Слайд 1Особенности речевого развития раннего возраста в программе «Первые шаги»
Слайд 2Характеристика раннего возраста
В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной
психологии, ранний возраст в жизни ребенка охватывает период от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства.
Слайд 3Характеристика раннего возраста
Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются
ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования. Охарактеризуем основные линии психического развития ребенка в раннем возрасте и его отличительные особенности.
Слайд 4Развитие речи
Овладение речью является одним из главных достижений в развитии ребенка
раннего возраста. В процессе овладения речью выделяется ряд этапов.
Слайд 5Развитие речи
На первом году жизни ребенок еще не говорит. Он понимает
обращенные к нему слова, но его собственную речь заменяют другие, невербальные средства общения – сначала эмоциональные выражения, мимика, затем жесты, позы, локомоции (движения, связанные с активным перемещением в пространстве), вокализации.
Слайд 6Развитие речи
На третьем году жизни ребенок начинает общаться с помощью речи.
Между этими двумя периодами существует этап, когда ребенок начинает говорить, но общается он на своем, детском языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи». «Детский язык» отличается от взрослого и звучанием слов (фонетикой), и смысловой стороной (значением слов).
Слайд 7Развитие речи
Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается от звукового состава
слов взрослых. Порой это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания, иногда – сильно искаженные слова, но сохраняющие их ритмический рисунок, иногда – отдельные слоги. Например, «тися» вместо «часы», «ооня» вместо «ворона», «па» вместо «упал». Среди первых слов много звукоподражательных, например, «ав-ав» (собака), «му-у» (корова)
Слайд 8Развитие речи
Детские слова отличаются от слов взрослых и значением. Обозначение ребенком
предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы. Так «кис-кис» может относиться и к кошке, и к меховой шапке, и к волосам – словом обозначать все мягкое и пушистое. И наоборот – одному и тому же предмету ребенок дает разные названия. Например, игрушечную утку он один раз может назвать так же, как игрушечную собаку, а в другой раз – как чайник только на том основании, что все эти предметы желтого цвета.
Слайд 9Развитие речи
Общение с детьми в этот период возможно только по поводу
конкретной ситуации (поэтому оно и называется ситуативным). Слово может обозначать только тот предмет, который ребенок непосредственно воспринимает. Если предмет находится перед глазами, то сразу понятно, о чем идет речь. Но уяснить значение этих слов, когда они оторваны от ситуации, невозможно. Если слова взрослых могут замещать ситуацию, то слова автономной детской речи этой функции не выполняют. Слова ребенка не могут замещать отсутствующие предметы, но в наглядной ситуации указывают на ее отдельные стороны, называют их. Они имеют указательную функцию, функцию наименования.
Слайд 10Развитие речи
Следующий этап в развитии речи ребенка знаменуется появлением первых настоящих
слов.
Появлению слов способствует предметное сотрудничество взрослого и ребенка. Слово – это прежде всего знак, то есть заместитель предмета, значит, за каждым словом должно стоять то, что оно обозначает. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с малышом.
Слайд 11Развитие речи
Потребность в общении со взрослым и потребность в назывании предметов
– два главных условия, способствующих развитию речи ребенка. На протяжении второго года жизни активная речь ребенка интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Ребенок начинает осваивать грамматическую структуру языка. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Он говорит много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не обращаясь.
Слайд 12Развитие речи
На третьем году ребенок в основном овладевает предлогами (над, под,
на) и наречиями (рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.). Постепенно речь ребенка все более отделяется от наглядной ситуации. Малыш может развернуто рассказать о произошедших ранее событиях (где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю. Речь ребенка начинает выполнять все более разнообразные функции. Первоначально речь возникает и развивается как средство общения со взрослым.
Слайд 13Развитие речи
К концу раннего возраста речь начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок
сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины или рассказывает куклам о том, что им предстоит сделать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».
Развитие коммуникативной и регулятивной функций речи взаимосвязаны: отставание в развитии коммуникативной функции сопровождается недоразвитием регулятивной функции.