Слайд 1Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС
МКОУ «Октябрьская СОШ»
Мантуровского муниципального района Костромской области
Бородинская
Елена Николаевна
Слайд 2«ЗДОРОВЯЧОК»
(спортивно-оздоровительное направление)
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
Слайд 3Проблема здоровья школьников
Каким должно быть в целом общее образование, чтобы обеспечить высокое
качество здоровья подрастающего поколения?
Слайд 4Школьные факторы риска
Школьные факторы риска:
стрессовая педагогическая тактика;
интенсификация учебного процесса;
несоответствие
методик и технологий обучения возрасту и функциональным возможностям ребенка;
преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья детей;
массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Отсутствие систематической работы по формированию ЗОЖ.
Слайд 5
“Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Ж. Ж. Руссо
Слайд 6Актуальность обращения к теме
Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни
общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Этот показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности.
Слайд 7«Здоровячок»
включает
Установки
Личностные ориентиры
Нормы поведения
Знания
обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Слайд 8
1.1.Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Слайд 9Цели программы здоровья
формировать установки на ведение здорового образа;
развивать навыки самооценки
и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
.
Слайд 10Задачи программы
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании
и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Слайд 11Задачи программы
Обучение
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной
гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Слайд 12Задачи программы
Воспитание:
целеустремленности и настойчивости;
Слайд 13
1.2.Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы,
реализуемой в данном учреждении
соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 14
1.3.Межпредметные связи
Здоровячок
Литературное чтение
Физическая культура
Технология
Изобразительное искусство
Окружающий мир
Слайд 15
1.4.Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды
деятельности
Слайд 16Формы проведения занятия
и виды деятельности
Игры
Беседы
Викторины
Тесты
Круглые столы
Экскурсии
решение ситуационных задач
конкурсы рисунков, плакатов,
мини-сочинений, выпуск газет, листовок
просмотр тематических презентаций, видеофильмов
театрализованные представления, кукольный театр идр.
Слайд 17
1.5.Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Слайд 18Разделы программы
«Вот мы и в школе»:
социально одобряемые нормы и
правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона значение утренней гимнастики для организма;
Слайд 19Разделы программы
«Моё здоровье в моих руках»:
соблюдение режима дня, влияние
окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха;
Слайд 20Разделы программы
«Я и мой организм»
профилактика нарушений зрения, слуха и
опорно-двигательного аппарата, закаливание организма;
Слайд 21Разделы программы
«Обеспечим безопасность»
правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях;
Слайд 22Разделы программы
«Игровая психотерапия»
снятие напряжения психического дискомфорта, враждебности, коррекция зависимости
от окружающих
Слайд 23Разделы программы
«Правильное питание»
основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время
приема пищи;
Слайд 24Разделы программы
«Я и моё ближайшее окружение»
развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные
привычки, настроение в школе и дома;
Слайд 25Разделы программы
«Вот и стали мы на год взрослей»
первая доврачебная
помощь в летний период, опасности летнего периода.
Слайд 26
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Слайд 27Панируемые результаты:
личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации
к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Слайд 28Панируемые результаты:
метапредметные
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Слайд 29Панируемые результаты:
предметные
освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической
для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Слайд 302.1.Требования к знаниям и умениям
знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний,
передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Слайд 31Требования к знаниям и умениям
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять
физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
Слайд 322.2.Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся:
целеустремлённость и настойчивость в
достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Слайд 33
2.3.Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов
освоения
программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Слайд 342.4.Формы подведения итогов
викторины;
тренинги;
тесты;
праздник;
представление портфолио
Слайд 364. Содержание программы
№1 Тема: «Вот мы и в школе» 5 часов
Определение
понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 1. Я – ученик. Оздоровительная минутка. Просмотр презентации «Правила поведения в школе» Игра «Знаешь ли ты правила?»
Тема 2 Дорога к доброму здоровью. Вступительное слово учителя. Решение задач в стихах на тему «Ты и твоё здоровье». Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Доскажи словечко»
Тема 3 Здоровье в порядке - спасибо зарядке. Инсценирование сказки-зарядки «Колобок» и «Репка» Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки. Заучивание стихов «Зверская» зарядка»
Тема 4 Дорога от дома до школы и от школы до дома. Составление индивидуальных наиболее безопасных маршрутов движения
Тема 5. Перемена с увлечением. Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Чтение и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Перемена». Разучивание игр «Совушка». Викторина «Я – ученик».
Слайд 37
5. Список литературы
5.1. Список литературы для учителя
5.2. Список литературы для обучающихся
Слайд 38Заключение
Программа «Здоровячок» позволяет учителям начальной школы весело и интересно организовать досуг
своих учеников, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив, формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Участие в данной программе даст младшим школьникам возможность учиться самореализации через участие в коллективно-творческой деятельности, проявлять свою активность в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы, неформальных группах), углубить знания о здоровом образе жизни, повысить культуру здоровья.