Презентация, доклад на тему Особенности профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах

Содержание

Суть инклюзивного подхода в профориентации − в следовании принципу: «профориентация – для всех» и создании гибкой вариативной системы помощи в профессиональном самоопределении, которая была бы способна подстраиваться под каждого учащегося и в то же время быть

Слайд 1Особенности профессионального ориентирования обучающихся с с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных

школах

Выполнено учителем-дефектологом
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП
п. Алексеевка Хвалынского р-на»
Омеляшко О.В.

Особенности профессионального ориентирования обучающихся с с инвалидностью и ОВЗ  в инклюзивных школах  Выполнено учителем-дефектологомГБОУ СО

Слайд 2


Суть инклюзивного подхода в профориентации − в следовании принципу: «профориентация –

для всех» и создании гибкой вариативной системы помощи в профессиональном самоопределении, которая была бы способна подстраиваться под каждого учащегося и в то же время быть полезной для всех.

Суть инклюзивного подхода в профориентации − в следовании принципу: «профориентация – для всех» и создании гибкой вариативной

Слайд 3Учет индивидуальных особенностей здоровья учащихся, а не только наличия или отсутствия

у них инвалидности

Необходимо учитывать оценку здоровья, активности, настроения и социального положения учащихся в группе сверстников.

Учет индивидуальных особенностей здоровья учащихся, а не только наличия или отсутствия у них инвалидности

Слайд 4
Опережающая профориентационная инициатива взрослых

Не следует ждать, когда

учащийся самостоятельно «созреет» для профессионального самоопределения, чтобы только тогда начать профориентацию – напротив, цель профориентации как раз в том и состоит, чтобы подготовить учащегося к самостоятельному зрелому и компетентному, ответственному и решительному самоопределению, а не принять все решения за него.
Опережающая  профориентационная   инициатива взрослых Не следует ждать, когда учащийся самостоятельно «созреет» для профессионального самоопределения,

Слайд 5
Преодоление недоверия и пассивности учащихся в отношении профориентации

Доверие между педагогом

и обучающимся позволяет ребёнку выражать свои истинные чувства и мысли открыто.
Такая атмосфера позволяет обсуждать общие ценности, ожидания, планы, достижения.
Без установления доверительных отношений возможности педагога невелики.
Преодоление недоверия и пассивности учащихся в отношении профориентации Доверие между педагогом и обучающимся позволяет ребёнку выражать свои

Слайд 6Выработка оптимального баланса между добровольностью и обязательностью участия в профориентации

Добровольность активного участия в мероприятиях (прохождения диагностики, самораскрытия перед психологом и группой, посещения выездных мероприятий и т.п.), должна сочетаться с обязательностью посещений занятий.


Выработка оптимального баланса между добровольностью и обязательностью участия в профориентации  Добровольность активного участия в мероприятиях (прохождения

Слайд 7
Высокий уровень требований к учащимся с ОВЗ должен сочетаться с созданием

для них условий для выполнения этих требований
Показателем подлинного профессионализма специалистов является не то, понравился или не понравился учащимся процесс работы с ними, а то, достигнуты ли цели работы. В профориентационной деятельности это, прежде всего, профессиональное самоопределение, которое включает:
-понимание содержания профессии,
условий овладения ей и трудоустройства,
знание того, как данная профессия соотносится с собственными способностями, интересами, ценностями и возможностями и как она (и именно она) максимально способна обеспечить их реализацию и развитие,
понимание возможных трудностей, профессиональных вредностей и противопоказаний,
законодательного регулирования обучения и работы по данной профессии и т.д.
Высокий уровень требований к учащимся с ОВЗ должен сочетаться с созданием для них условий для выполнения этих

Слайд 8
Учет особенностей и потребностей каждого конкретного учащегося
и группы, в которую

он включен

Целесообразно начинать с предварительной, «пилотной» профдиагностики различными методами – от беседы, фокус-группы и социометрии – до стандартизированных и проективных тестов, а затем на этой основе планировать остальную профориентационную работу, не забывая привлекать к планированию и исполнению планов и самих участников профориентации.

Учет особенностей и потребностей каждого конкретного учащегося и группы, в которую он включенЦелесообразно начинать с предварительной, «пилотной»

Слайд 9


С учетом принципа инклюзии как основного принципа организации профессионального ориентирования в

инклюзивных школах, рекомендуется либо работа со всем инклюзивным учебным классом, либо формирование профориентационных групп по критерию общности интересов и склонностей к тому или иному типу профессий

С учетом принципа инклюзии как основного принципа организации профессионального ориентирования в инклюзивных школах, рекомендуется либо работа со

Слайд 10
Профориентационные цели и задачи для учащихся с ОВЗ должны быть четкими

и однозначными, а их выполнение – постоянно контролироваться.

Необходимо проверять и стимулировать исполнение заданий и принятых решений, организовывать, мотивировать и побуждать школьников с ограниченными возможностями здоровья к профориентации.
Профориентационные цели и задачи для учащихся с ОВЗ должны быть четкими и однозначными, а их выполнение –

Слайд 11



Равноправное вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в организацию профориентационной работы

для формирования у них субъектности и активной жизненной позиции

Учитывая, что многим учащимся с ограниченными возможностями здоровья свойственны слабая мотивация на труд и самостоятельность, личностная инфантильность, социальная пассивность как следствие воспитания по типу гиперопеки, то в профориентационной работе следует стимулировать проявления самоорганизации учащихся и их собственную активность
Равноправное вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в организацию профориентационной работы для формирования у них субъектности и

Слайд 12


Вовлечение учащихся в организаторскую активность по профориентации позволяет также обеспечить преодоление

последствий гиперопеки


При этом необходимо учитывать и преодолевать фактор социальной стигматизации, который заключаются в предвзятом отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, преувеличении их трудностей и приписывании в дополнение к ним целого ряда дополнительных вымышленных «дефектов», занижении их возможностей, представлениями о них как о беспрерывно нуждающихся, зависимых, требующих постоянной опеки.

Вовлечение учащихся в организаторскую активность по профориентации позволяет также обеспечить преодоление последствий гиперопекиПри этом необходимо учитывать и

Слайд 13

Преодоление феномена «выученной беспомощности»

Этот феномен представляет собой уменьшение мотивации к

преодолению трудностей вследствие наличия опыта безуспешных попыток. Независимо от возраста, эффект выученной беспомощности вызывает тревогу и снижает результативность действий, а возможность контроля ситуации – напротив, повышает результативность
Преодоление феномена «выученной беспомощности» Этот феномен представляет собой уменьшение мотивации к преодолению трудностей вследствие наличия опыта безуспешных

Слайд 14
Информирование о профессиях, соотнесенное со способностями и склонностями учащихся

Необходимо способствовать

расширению кругозора учащихся и их знаний о разнообразии существующих профессий и их содержании, уровне оплаты труда, путях освоения этих профессий и о том, каким образом должны строиться профессиональные планы и карьера современного человека как в общих чертах, так и в рамках конкретных интересующих учащегося профессий.

Информирование о профессиях, соотнесенное со способностями и склонностями учащихся Необходимо способствовать расширению кругозора учащихся и их знаний

Слайд 15Учет объективных возможностей профессиональной подготовки и наличия рабочих мест, доступных и

имеющих специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья

Учет объективных возможностей профессиональной подготовки и наличия рабочих мест, доступных и имеющих специальные условия для людей с

Слайд 16Многовариантность стратегического планирования профессиональной перспективы
Желательно в профориентацию

включать построение схем и алгоритмов различных вариантов жизненных путей и профессионального развития по принципу «если не вариант А, то вариант Б».

Многовариантность стратегического планирования профессиональной перспективы   Желательно в профориентацию включать построение схем и алгоритмов различных вариантов

Слайд 17
Психологическая подготовка к своевременному переходу от учебной деятельности –
к профессиональной



Если изначально профориентация была построена нереалистично и не привела к созданию адекватных и главное – выполнимых профессиональных планов, выпускник сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем и рискует обнаружить, что все усилия, которые он затратил на учебу, оказались недостаточны для того, чтобы устроиться на работу и удержаться на ней, стать востребованным на рынке труда. Это может приводить к значительному стрессу, дезориентации в социальных отношениях, депрессивным состояниям.


Психологическая подготовка к своевременному переходу от учебной деятельности – к профессиональной Если изначально профориентация была построена нереалистично

Слайд 18Необходимость как можно более ранней профориентационной работы по выявлению ключевых профессиональных

интересов, ресурсов и возможностей освоения профессий

Необходимость как можно более ранней профориентационной работы по выявлению ключевых профессиональных интересов, ресурсов и возможностей освоения профессий

Слайд 19
Коррекция компенсаторных фантазий, подменяющих реальное профессиональное самоопределение,
либо вызывающих к нему

негативизм


Нельзя потакать принципу: «если я не смогу стать кем хочу, к примеру - генералом, а мне предлагают работать оператором телефонной линии, что я считаю ниже своего достоинства, то уж лучше вообще не работать, а мама с папой прокормят»


Коррекция компенсаторных фантазий, подменяющих реальное профессиональное самоопределение, либо вызывающих к нему негативизм Нельзя потакать принципу: «если я

Слайд 20
Профориентация учащихся с ОВЗ должна опираться не на элитарность, престижность и

высокооплачиваемость профессий, а на их перспективность для конкретного учащегося

Элитарная ориентация может приводить к сужению выбора профессий до узкого круга популярных направлений профессиональной подготовки, мало учитывая способности и возможности самого учащегося, что, с одной стороны, мешает ему выбрать профессию, в которой он действительно может достичь успехов, а с другой стороны – даже в случае успешного овладения популярной профессией, ставит в условия чрезмерной конкуренции.
.
Профориентация учащихся с ОВЗ должна опираться не на элитарность, престижность и высокооплачиваемость профессий, а на их перспективность

Слайд 21
Помощь в социализации

У детей с ОВЗ социализация нередко бывает затруднена по

причине того, что совместная деятельность с другими членами общества, особенно со сверстниками, может быть ограничена состоянием здоровья. Несмотря на то, что в инклюзивных и интегрированных учебных заведениях большинство детей охотно помогают своим сверстникам с ограниченными возможностями здоровья и также взаимодействуют по поводу учебной деятельности, они все же редко завязывают близкую дружбу и вместе проводят досуг.



Помощь в социализацииУ детей с ОВЗ социализация нередко бывает затруднена по причине того, что совместная деятельность с

Слайд 22
Расширенное понимание профориентации, распространяющееся на альтернативные виды самореализации, включая искусство, спорт,

волонтерство, ведение домашнего или сельского хозяйства, предпринимательство и другие виды деятельности


Расширенное понимание профориентации, распространяющееся на альтернативные виды самореализации, включая искусство, спорт, волонтерство, ведение домашнего или сельского хозяйства,

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть