Слайд 1ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2Например, статьей 20 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 02.08.2009) к числу работников высших учебных заведений помимо должностей научно-педагогического состава (профессорско-преподавательского состава, в числе которых должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента; а также научных работников) отнесены и инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал.
Слайд 3Рассмотрим должности, основные обязанности которых связаны с учебно-воспитательным процессом, педагогической, научно-преподавательской
работой.
К таким работникам относят педагогический состав образовательного учреждения.
Слайд 4Особенности производства образовательных услуг:
Вид труда – педагогический;
Особый предмет труда (объект –
ученик, субъекты УВП – и учитель, и ученик);
Средства труда – основные –невещественные (интеллект, знания, умения).
Педагог – творческая сила, адаптирующая знания к конкретным условиям.
Слайд 5КРУГ ОТСТАЛОСТИ Б.КНАЛЛА
ОТСТАЛОСТЬ ЭКОНОМИКИ
НЕХВАТКА АССИГНОВАНИЙ
НИЗКАЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
ТРУДА
ОТСТАЛОСТЬ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФПОДГОТОВКИ
НЕДОСТАТОК
КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ,
НЕХВАТКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Слайд 6Особенности труда педагогических работников урегулированы главой 52 ТК РФ.
К ним
относят:
образовательный ценз, только при соответствии которому работник допускается к педагогической деятельности;
особенности рабочего времени и времени отдыха;
требование об обязательном периодическом повышении квалификации, прохождении аттестации;
обязательное прохождение медосмотров;
особенности состава оплаты труда;
особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;
льготы и меры социальной поддержки, устанавливаемые государством для педагогических работников.
Слайд 7Профессиональными стандартами установлено, что к педагогической деятельности допускаются:
в среднем специальном учебном заведении
— лица, имеющие высшее профессиональное образование;
в образовательном учреждении начального профессионального образования — лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;
в вузе — лица, имеющие высшее профессиональное образование;
в общеобразовательном учреждении — лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.
Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Слайд 8К педагогической деятельности НЕ допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Найдите в ТК РФ № статьи,
в которой эти условия указаны.
Слайд 9РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ -
это время, в течение которого работник в
соответствии с правилами трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности
Слайд 10
Найдите в ТК РФ статьи, в которых указаны виды рабочего времени.
Каким
образом они устанавливаются?
Слайд 11Виды рабочего времени:
нормальное – ст. 91 ТК РФ – не может
превышать 40 часов в неделю;
сокращённое – ст. 92 ТК РФ – устанавливается законодательством для отдельных категорий работников (на работах с вредными условиями труда, педагогов, врачей и др.);
неполное – ст. 93 ТК РФ – устанавливается при приёме на работу или впоследствии по соглашению сторон для ряда категорий работников.
Слайд 12Структура рабочего времени педагога:
учебная нагрузка (устанавливается, исходя из количества часов по
учебному плану и программам)
+
время, затрачиваемое на дополнительную работу (проверка тетрадей, классное руководство, занятость педагогов в заседаниях педагогических советов, методических объединений и др.)
Слайд 13Педагогические работники в соответствии с трудовым законодательством имеют право на сокращенную
продолжительность рабочего времени, установленную статьей 333 ТК РФ,
и типовыми положениями о каждом виде образовательного учреждения, которая составляет не более 36 ч в неделю.
Слайд 14Продолжительность рабочего времени педагогических работников зависит от учебной нагрузки педагогического работника,
которая в соответствии с типовыми положениями, как правило, ограничена верхним пределом, который оговаривается в трудовом договоре.
Так, учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1 440 академических часов, а учебная нагрузка педагогических работников вузов — не более 900 ч.
Объем учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательных учреждений (школ, гимназий и пр.) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Слайд 15В соответствии со ст. 333 ТК РФ в зависимости от должности
и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда.
Продолжительность рабочего времени в настоящее время устанавливается Приказ Минобрнауки России
от 22.12.2014 N 1601
"О продолжительности рабочего времени
(нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной
нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре"
(Зарегистрировано в Минюсте России
25.02.2015 N 36204)
Слайд 16
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ С УЧЕТОМ РЕЖИМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Слайд 17Согласно Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388) режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Слайд 18Однако следует учитывать, что специфический режим работы образовательных учреждений (с наличием
каникул, включая длительные летние каникулы, работы учреждения по шестидневной рабочей неделе, то есть и в субботние дни) установлен, прежде всего, для обучающихся или воспитанников учреждения. Работников учреждения он касается только отчасти!
Например, периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим (например, при установлении карантина в учреждении), климатическим (как правило, в зимний период при понижении температуры воздуха ниже установленного значения) и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.
Слайд 19Согласно п. 4.1 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников
периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для работников рабочим временем.
Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.
Слайд 20ОТСУТСТВИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПЕРЕРЫВА ДЛЯ ПРИЕМА ПИЩИ
Найдите в ТК РФ статьи, определяющие
перерывы.
Слайд 21
Назовите социальные гарантии и льготы педагогических работников?
Слайд 22ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
УДЛИНЕННОГО
ЕЖЕГОДНОГО
ОСНОВНОГО
ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА
Слайд 23Статьей 334 ТК РФ предоставлено право педагогических работников на ежегодный удлиненный основной оплачиваемый
отпуск. Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 «О ЕЖЕГОДНЫХ ОСНОВНЫХ УДЛИНЕННЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ»
педагогическим работникам образовательных учреждений установлен удлиненный основной ежегодный отпуск, который в зависимости от занимаемой должности и образовательного учреждения составляет 42 и 56 календарных дней.
Определите, каким категориям работников устанавливается 42, 56 календарных дней?
Слайд 24Статьей 335 ТК РФ установлено право педагогических работников на длительный отпуск сроком
до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Указанный отпуск предусмотрен законодателем в целях обеспечения педагогическим работникам эффективного отдыха от учебного процесса, постоянной психической и физической нагрузки и пр.
Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. (ПРИКАЗ Минобразования РФ от 31 мая 2016 г. N 644
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА СРОКОМ ДО ОДНОГО ГОДА)
Слайд 25Гарантии, которые закреплены законодательством за работниками, находящимися в длительном отпуске
Во-первых, за
педагогическим работником сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).
Во-вторых, во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.
В-третьих, педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск продлевается на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.
Слайд 26Трудовой стаж –
это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно-полезной
деятельности гражданина, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, с которой связано наступление определённых юридических последствий (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности, определение социальных льгот).
Слайд 27Общий трудовой стаж -
это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно-полезной
деятельности. Он определяет право гражданина на получение пенсии по возрасту.
Слайд 28Непрерывный трудовой стаж -
это продолжительность последней непрерывной работы в
конкретном учреждении, предприятии, организации. Непрерывный трудовой стаж сохраняется при переходе работника с одной работы на другую, при соблюдении установленных перерывов в работе.
Слайд 29Специальный трудовой стаж -
это суммарная продолжительность определённой трудовой деятельности.
С этим видом стажа связывается возможность назначения работнику пенсии на льготных условиях в зависимости от условий, в которых протекала его трудовая деятельность
Слайд 30Разновидности педагогического стажа:
педагогический стаж;
педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии
по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях для детей;
стаж непрерывной преподавательской работы (учитывается для определения права педагогических работников на длительный отпуск сроком до 1 года).
Слайд 31Оплата труда -
это система отношений, связанных с установлением работодателем
выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами
Слайд 32Основные формы заработной платы:
сдельная (труд оплачивается в зависимости от количества
изготовленной продукции)
повременная (труд оплачивается в зависимости от затраченного времени)
смешанные - сдельно- и повременно-премиальные ; прогрессивные и регрессивные; аккордная
Слайд 33 Повременная оплата труда -
форма, при которой заработок
зависит от количества затраченного времени с учётом квалификации работника и условий труда.
Заработная плата начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.
Слайд 35Для работников колледжа устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:
выплаты работникам, занятым на
тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ
Слайд 36Выплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику при выполнении им дополнительной
работы по другой профессии (должности) в пределах установленной продолжительности рабочего времени. Размер доплаты и срок исполнения данной работы устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ
Слайд 37Доплаты за увеличение объема работ педагогическим работникам устанавливаются за:
классное руководство;
проверку
письменных работ;
заведование: кабинетами, творческими рабочими группами;
руководство методическими объединениями преподавателей;
выполнение функций координатора, куратора проекта;
проведение работы по дополнительным образовательным программам;
организацию профессиональной ориентации и др.
КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ
Слайд 38Решение о введении персональных повышающих коэффициентов и их размерах принимается директором
в отношении конкретного работника на основании представления руководителя ответствующего структурного подразделения.
Критерии установления персональных повышающих коэффициентов установлены в Приложении 3.
Слайд 39
Руководитель научно-методического объединения преподавателей
Слайд 40
Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда
работников колледжа, а также средств от деятельности, приносящей доход, направленных колледжем на оплату труда работников.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются:
за интенсивность и высокие результаты работы;
за качество выполняемых работ;
за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются сроком на 2 месяца (в летний период – на 4 месяца).
ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
Слайд 41Размер выплат стимулирующего характера определяется приказом директора колледжа, который издается на
основании решения премиальной комиссии.
В состав премиальной комиссии входят:
директор колледжа;
все заместители директора;
главный бухгалтер;
представитель профсоюзного комитета;
2 рядовых члена коллектива, в том числе, возможно и из вспомогательного, обслуживающего персонала.
Комиссия избирается общим собранием (конференцией) работников колледжа на два учебных года.