоотношений с окружением
Поведение не полевое (складываются привычные формы жизни)

Речь штампами в рамках стереотипа и привязке к определенной ситуации
Моторные и речевые стереотипные действия, которые могут усиливаться в ситуациях тревоги
Знания осваиваются механически и без специальной коррекционной работы не могут использоваться ребенком в реальной жизни
Крайняя фрагментарность представлений об окружающем
Ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипам
Чрезмерная привязанность к своим близким, осложняет включение в незнакомый коллектив, ситуацию


Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияВторая группапроблемыИмеют лишь самые простые формы активного

Слайд 10Методы установления и развития эмоционального контакта с детьми 2 группы
Создание

комфортных, предсказуемых условий способствует освоению социально бытовых навыков и самостоятельному использованию их в привычных ситуациях
Необходима коррекционная работа по перенесению сложившихся навыков в новые жизненные ситуации или условия
Включение в детский коллектив необходимо для развития гибкости в их поведении, возможности подражания и смягчения жестких установок сохранения постоянства в окружающем

Реализация этих задач требует постепенного, избирательного выбора уроков для посещения, где ребенок с РАС будет чувствовать себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно по возможности выйдет на полный учебный день.
Методы установления и развития эмоционального контакта с детьми 2 группы Создание комфортных, предсказуемых условий способствует освоению социально

Слайд 11Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
Третья

группа (дети с синдромом Аспергера)

проблемы

Развернутые, но крайне консервативные формы контакта с окружающим миром, людьми
Достаточно сложные, но жесткие программы поведения (в том числе речевого)
Плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам
Стереотипные увлечения
Мало способен к исследованию, гибкому диалогу с обстоятельствами.
Стремление к достижению, успеху (поведение можно назвать целенаправленным)

Экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами
Их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами
Неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие
Требуется полная гарантия успеха. Переживание риска, неопределенности их дезорганизует
Принимает лишь те задачи, с которыми заведомо может справиться
Ситуация неуспеха может вызвать аффективный срыв

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияТретья группа (дети с синдромом Аспергера)проблемыРазвернутые, но

Слайд 12Методы установления и развития эмоционального контакта с детьми 3 группы
Обеспечение

постоянного специального психолого – педагогического сопровождения, позволяет им получать опыт диалогических отношений, расширить круг интересов и представлений об окружающем и окружающих
Способствование формированию навыков социального поведения
Создание возможностей развития вербальной и не вербальной коммуникации ( обращение за информацией, выражение своего отношения, оценки, согласия или отказа, обмен впечатлениями)

Реализация этих задач, позволяет обеспечить обучение по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально при постоянном специальном сопровождении.

Методы установления и развития эмоционального контакта с детьми 3 группы Обеспечение постоянного специального психолого – педагогического сопровождения,

Слайд 13Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
Четвертая

группа (высокофункциональные дети с РАС)

проблемы

Произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна
Характерна задержка психоречевого и социального развития
Трудности во взаимодействии с людьми и меняющимися обстоятельствами
Характерна тревожность, легкое возникновение сенсорного дискомфорта при нарушении привычного хода событий

Быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться
Имеют выраженные проблемы организации внимания
Сосредоточение на речевой инструкции
Следуют стереотипному освоению навыков взаимодействия и социальных правил поведения
Теряются в непредвиденных обстоятельствах
Проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.

Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияЧетвертая группа (высокофункциональные дети с РАС) проблемыПроизвольная

Слайд 14Методы установления и развития эмоционального контакта с детьми 4 группы
Обеспечение

постоянной поддержки и одобрения, особенно близких
Способствовать формированию навыков самостоятельного взаимодействия с миром и навыков самоорганизации
Развития мелкой и крупной моторики
Расширение навыков самообслуживания
Опора на достижение в невербальной области (например, конструирование)


Реализация этих задач, вовремя оказанная и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей его развития

Методы установления и развития эмоционального контакта с детьми 4 группы Обеспечение постоянной поддержки и одобрения, особенно близких

Слайд 15Заключение

Заключение

Слайд 16К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О.

С. Никольской) относятся потребности:

• в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;
• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа группы с индивидуальным;
• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
• в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;
• в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;
• в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде;
• в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
• в создании адаптированной образовательной программы;
• в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
• в проведении индивидуальных занятий
• в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;
• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательной организации и с родителями нормально развивающихся детей;
• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.

К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О. С. Никольской) относятся потребности:• в периоде

Слайд 17Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
Таким

образом, вследствие крайней неоднородности состава группы детей с РАС диапазон различий в требуемом уровне и содержании их начального школьного образования должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех таких детей, т.е. включать как образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность специального обучения на протяжении всего младшего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.
Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образованияТаким образом, вследствие крайней неоднородности состава группы

Слайд 18Из опыта практической работы
создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт

ребенка,  

Дозировать введение в жизнь ребенка новизны

Из опыта практической работысоздание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка,  Дозировать введение в жизнь ребенка

Слайд 19Постоянная помощь ребенку
в осмыслении усваиваемых знаний и умений,
не допускающем их механического

использования для аутостимуляции
Постоянная помощь ребенкув осмыслении усваиваемых знаний и умений,не допускающем их механического использования для аутостимуляции

Слайд 21Формирование учебного стереотипа и произвольности деятельности
Работа по расписанию наглядного плана
работа

за столом
Формирование учебного стереотипа и произвольности деятельности Работа по расписанию наглядного плана работа за столом

Слайд 22Обучение преодолению сложностей в выражении и понимании эмоциональных состояний
себя
других

Обучение преодолению сложностей в выражении и понимании эмоциональных состоянийсебядругих

Слайд 23СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ростов-на-Дону
2016

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Ростов-на-Дону2016

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть