Слайд 1Организация исследовательской деятельности школьников в рамках введения ФГОС ООО
Слайд 2 Одна из важнейших задач
общего образования-
достижение такого уровня образованности
учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения
мировоззренческих и исследовательских проблем.
Овладение исследовательскими умениями и навыками относится к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных
школьников
Слайд 3Внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся по ФГОС происходит на законных основаниях:
В структуре основной образовательной программы Программа исследовательской и проектной деятельности (стр.34), которая(стр.49)
«должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий»
Слайд 4для решения поставленных в ФГОС задач необходимы:
- готовность учащегося к исследовательской
деятельности,
- реальная мотивирующая к деятельности проблема,
- четко составленная программа исследовательской деятельности для решения сформулированных задач
Слайд 5Исследовательская деятельность
Исследование - деятельность, связанная с поиском решения проблемы.
Исследовательская деятельность учащихся
- вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на решение познавательных проблем, связанной с получением нового знания.
Слайд 6Исследовательское обучение
- особый подход к обучению, построенный на основе
естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Слайд 7Структура деятельности учителя и ученика при работе над проектом (исследованием)
Слайд 8Научное и учебное исследование (сравнительный анализ)
Истина постигается не как готовый результат,
а как итог собственной деятельности
Слайд 9Структура
исследовательской деятельности
Новая проблема
Слайд 10 Дидактические цели исследовательской деятельности
Образовательные
цели
Обобщить и систематизировать знания одной или нескольких предметных областей;
Обучить переносу знаний в новую ситуацию;
Сформировать умение пользоваться методами исследования (анализ источников, опрос, измерения, эксперимент и т.д.)
Слайд 11 Дидактические цели исследовательской деятельности
Развивающие цели
Формировать
навыки познавательного, творческого, критического мышления;
Развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие);
Развивать мыслительные навыки (анализ, синтез, сопоставление, систематизация и т.д.);
Формировать общеучебные умения и навыки.
Формировать познавательные умения (ставить вопрос, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, анализировать результаты, делать выводы); - содержание исследовательской деятельности
Слайд 12Дидактические цели исследовательской деятельности
Воспитательные цели
Воспитывать положительное отношение к знаниям;
Развивать культуру
речи и письма;
Развивать требовательность к себе и другим людям, добросовестное отношение к выполняемому заданию;
Воспитывать информационную, организационную, интеллектуальную, коммуникативную культуру;
Воспитывать ответственность за свои действия и поступки, и т.д.
Слайд 13Методы
исследовательской деятельности
Общелогические Теоретические
Эмпирические
Слайд 14Общелогические методы
Анализ (разложение объекта исследования на составные части)
Синтез (соединение отдельных сторон,
частей объекта исследования в единое целое)
Индукция (движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению)
Дедукция (выведение единичного, частного из какого-либо общего положения)
Аналогия (способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими)
Слайд 15Теоретические методы
Аксиоматический метод (некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и
затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания)
Гипотетический метод (исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие)
Формализация (отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками)
Абстрагирование (мысленное отвлечение от некоторых (чаще второстепенных) свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений)
Обобщение (установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса)
Исторический метод (выявление исторических фактов и на этой основе мысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения)
Восхождение от абстрактного к конкретному (исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность)
Системный метод (исследование системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов)
Слайд 16Эмпирические методы
Наблюдение (способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и
явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений)
Описание (фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения)
Счет (определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства)
Измерение (определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном)
Сравнение (сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего)
Эксперимент (искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза)
Моделирование (получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели)
Слайд 17Исследовательская деятельность может быть организована в форме:
Урока
Лабораторной работы
Семинара
Групп дополнительного образования
Экспедиции,
экскурсии
Конференции
Проекта
Устного или письменного сообщения
Реферата
Статьи
Стенда
Электронной презентации
Портфолио
Слайд 18Образован не тот,
кто много знает,
а тот, кто хочет много знать,
и умеет добывать эти знания.
В.П. Вахтеров