Презентация, доклад на тему Особенности организации психологического обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ПМПК

Содержание

Общие правила работы специалистов ПМПК - соблюдение в своей деятельности требований командного взаимодействия:принимать общую цель (предоставление компетентного и ответственного заключения),нести персональную ответственность за собственные диагностические выводы,принимать участие в обсуждении и приходить к коллегиальному заключению,заботиться о сохранении

Слайд 1

Особенности психологического обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ в ПМПК
педагог-психолог
Федорова Л.В.

Особенности психологического обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ в ПМПКпедагог-психологФедорова Л.В.

Слайд 2Общие правила работы специалистов ПМПК - соблюдение в своей деятельности требований

командного взаимодействия:

принимать общую цель (предоставление компетентного и ответственного заключения),
нести персональную ответственность за собственные диагностические выводы,
принимать участие в обсуждении и приходить к коллегиальному заключению,
заботиться о сохранении имиджа ПМПК, корректно взаимодействуя с родителями и доступно отвечая на возникающие у них вопросы

Общие правила работы специалистов ПМПК - соблюдение в своей деятельности требований командного взаимодействия:принимать общую цель (предоставление компетентного

Слайд 3Организация деятельности педагога-психолога на ПМПК Первоочередная задача педагога-психолога ПМПК – сделать обоснованный

вывод о том, есть ли у ребенка личностный и когнитивный потенциал, чтобы овладеть вариантом образовательной программы, который рекомендуется в соответствии с клиническим диагнозом и потенциально может быть усвоен за счет уже имеющихся знаний, умений и навыков. Не менее важной задачей становится выделение первоочередных направлений психокоррекционных занятий при реализации коррекционно-развивающей области АООП
Организация деятельности педагога-психолога на ПМПК   Первоочередная задача педагога-психолога ПМПК –   сделать обоснованный вывод

Слайд 4 Психологическое обследование ребенка на ПМПК: - стандартные процедуры выявления особенностей

познавательной деятельности, поведения, включая эмоциональное реагирование ребенка на ситуацию и окружающих, взаимоотношения с взрослыми и саморегуляция; - технология, отличающуяся от стандартной диагностической процедуры
Психологическое обследование ребенка на ПМПК:  - стандартные процедуры выявления особенностей познавательной деятельности, поведения,

Слайд 5Деятельность педагога-психолога на ПМПК условно может быть разделена на два этапа:

1. Оценка поведения, характера деятельности, особенностей коммуникации, в том числе, специфики взаимодействия с взрослыми и другие подобные показатели, что осуществляется в процессе внешнего наблюдения; 2. Собственно психологическое обследование. При этом на первый план выходят когнитивные показатели, поскольку, несмотря на то, что все основные специалисты ПМПК (в особенности, дефектологи) дают оценку уровню и специфике интеллектуального развития ребенка, педагог-психолог же обязан оценить в совокупности актуальный уровень и зону ближайшего развития познавательной деятельности
Деятельность педагога-психолога на ПМПК условно может быть разделена на два этапа:   1. Оценка поведения, характера

Слайд 6 Психологическое обследование детей с ДЦП

является чрезвычайно сложным - Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Процесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка. - При полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление. Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в специальном кресле.
Психологическое обследование детей с ДЦП         является чрезвычайно

Слайд 7До 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения

в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.
Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5 лет.
Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут

До 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.Тестовое

Слайд 8При обследовании ребенка с РАС

должны учитываться его психоэмоциональные особенности и

потребности, поэтому серьезное внимание уделяется организации обследования.
При выборе количества и объема диагностических методик учитываются мотивационные условия, которые могут повлиять на поведение ребенка, особенности обработки сенсорной информации, готовность ребенка следовать вербальным инструкциям
При обследовании ребенка с РАС должны учитываться его психоэмоциональные особенности и потребности, поэтому серьезное внимание уделяется организации

Слайд 9 Целесообразно организовывать обследование детей с РАС в виде

комплексной психолого-педагогической диагностики, которую, особенно на начальном этапе, лучше проводить одному специалисту (как правило, психологу). Это позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, сориентироваться в пространстве кабинета, ослабить тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты могут постепенно включаться в процедуру обследования. Необходимо сопровождать инструкцию доступной наглядностью, по возможности, краткой и схематичной. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, даже если он внешне на это никак не реагирует
Целесообразно организовывать обследование детей с РАС  в виде комплексной психолого-педагогической диагностики, которую, особенно

Слайд 10Обследование детей с нарушением зрения Основными требованиями к характеру стимульного материала являются

следующие: контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60— 100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном фоне
Обследование детей с нарушением зрения  Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие: контрастность предъявляемых объектов

Слайд 11 Стимульный материал должен отвечать ряду условий: - пропорциональность соотношений

предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов; - соотношение с реальным цветом объектов; - высокий цветовой контраст (80 — 95 %); - четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др. Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом. Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 — 33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста). В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона
Стимульный материал должен отвечать ряду условий: - пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии

Слайд 12При обследовании детей с нарушением слуха большое значение придается наблюдениям за

игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов этого наблюдения с другими данными обследования (проверка слуха, речи, проверки уровня развития восприятия и интеллекта). Очень часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительного отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. д. приводят к тому, что ребенок не справляется с предложенными заданиями, несмотря на нормальный интеллект, что в свою очередь служит основанием для ошибочного заключения.
При обследовании детей с нарушением слуха   большое значение придается наблюдениям за игрой и поведением ребенка,

Слайд 13Задания даются с целью выяснения уровня зрительного восприятия (восприятие величины, формы,

пространственных отношений, целостное восприятие предмета), умения действовать по подражанию и по образцу, умения осуществлять выбор из большего количества элементов; степени сформированности процесса анализа и синтеза, наличия простейших счетных операций, определения возможности обобщения.
Задания даются с целью выяснения уровня зрительного восприятия (восприятие величины, формы, пространственных отношений, целостное восприятие предмета), умения

Слайд 14 Перед обследованием и во время его проведения ребенок

должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное отношение со стороны окружающих его взрослых. Ребенка следует вводить в комнату, в которой проводится обследование, вместе с родителями и все обследование проводить при них. При этом родителей нужно посадить так, чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться на выражение их лиц. Только в отдельных исключительных случаях, когда ребенок не вступает в контакт, можно разрешить одному из родителей сесть рядом с ребенком (или взять его на руки). При этом родители не должны вмешиваться в ход обследования. Расположение предлагаемого во время обследования материала должно быть строго продумано
Перед обследованием и во время его проведения ребенок должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное

Слайд 15При обследовании ребенка с возможными интеллектуальными нарушениями (например, с синдромом Дауна,

ломкой X-хромосомы и т.п.) специалист ПМПК предлагает задания и методики, ориентированные на более младший возраст. В данном случае задача педагога-психолога на этапе обследования в ПМПК - оценить возможности нахождения ребенка в детском коллективе, участия в групповых и подгрупповых занятиях. Как и другие специалисты ПМПК, педагог-психолог в работе с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями использует преимущественно метод наблюдения. В содержание наблюдения входит: оценка эмоционального реагирования ребенка на ситуацию; способность и особенности вступления в контакт с незнакомыми взрослыми; особенности взаимодействия с ними (активность, длительность, интерес, способность к волевому усилию, возможность следовать словесной и (или) жестовой инструкции); предпочтения в выборе предлагаемого материала; двигательные особенности.
При обследовании ребенка с возможными интеллектуальными нарушениями (например, с синдромом Дауна, ломкой X-хромосомы и т.п.) специалист ПМПК

Слайд 16Следует помнить, что дети довольно хорошо запоминают задания, выполняемые в ходе

психологических обследований, поэтому при подозрении на знакомость методики, следует иметь "параллельный" набор заданий. При использовании помощи нерационально объяснять ребенку способ выполнения задания и добиваться правильного его выполнения, т.к. диагностические задания не должны использоваться в качестве коррекционных. Кроме того, у педагога-психолога в арсенале всегда должно быть несколько интересных, но малоизвестных заданий, позволяющих, с одной стороны, заинтересовать и преодолеть пассивность ребенка, с другой - не допустить диагностической ошибки в случае, когда родители тщательно готовят ребенка к комиссии. Таким заданием могут быть, например, таблицы теста Роршаха, методики на дорисовывание фигур (по аналогии с тестом Торренса), короткие игры с правилами и т. п
Следует помнить, что дети довольно хорошо запоминают задания, выполняемые в ходе психологических обследований, поэтому при подозрении на

Слайд 17Наиболее важные результаты обследования ребенка педагогом-психологом: - установление степени соответствия/несоответствия уровня психического

развития возрастной норме; - стойкость нарушений познавательной деятельности; - степень социопсихологической адаптированности (дезадаптированности); - основные индивидуальные (индивидуально-типологические) особенности, требующие учета в организации психокоррекционной работы.
Наиболее важные результаты обследования ребенка педагогом-психологом: - установление степени соответствия/несоответствия уровня психического развития возрастной норме; - стойкость

Слайд 18Представление поделок, рисунков ребенка дошкольного возраста позволит специалистам: - установить позитивный контакт

с ребенком; - оценить уровень развития мелкой моторики, сформированности графо-моторных навыков; - оценить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия; - оценить уровень развития мышления; оценить уровень развития воображения; - организовать беседу на представленном материале, являющимся для ребенка значимым; - косвенно оценить взаимодействие ребенка с членами семьи и сверстниками. Целесообразно предоставление на ПМПК нескольких творческих работ ребенка, позволяющих составить более полное представление о его интерес
Представление поделок, рисунков ребенка дошкольного возраста позволит специалистам: - установить позитивный контакт с ребенком; - оценить уровень

Слайд 19 Важно еще

раз напомнить: во-первых, в ситуации обследования в ПМПК нецелесообразно пытаться оценить разные стороны психической деятельности с помощью "отдельных" методик; во- вторых, увлекшись оценкой "предпосылок" (внимания, слухоречевой памяти, пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т. п.) есть риск уделить недостаточное внимание основному: оценке сформированности мышления и особенностей обучаемости; в-третьих, надо отслеживать состояние качественных параметров психической деятельности; в-четвертых, следует предупреждать истощение и менять характер заданий
Важно еще раз напомнить:    во-первых,

Слайд 20

МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) - Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации - Метод наблюдения - Оценка двигательных функций (психомоторики)
МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

Слайд 21- Повторяй за мной и игра в мяч - Коробка форм - Пирамидка

и мисочки - Конструирование по образцу - Повторение слов и предложений - Вопросы по картинкам - Мисочки (включение в ряд) (с 4 лет) - Классификация по заданному принципу (с 4 лет) - Рисунок человека - Рисунок семьи (с 4 лет) - Два дома (с 4 лет) - Три желания и шапка-невидимка (с 4 лет)
- Повторяй за мной и игра в мяч - Коробка форм - Пирамидка и мисочки - Конструирование

Слайд 22Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его

личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) - Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации - Метод наблюдения - Качественная оценка параметров психической деятельности (по И.А. Коробейникову) - Оценка двигательных функций (психомоторики) - Составная доска Сегена - Рисунок человека - Скопируй точки - Скопируй фразу - Методика Пьерона-Рузера - Запоминание двух групп слов - Запоминание двух фраз
Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с

Слайд 23- Установление последовательности событий - Рассказ по картинкам - Самое непохожее - Нелепицы - Диагностика

возможности использования схематизированного образа ("Схематизация") (с 6 лет) - Детская предметная классификация - Методика "Исключение предметов" - Цветные прогрессивные матрицы Равена - Два дома - Лестница - Три желания и шапка-невидимка - Эмоциональные лица - Методика оценки мотивации речеговорения (С.М. Валявко) - Узнавание фигур (с 6 лет)
- Установление последовательности событий - Рассказ по картинкам - Самое непохожее - Нелепицы - Диагностика возможности использования

Слайд 24- Вербальный тест Керна-Йирасека (с 6 лет) - Домик (с 6 лет) -

Опосредованное запоминание (с 6 лет) - Классификация геометрических фигур (обучающий эксперимент по А.Я. Ивановой) (с 6 лет) - Понимание логико-грамматических конструкций (с 6 лет) - Угадай картинку (с 6 лет) - Установление связей и отношений на вербальном материале (с 6 лет) - Графический диктант (с 6 лет)
- Вербальный тест Керна-Йирасека (с 6 лет) - Домик (с 6 лет) - Опосредованное запоминание (с 6

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть