Слайд 1Методика работы
с наглядно-иллюстративным
и музыкальным материалом
в рамках курса ОРКСЭ
Слайд 2«Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в
уме, чего раньше не было в ощущениях).
А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования в вещах, но реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью, пусть о ней идет речь, выясняющее дело более всесторонне…»
Я.А.Коменский
Слайд 3Наглядное обучение - это обучение, при котором представления и понятия формируются
у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений
Слайд 4Виды наглядности
1) внутренняя или словесно-
образная (литературные образы,
примеры из жизни и т.п.)
2)
внешняя или предметная
(графические средства
наглядности, натуральные
предметы и их изображения и т.п.)
Слайд 5Классификация наглядных средств
по их содержанию
Слайд 6Классификация наглядных средств
по их содержанию
Слайд 7Виды ТСО
Технические средства информации
(видеозапись, звукозапись - используются для изучения новой темы)
ТСО
контроля и самоконтроля
(устройства автоматизированного контроля учащихся)
Технические средства консультации
(электронные энциклопедии)
Обучающие машины и тренажеры
(объединенные в одном устройстве средства предоставления учебной информации и средства контроля- используются для выполнения домашнего задания)
Автоматизированные обучающие системы
(Многофункциональный комплекс техники, обеспечивающий обучение без учителя)
Слайд 8Возможности компьютерных
презентаций
одновременное использование различных способов
предоставления учебной информации
представление на электронных страницах
(слайдах)
одновременно текста и мультимедийных объектов
возможность изменения последовательности представления слайдов в процессе просмотра
возможность неоднократного возвращения к просмотренному ранее слайду
возможность многорядного изображения с целью сравнения объектов
увеличение темпа урока
постоянное наличие необходимой информации перед
глазами детей
работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая)
Слайд 9Требования к использованию
наглядности
Слайд 11Виды иллюстративного
материала учебников
Слайд 12Виды иллюстративного
материала учебников
Слайд 13Способы использования
иллюстративного материала на уроках
с. 6 Основы мировых
религиозных культур
Слайд 14Способы использования
иллюстративного материала на уроках
с. 8 Основы мировых религиозных культур
Слайд 15Подготовьте сообщение об одном буддийском символе – с.51 Основы буддийской культуры
Слайд 16Способы использования
иллюстративного материала на уроках
Вместе со старшими на карте Российской Федерации
найдите
и покажите, где проживают крупнейшие народы
нашей страны. Укажите, какие религии они исповедуют –
с. 7 Основы мировых религиозных культур
Посмотрите на карту и покажите места возникновения
мировых религий. Назовите основателей мировых
религий – с. 15 Основы мировых религиозных культур
Слайд 17Способы использования
иллюстративного материала на уроках
Основы мировых религиозных культур»
- сравнение сооружений, предметов,
обрядов
разных религий
«Основы светской этики»
- анализ иллюстраций с разными вариантами
поведения в знакомых детям ситуациях
Определи, к каким религиям относятся эти предметы, эти сооружения – с.39 Основы мировых религиозных культур
Слайд 18Последовательность введения
вопросов
«Что вы здесь видите?», «А что вы еще видите, кроме
этого?»
«Как вы думаете, кто это?», «Что вы можете сказать об этом человеке?», «Где это происходит?», «Что происходит?», «Когда?»
«Что происходит на этой картине?»
«О чем могли говорить эти люди?», «О чем человек думает?», «Как могла бы называться картина?»
«Где, по вашему мнению, находился художник, когда создавал это произведение?», «Какую задачу ставил перед собой художник?»
Слайд 20Способы использования
иллюстративного материала на уроках
Рассмотрите рисунок. Какие поступки с точки
зрения добра
и зла совершают изображенные
на нем персонажи? – с. 41 Основы светской
этики
Какие правила этикета нарушают герои рисунков – с. 56 Основы светской этики
Слайд 22Способы использования
иллюстративного материала на уроках
Рассмотрите иллюстрацию на развороте. Какие чувства испытывают
изображенные на них персонажи? – с. 49 Основы светской этики
Слайд 23Способы использования
иллюстративного материала на уроках
детские песни
песни о Родине
военные песни
молитвы
музыкальные инструменты
прослушивание аудиозаписей
Слайд 24Способы использования
иллюстративного материала на уроках
Какие произведения М.И.Глинки, М.П.Мусоргского,
А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова посвящены
богатырской теме
или рисуют образы богатырей.
Прослушайте фрагменты из этих произведений.
Выберите слова, которые характеризуют музыку,
рисующую образы: мощная, душевная, решительная,
мужественная, веселая, величественная с. 51 Основы
светской этики
Слайд 25Способы использования
иллюстративного материала на уроках
Что такое Кааба? Как она выглядит? –
с. 7 Основы
исламской религии
Составьте рассказ об облике мечетей – с.43 Основы исламской религии
Расскажите, какие чувства вызывает у вас стихотворение с.63 Основы исламской религии
Опираясь на иллюстрацию в учебнике, объясните, почему арабскую вязь называют «музыкой для глаз» - с. 75 Основы исламской религии
Слайд 26Способы использования
иллюстративного материала на уроках
Рассмотрите крест, нарисуйте его, объясните каждую из
составляющих его частей – с. 27 Основы православной культуры
Нарисуйте кресты – Петров, Христов, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? - С.69 Основы православной культуры
Слайд 27Рассмотрите картину В.Поленова «Христос и грешница».
Как Христос защитил женщину? – с.
47 ОПК
Слайд 28Подберите несколько живописных картин известных
художников на евангельские темы. Расскажите, как они
связаны
с Евангелием - с.57 Основы православной
культуры
Подберите пары картин и икон на одну тему.
Объясните, чем они схожи и чем различаются – с. 57
Основы православной культуры
Прокомментируйте несколько самых важных для
христиан заповедей. Подберите к ним иллюстрации или
создайте их сами – с. 57 Основы православной культуры
Слайд 29По какому календарю вы живете? Какой сейчас год по буддийскому календарю?
Посмотри на очередность животных на рисунке и определи,
какое животное будет покровителем
следующего года по буддийскому календарю –
с. 69 Основы буддийской культуры
Слайд 30Основные правила работы с
иллюстративным материалом
разбор каждой представленной иллюстрации в
процессе урока;
соотнесение иллюстраций
с текстом учебника:
- определить, что изображено на иллюстрации;
- найти описание в тексте и сравнить с изображением;
- найти, что новое можно узнать из иллюстрации, чем
дополняет ;
анализ названий иллюстраций, сопроводительного
текста;
копирование и воссоздание схем, графиков на доске;
дублирование мелких изображений более крупными
копиями, в том числе с использование мультимедийных средств;
Слайд 31Этапность при использовании кино- , видео-, музыкальных средств обучения
предварительный просмотр, прослушивание
учителем,
отбор фрагмента (части), нужного для
предстоящего урока;
подготовка вопросов для учащихся, на которые они
должны ответить после просмотра кинофрагмента,
прослушивания записи);
вступительное слово учителя, нацеливающее на
просмотр, прослушивание;
демонстрация кинофильма, прослушивание
музыкального отрывка (по ходу просмотра
возможны комментарии;
беседа после просмотра по вопросам, данным
предварительно;
обобщение содержания
Слайд 32Электронное приложение к курсу
Структура дисков с материалами
биографии;
видео;
анимации;
аудио;
атлас;
золотое слово;
иллюстрации;
интерактивные
модели;
исторический факт;
контроль;
обыкновенное
чудо;
святые имена;
слайд-шоу;
словарь;
тренажер;
хрестоматия;
это интересно
Слайд 33Биографии
Биографии известных людей прошлого
Биографии современников
Слайд 35Аудиоматериалы
Прослушивание
звуков
Прослушивание
образцов чтения
Слайд 36Атлас
Карты городов, стран
Карты распространения религий
Карты расположения памятников культуры