Презентация, доклад на тему Основные направления самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание

Введение ФГОСов по многим аспектам стало вызовом для современной системы образования. Реализация компетентностной модели образования, предполагающей формирование компетенций как профессионального, так и личностного характера, обусловливает необходимость совершенствования тех элементов учебного процесса, которые позволяют максимально индивидуализировать и

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» в г. Большой Камень



Основные направления самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС

Преподаватель
Филиала ДВФУ в г. Большой Камень
Ким Евгения Геннадьевна

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный

Слайд 2Введение ФГОСов по многим аспектам стало вызовом для современной системы образования.

Реализация компетентностной модели образования, предполагающей формирование компетенций как профессионального, так и личностного характера, обусловливает необходимость совершенствования тех элементов учебного процесса, которые позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс обучения, тем самым управляя его качеством. Именно поэтому одним из важных элементов учебного процесса выступает самостоятельная работа обучающихся.
Введение ФГОСов по многим аспектам стало вызовом для современной системы образования. Реализация компетентностной модели образования, предполагающей формирование

Слайд 3Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы,

воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.
В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. СРС является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса.
Таким образом, модель организации самостоятельной работы обучающихся в колледже представляет собой систему связанных между собой уровней организации и взаимосвязанных компонентов: цель, содержание, принципы, условия, технологии, контрольно- измерительные материалы, методы и приемы, средства самостоятельной работы.
Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании,

Слайд 4Что же такое самостоятельная работа?
Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская

и общественно-значимая деятельность обучающихся, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся сам организует свою деятельность.
Что же такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность обучающихся, направленная

Слайд 5Роль преподавателя заключается  в организации самостоятельной работы с целью приобретения обучающимся

ОК и ПК, позволяющих сформировать у них способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе внеаудиторной самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.   
Роль преподавателя заключается  в организации самостоятельной работы с целью приобретения обучающимся ОК и ПК, позволяющих сформировать у

Слайд 6Цели самостоятельной работы
-формирование общих и профессиональных компетенций;
-систематизация и закрепление полученных

теоретических знаний и практических умений;
-углубление и расширение теоретических знаний;
-формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
-развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности и организованности;
-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-развитие исследовательских умений.
Цели самостоятельной работы-формирование общих и профессиональных компетенций; -систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; -углубление

Слайд 7Виды самостоятельной работы, предусмотренные ФГОС:
Аудиторная – выполняется на учебных занятиях под

непосредственным руководством преподавателя и по его заданию

Внеаудиторная –
выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия

Виды самостоятельной работы, предусмотренные ФГОС:Аудиторная – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его

Слайд 8Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его

заданию.

Основные формы СРС на аудиторных занятиях.
Лекция: экспресс-опрос по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в различной форме .
Практическое занятие : прием и разбор домашних заданий; прием и защита практических работ; самостоятельное решение задач на практических занятиях (например, решение 1-2 типовых заданий у доски, а затем самостоятельное решение , разбор типовых ошибок при выполнении). На каждое задание студент получает свое, индивидуальное, (вариант), при этом условия заданий для всех студентов одинаковые, а исходные данные различны. Преподаватель дает общие методические указания (общий порядок и точность выполнения), имеющиеся справочные материалы и т.п. ).
Самостоятельное изучение принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Основные формы СРС на аудиторных

Слайд 9Внеаудиторная самостоятельная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без

его непосредственного участия. В федеральных государственных образовательных стандартах СПО на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее трети от объема времени, запланированного на каждую изучаемую дисциплину.

Внеаудиторная самостоятельная работаВнеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В федеральных государственных

Слайд 10Формы самостоятельной работы








Внеаудиторная самостоятельная работа
Аудиторная самостоятельная работа
фронтальная
групповая
индивидуальная

Формы самостоятельной работыВнеаудиторная самостоятельная работа   Аудиторная самостоятельная работафронтальнаягрупповаяиндивидуальная

Слайд 11Задача преподавателя
            Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу

студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.
            Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Задача преподавателя            Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое

Слайд 12Технология грамотной организации ВСР обучающихся опирается на следующие понятия:
1) цель;
2) задачи;
3)

формы и виды;
4) требования, предъявляемые к ВСР;
5) типы;
6) этапы подготовки и проведения;
7) функции преподавателя;
8) виды и формы контроля;
9) критерии оценки;
10) условия;
11) факторы активизации ВСР (мотивация).

Технология грамотной организации ВСР обучающихся опирается на следующие понятия:1) цель;2) задачи;3) формы и виды;4) требования, предъявляемые к

Слайд 13Формы самостоятельной работы Сущность формы

Формы самостоятельной работы Сущность формы

Слайд 14Преимущества

Преимущества

Слайд 15Целесообразность форм самостоятельной работы

Целесообразность форм самостоятельной работы

Слайд 16 Учебно-методическое сопровождение
1. Положение о самостоятельной работе обучающихся в колледже.
2. Внеаудиторная работа

должна сопровождаться методическим обеспечением:
список основной и дополнительной литературы по дисциплине;
методические указания по организации и выполнению СРС при изучении дисциплин;
методические указания по выполнению практических и лабораторных работ;
методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ , курсовых проектов (работ),
а также методическими указаниями и рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ.

Учебно-методическое сопровождение 1. Положение о самостоятельной работе обучающихся в колледже.2. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением:список

Слайд 17Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Слайд 18Применяемые в работе задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1) Для овладения знаниями:
-

чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы;
- составление плана текста с выбором основных понятий;
- конспектирование текста с ответами на предложенные вопросы;
- работа по составлению глоссария по словарям и энциклопедии;
- ознакомление с нормативными документами (особенно в группах 2 курса).
2) Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, данной на учебных занятиях и лекциях в Интернете;
- составление плана и тезисов ответа;
- составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;
- ответы на контрольные вопросы и подготовка к тестовым проверкам;
- составление рефератов .
3) Для формирования умений решения задач и упражнения по образцу;
- решение ситуационных задач;
- моделирование разных видов профессиональной деятельности, особенно по учебной дисциплине или ПМ.

Применяемые в работе задания для внеаудиторной самостоятельной работы:1) Для овладения знаниями:- чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы;-

Слайд 19Личностно – ориентированные способы обучения самостоятельной работе
- Личностно-ориентированное обучение – это

обучение, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности обучающегося исходя из выявления его индивидуальных особенностей, как субъекта познаний, ставит во главу угла самобытность обучающегося, его самоценность, субъективность процесса обучения, где каждый обучающийся осознаёт себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других.
Создавая такие условия саморазвития обучающихся, мы должны в каждом видеть Личность! (Но это очень сложно, а подчас и невозможно.)
И поэтому здесь уместны слова Анатоля Франса:
«Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно зародить в них искру. Огонь сам загорится там, где для него есть пища.»

Личностно – ориентированные способы обучения самостоятельной работе  - Личностно-ориентированное обучение – это обучение, обеспечивающие развитие и саморазвитие

Слайд 20Виды организации и контроля самостоятельной работы обучающихся в обобщенном виде

Виды организации и контроля самостоятельной работы обучающихся в обобщенном виде

Слайд 21Формы контроля самостоятельной работы обучающихся
 1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы

обучающегося.
2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4. Проведение письменного опроса.
5. Проведение устного опроса.
6. Организация и проведение индивидуального собеседования.
7. Организация и проведение собеседования с группой.
8. Проведение семинаров
9. Защита отчетов о проделанной работе.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся 1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы обучающегося. 2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного

Слайд 22Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
уровень освоения учебного материала;
уровень

умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы уровень освоения учебного материала; уровень умения использовать теоретические знания при выполнении

Слайд 23Контроль результатов внеаудиторной самостоятельней работы обучающихся необходимо осущест­влять в пределах времени,

отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или МДК и проводить его в пись­менной, устной или смешанной форме с представлением изделия или продукта творческой дея­тельности обучающегося.
В качестве формы методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся использовать семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотче­ты, контрольные работы, защиту творческих работ.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельней работы обучающихся необходимо осущест­влять в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по

Слайд 24Заключение
Следует отметить, что самостоятельная работа студентов дает положительные результаты лишь

тогда, если она является целенаправленной, систематической и планомерной.
Подготовка докладов, сообщений, рефератов к выступлению, решение ситуационных задач способствуют углублению знаний по МДК или учебной дисциплине, закреплению изучаемого материала.
Наша задача – предоставить каждому обучающемуся возможность себя реализовать.
Активное привлечение обучающихся к внеаудиторной работе содействует качественной подготовке обучающихся к профессиональной деятельности.  
Заключение Следует отметить, что самостоятельная работа студентов дает положительные результаты лишь тогда, если она является целенаправленной, систематической

Слайд 25Список используемых источников:
- Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной

работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.

- Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса: подготовка бакалавров: материалы Всесоюз. Науч.-практ.конф. М., Красногорск, 1992.
Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., МГУ,1986.
Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой. М., 1990.
Список используемых источников: - Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть