Слайд 1Особенности профессионального ориентирования обучающихся с с инвалидностью и ОВЗ
в инклюзивных
школах
Выполнено учителем-дефектологом
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП
п. Алексеевка Хвалынского р-на»
Омеляшко О.В.
Слайд 2
Суть инклюзивного подхода в профориентации − в следовании принципу: «профориентация –
для всех» и создании гибкой вариативной системы помощи в профессиональном самоопределении, которая была бы способна подстраиваться под каждого учащегося и в то же время быть полезной для всех.
Слайд 3Учет индивидуальных особенностей здоровья учащихся, а не только наличия или отсутствия
у них инвалидности
Необходимо учитывать оценку здоровья, активности, настроения и социального положения учащихся в группе сверстников.
Слайд 4
Опережающая профориентационная инициатива взрослых
Не следует ждать, когда
учащийся самостоятельно «созреет» для профессионального самоопределения, чтобы только тогда начать профориентацию – напротив, цель профориентации как раз в том и состоит, чтобы подготовить учащегося к самостоятельному зрелому и компетентному, ответственному и решительному самоопределению, а не принять все решения за него.
Слайд 5
Преодоление недоверия и пассивности учащихся в отношении профориентации
Доверие между педагогом
и обучающимся позволяет ребёнку выражать свои истинные чувства и мысли открыто.
Такая атмосфера позволяет обсуждать общие ценности, ожидания, планы, достижения.
Без установления доверительных отношений возможности педагога невелики.
Слайд 6Выработка оптимального баланса между добровольностью и обязательностью участия в профориентации
Добровольность активного участия в мероприятиях (прохождения диагностики, самораскрытия перед психологом и группой, посещения выездных мероприятий и т.п.), должна сочетаться с обязательностью посещений занятий.
Слайд 7
Высокий уровень требований к учащимся с ОВЗ должен сочетаться с созданием
для них условий для выполнения этих требований
Показателем подлинного профессионализма специалистов является не то, понравился или не понравился учащимся процесс работы с ними, а то, достигнуты ли цели работы. В профориентационной деятельности это, прежде всего, профессиональное самоопределение, которое включает:
-понимание содержания профессии,
условий овладения ей и трудоустройства,
знание того, как данная профессия соотносится с собственными способностями, интересами, ценностями и возможностями и как она (и именно она) максимально способна обеспечить их реализацию и развитие,
понимание возможных трудностей, профессиональных вредностей и противопоказаний,
законодательного регулирования обучения и работы по данной профессии и т.д.
Слайд 8
Учет особенностей и потребностей каждого конкретного учащегося
и группы, в которую
он включен
Целесообразно начинать с предварительной, «пилотной» профдиагностики различными методами – от беседы, фокус-группы и социометрии – до стандартизированных и проективных тестов, а затем на этой основе планировать остальную профориентационную работу, не забывая привлекать к планированию и исполнению планов и самих участников профориентации.
Слайд 9
С учетом принципа инклюзии как основного принципа организации профессионального ориентирования в
инклюзивных школах, рекомендуется либо работа со всем инклюзивным учебным классом, либо формирование профориентационных групп по критерию общности интересов и склонностей к тому или иному типу профессий
Слайд 10
Профориентационные цели и задачи для учащихся с ОВЗ должны быть четкими
и однозначными, а их выполнение – постоянно контролироваться.
Необходимо проверять и стимулировать исполнение заданий и принятых решений, организовывать, мотивировать и побуждать школьников с ограниченными возможностями здоровья к профориентации.
Слайд 11
Равноправное вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в организацию профориентационной работы
для формирования у них субъектности и активной жизненной позиции
Учитывая, что многим учащимся с ограниченными возможностями здоровья свойственны слабая мотивация на труд и самостоятельность, личностная инфантильность, социальная пассивность как следствие воспитания по типу гиперопеки, то в профориентационной работе следует стимулировать проявления самоорганизации учащихся и их собственную активность
Слайд 12
Вовлечение учащихся в организаторскую активность по профориентации позволяет также обеспечить преодоление
последствий гиперопеки
При этом необходимо учитывать и преодолевать фактор социальной стигматизации, который заключаются в предвзятом отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, преувеличении их трудностей и приписывании в дополнение к ним целого ряда дополнительных вымышленных «дефектов», занижении их возможностей, представлениями о них как о беспрерывно нуждающихся, зависимых, требующих постоянной опеки.
Слайд 13
Преодоление феномена «выученной беспомощности»
Этот феномен представляет собой уменьшение мотивации к
преодолению трудностей вследствие наличия опыта безуспешных попыток. Независимо от возраста, эффект выученной беспомощности вызывает тревогу и снижает результативность действий, а возможность контроля ситуации – напротив, повышает результативность
Слайд 14
Информирование о профессиях, соотнесенное со способностями и склонностями учащихся
Необходимо способствовать
расширению кругозора учащихся и их знаний о разнообразии существующих профессий и их содержании, уровне оплаты труда, путях освоения этих профессий и о том, каким образом должны строиться профессиональные планы и карьера современного человека как в общих чертах, так и в рамках конкретных интересующих учащегося профессий.
Слайд 15Учет объективных возможностей профессиональной подготовки и наличия рабочих мест, доступных и
имеющих специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 16Многовариантность стратегического планирования профессиональной перспективы
Желательно в профориентацию
включать построение схем и алгоритмов различных вариантов жизненных путей и профессионального развития по принципу «если не вариант А, то вариант Б».
Слайд 17
Психологическая подготовка к своевременному переходу от учебной деятельности –
к профессиональной
Если изначально профориентация была построена нереалистично и не привела к созданию адекватных и главное – выполнимых профессиональных планов, выпускник сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем и рискует обнаружить, что все усилия, которые он затратил на учебу, оказались недостаточны для того, чтобы устроиться на работу и удержаться на ней, стать востребованным на рынке труда. Это может приводить к значительному стрессу, дезориентации в социальных отношениях, депрессивным состояниям.
Слайд 18Необходимость как можно более ранней профориентационной работы по выявлению ключевых профессиональных
интересов, ресурсов и возможностей освоения профессий
Слайд 19
Коррекция компенсаторных фантазий, подменяющих реальное профессиональное самоопределение,
либо вызывающих к нему
негативизм
Нельзя потакать принципу: «если я не смогу стать кем хочу, к примеру - генералом, а мне предлагают работать оператором телефонной линии, что я считаю ниже своего достоинства, то уж лучше вообще не работать, а мама с папой прокормят»
Слайд 20
Профориентация учащихся с ОВЗ должна опираться не на элитарность, престижность и
высокооплачиваемость профессий, а на их перспективность для конкретного учащегося
Элитарная ориентация может приводить к сужению выбора профессий до узкого круга популярных направлений профессиональной подготовки, мало учитывая способности и возможности самого учащегося, что, с одной стороны, мешает ему выбрать профессию, в которой он действительно может достичь успехов, а с другой стороны – даже в случае успешного овладения популярной профессией, ставит в условия чрезмерной конкуренции.
.
Слайд 21
Помощь в социализации
У детей с ОВЗ социализация нередко бывает затруднена по
причине того, что совместная деятельность с другими членами общества, особенно со сверстниками, может быть ограничена состоянием здоровья. Несмотря на то, что в инклюзивных и интегрированных учебных заведениях большинство детей охотно помогают своим сверстникам с ограниченными возможностями здоровья и также взаимодействуют по поводу учебной деятельности, они все же редко завязывают близкую дружбу и вместе проводят досуг.
Слайд 22
Расширенное понимание профориентации, распространяющееся на альтернативные виды самореализации, включая искусство, спорт,
волонтерство, ведение домашнего или сельского хозяйства, предпринимательство и другие виды деятельности