Слайд 1
Особенности психологического обследования детей дошкольного возраста с ОВЗ в ПМПК
педагог-психолог
Федорова Л.В.
Слайд 2Общие правила работы специалистов ПМПК - соблюдение в своей деятельности требований
командного взаимодействия:
принимать общую цель (предоставление компетентного и ответственного заключения),
нести персональную ответственность за собственные диагностические выводы,
принимать участие в обсуждении и приходить к коллегиальному заключению,
заботиться о сохранении имиджа ПМПК, корректно взаимодействуя с родителями и доступно отвечая на возникающие у них вопросы
Слайд 3Организация деятельности педагога-психолога на ПМПК
Первоочередная задача педагога-психолога ПМПК –
сделать обоснованный
вывод о том, есть ли у ребенка личностный и когнитивный потенциал, чтобы овладеть вариантом образовательной программы, который рекомендуется в соответствии с клиническим диагнозом и потенциально может быть усвоен за счет уже имеющихся знаний, умений и навыков. Не менее важной задачей становится выделение первоочередных направлений психокоррекционных занятий при реализации коррекционно-развивающей области АООП
Слайд 4
Психологическое обследование ребенка на ПМПК:
- стандартные процедуры выявления особенностей
познавательной деятельности, поведения, включая эмоциональное реагирование ребенка на ситуацию и окружающих, взаимоотношения с взрослыми и саморегуляция;
- технология, отличающуяся от стандартной диагностической процедуры
Слайд 5Деятельность педагога-психолога на ПМПК условно может быть разделена на два этапа:
1. Оценка поведения, характера деятельности, особенностей коммуникации, в том числе, специфики взаимодействия с взрослыми и другие подобные показатели, что осуществляется в процессе внешнего наблюдения;
2. Собственно психологическое обследование. При этом на первый план выходят когнитивные показатели, поскольку, несмотря на то, что все основные специалисты ПМПК (в особенности, дефектологи) дают оценку уровню и специфике интеллектуального развития ребенка, педагог-психолог же обязан оценить в совокупности актуальный уровень и зону ближайшего развития познавательной деятельности
Слайд 6 Психологическое обследование детей с ДЦП
является чрезвычайно сложным
- Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Процесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка.
- При полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление. Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в специальном кресле.
Слайд 7До 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на методах фиксированного наблюдения
в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.
Тестовое психологическое обследование детей возможно с 4—5 лет.
Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут
Слайд 8При обследовании ребенка с РАС
должны учитываться его психоэмоциональные особенности и
потребности, поэтому серьезное внимание уделяется организации обследования.
При выборе количества и объема диагностических методик учитываются мотивационные условия, которые могут повлиять на поведение ребенка, особенности обработки сенсорной информации, готовность ребенка следовать вербальным инструкциям
Слайд 9 Целесообразно организовывать обследование детей с РАС
в виде
комплексной психолого-педагогической диагностики, которую, особенно на начальном этапе, лучше проводить одному специалисту (как правило, психологу). Это позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, сориентироваться в пространстве кабинета, ослабить тревожность и опасения.
По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты могут постепенно включаться в процедуру обследования. Необходимо сопровождать инструкцию доступной наглядностью, по возможности, краткой и схематичной. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, даже если он внешне на это никак не реагирует
Слайд 10Обследование детей с нарушением зрения
Основными требованиями к характеру стимульного материала являются
следующие: контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60— 100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном фоне
Слайд 11 Стимульный материал должен отвечать ряду условий:
- пропорциональность соотношений
предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;
- соотношение с реальным цветом объектов; - высокий цветовой контраст (80 — 95 %);
- четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др. Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом. Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 — 33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста). В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона
Слайд 12При обследовании детей с нарушением слуха
большое значение придается наблюдениям за
игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов этого наблюдения с другими данными обследования (проверка слуха, речи, проверки уровня развития восприятия и интеллекта). Очень часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительного отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. д. приводят к тому, что ребенок не справляется с предложенными заданиями, несмотря на нормальный интеллект, что в свою очередь служит основанием для ошибочного заключения.
Слайд 13Задания даются с целью выяснения уровня зрительного восприятия (восприятие величины, формы,
пространственных отношений, целостное восприятие предмета), умения действовать по подражанию и по образцу, умения осуществлять выбор из большего количества элементов; степени сформированности процесса анализа и синтеза, наличия простейших счетных операций, определения возможности обобщения.
Слайд 14 Перед обследованием и во время его проведения ребенок
должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное отношение со стороны окружающих его взрослых. Ребенка следует вводить в комнату, в которой проводится обследование, вместе с родителями и все обследование проводить при них. При этом родителей нужно посадить так, чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться на выражение их лиц. Только в отдельных исключительных случаях, когда ребенок не вступает в контакт, можно разрешить одному из родителей сесть рядом с ребенком (или взять его на руки). При этом родители не должны вмешиваться в ход обследования. Расположение предлагаемого во время обследования материала должно быть строго продумано
Слайд 15При обследовании ребенка с возможными интеллектуальными нарушениями (например, с синдромом Дауна,
ломкой X-хромосомы и т.п.) специалист ПМПК предлагает задания и методики, ориентированные на более младший возраст. В данном случае задача педагога-психолога на этапе обследования в ПМПК - оценить возможности нахождения ребенка в детском коллективе, участия в групповых и подгрупповых занятиях. Как и другие специалисты ПМПК, педагог-психолог в работе с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями использует преимущественно метод наблюдения. В содержание наблюдения входит: оценка эмоционального реагирования ребенка на ситуацию; способность и особенности вступления в контакт с незнакомыми взрослыми; особенности взаимодействия с ними (активность, длительность, интерес, способность к волевому усилию, возможность следовать словесной и (или) жестовой инструкции); предпочтения в выборе предлагаемого материала; двигательные особенности.
Слайд 16Следует помнить, что дети довольно хорошо запоминают задания, выполняемые в ходе
психологических обследований, поэтому при подозрении на знакомость методики, следует иметь "параллельный" набор заданий. При использовании помощи нерационально объяснять ребенку способ выполнения задания и добиваться правильного его выполнения, т.к. диагностические задания не должны использоваться в качестве коррекционных.
Кроме того, у педагога-психолога в арсенале всегда должно быть несколько интересных, но малоизвестных заданий, позволяющих, с одной стороны, заинтересовать и преодолеть пассивность ребенка, с другой - не допустить диагностической ошибки в случае, когда родители тщательно готовят ребенка к комиссии. Таким заданием могут быть, например, таблицы теста Роршаха, методики на дорисовывание фигур (по аналогии с тестом Торренса), короткие игры с правилами и т. п
Слайд 17Наиболее важные результаты обследования ребенка педагогом-психологом:
- установление степени соответствия/несоответствия уровня психического
развития возрастной норме;
- стойкость нарушений познавательной деятельности;
- степень социопсихологической адаптированности (дезадаптированности);
- основные индивидуальные (индивидуально-типологические) особенности, требующие учета в организации психокоррекционной работы.
Слайд 18Представление поделок, рисунков ребенка дошкольного возраста позволит специалистам:
- установить позитивный контакт
с ребенком;
- оценить уровень развития мелкой моторики, сформированности графо-моторных навыков;
- оценить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия;
- оценить уровень развития мышления; оценить уровень развития воображения;
- организовать беседу на представленном материале, являющимся для ребенка значимым;
- косвенно оценить взаимодействие ребенка с членами семьи и сверстниками.
Целесообразно предоставление на ПМПК нескольких творческих работ ребенка, позволяющих составить более полное представление о его интерес
раз напомнить:
во-первых, в ситуации обследования в ПМПК нецелесообразно пытаться оценить разные стороны психической деятельности с помощью "отдельных" методик;
во- вторых, увлекшись оценкой "предпосылок" (внимания, слухоречевой памяти, пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т. п.) есть риск уделить недостаточное внимание основному: оценке сформированности мышления и особенностей обучаемости;
в-третьих, надо отслеживать состояние качественных параметров психической деятельности;
в-четвертых, следует предупреждать истощение и менять характер заданий
МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ
Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)
- Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации
- Метод наблюдения
- Оценка двигательных функций (психомоторики)
Слайд 21- Повторяй за мной и игра в мяч
- Коробка форм
- Пирамидка
и мисочки
- Конструирование по образцу
- Повторение слов и предложений
- Вопросы по картинкам
- Мисочки (включение в ряд) (с 4 лет)
- Классификация по заданному принципу (с 4 лет)
- Рисунок человека
- Рисунок семьи (с 4 лет)
- Два дома (с 4 лет)
- Три желания и шапка-невидимка (с 4 лет)
Слайд 22Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его
личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
- Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации
- Метод наблюдения
- Качественная оценка параметров психической деятельности (по И.А. Коробейникову)
- Оценка двигательных функций (психомоторики)
- Составная доска Сегена
- Рисунок человека
- Скопируй точки
- Скопируй фразу
- Методика Пьерона-Рузера
- Запоминание двух групп слов
- Запоминание двух фраз
Слайд 23- Установление последовательности событий
- Рассказ по картинкам
- Самое непохожее
- Нелепицы
- Диагностика
возможности использования схематизированного образа ("Схематизация") (с 6 лет)
- Детская предметная классификация
- Методика "Исключение предметов"
- Цветные прогрессивные матрицы Равена
- Два дома
- Лестница
- Три желания и шапка-невидимка
- Эмоциональные лица
- Методика оценки мотивации речеговорения (С.М. Валявко)
- Узнавание фигур (с 6 лет)
Слайд 24- Вербальный тест Керна-Йирасека (с 6 лет)
- Домик (с 6 лет)
-
Опосредованное запоминание (с 6 лет)
- Классификация геометрических фигур (обучающий эксперимент по А.Я. Ивановой) (с 6 лет)
- Понимание логико-грамматических конструкций (с 6 лет)
- Угадай картинку (с 6 лет)
- Установление связей и отношений на вербальном материале (с 6 лет)
- Графический диктант (с 6 лет)