Слайд 1Технологии реализации ФГОС:
организация и проведение музейного урока
Слайд 2МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – отрасль музееведения, которая рассматривает внедрение ее положений в
образовательный процесс.
Слайд 3ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА
«Профессиональный стандарт педагога»:
владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;
владеть
методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся….
Слайд 4действующее средство воспитания
сложное единство
архитектуры, науки, искусства
МУЗЕЙ
Система «МУЗЕЙ-ШКОЛА»
Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ И МУЗЕЙНЫМ РАБОТНИКАМ:
владение соответствующими профессиональными знаниями и
навыками.
Система «МУЗЕЙ-ШКОЛА»
Слайд 6АКТИВИЗАЦИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И МУЗЕЕМ:
ПЕДАГОГ
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЯ
желание использовать музей
в учебном и воспитательном процессе
заинтересованность
в широком использовании в работе опыта коллег
Система «МУЗЕЙ-ШКОЛА»
Слайд 7Не может быть единого рецепта, по которому создается модель урока в
историческом или естественно-научном музее, в огромном музее-заповеднике и в камерном мемориальном пространстве квартиры или мастерской.
Приступая к созданию урока надо четко представлять систему несущих и несомых частей в «архитектурной конструкции» урока.
М. Мацкевич
кандидат педагогических наук, ведущий аналитик Московского центра музейного развития
Слайд 8КОНСТРУИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО УРОКА
пример архитектоники античного храма
с соразмерностью и гармонией его
членений: составляющих:
стереобат (фундамент):
тема и предмет школьной программы;
возраст и класс учащихся;
проблема и обсуждение ее с педагогом;
интрига урока;
опоры (колонны):
музейная составляющая урока;
образовательное пространство музея;
методики и технологии, используемые педагогом;
антаблемент (перекрытия):
подведение итогов урока и его результативности;
умение применить полученные знания в последующей деятельности.
Слайд 9Конструирование музейного урока
координация темы урока и школьной программы;
ориентация на межпредметные связи,
метапредметные и личностные результаты в качестве инструмента по формированию у обучающихся «картины мира».
ТЕМА
Слайд 10Конструирование музейного урока
обращение к возрастным особенностям группы учащихся;
определение ракурса рассматриваемой проблемы,
исходя из привлекательности данной темы именно для определенного возраста;
учет гендерных особенностей класса.
ВОЗРАСТ
Слайд 11Конструирование музейного урока
формулирование проблемы урока с учетом потребностей ребенка и учебных
задач педагога
приобретение уроком
более точного названия
ПРОБЛЕМА
Слайд 12ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
урок «Биография Есенина:
жизненный путь от приказчика до поэта»
для
старшеклассников в Музее С.А. Есенина
отсутствие «входа в проблему»;
осознание новой проблемы: недостаточность словарного запаса у обучающихся для понимания образного строя стихотворений Есенина;
нахождение реальных прообразов сравнений, эпитетов, метафор поэта в мемориальной экспозиции изучение музейной инсталляции, в которую входили незнакомые детям вещи: коромысло, скатерть с «каймой» и «бахромой»;
получение музейного «овеществления».
Московский государственный музей С. А. Есенина
Слайд 13Конструирование музейного урока
поиск «точки удивления» с целью вовлечения ребят
в учебный
процесс поиска;
наличие интриги в сценарии урока:
получение мотивации;
сохранение силы импульса, который приводит
к конечному результату, помогает найти пути решения проблемы.
ИНТРИГА
Слайд 14Поведение музейного урока
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
знание экспозиции и музейных ресурсов, которые
будут привлекаться для освещения темы и проблемы урока;
получение аккредитации в музее с целью обеспечения необходимые условия профессионального соответствия;
согласование маршрута движения школьной группы
с магистральным движением музейных экскурсий
в означенное время.
ВАРИАНТ 1
Слайд 15Поведение музейного урока
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СО СТОРОНЫ МУЗЕЯ:
предоставление педагогу пакета необходимых методических
материалов;
предоставление пакета с перечнем музейных ресурсов:
маршрутные листы;
подборки текстов;
предоставление материалов, рекомендуемых педагогу
для подготовки школьников к посещению урока
по определенной теме:
презентация биографии «героя» урока;
презентация для виртуального знакомства с той частью экспозиции, которая будет задействована на уроке.
ВАРИАНТ 1
Слайд 16Проведение музейного урока
ЗАДАЧА ПЕДАГОГА:
познакомить учащихся в ходе урока или при самостоятельной
работе с материалом, который обучающийся может услышать
вне музея без опоры на музейный подлинник или музейное пространство.
ВАРИАНТ 1
РОЛЬ МУЗЕЙНОГО РАБОТНИКА:
координатор, предоставляющий пропедевтический материал и работающий на создание единого образовательного пространства школы и музея.
Слайд 17Проведение музейного урока
ВАРИАНТ 2
РОЛЬ ПЕДАГОГА:
компоновка групп перед выездом класса в музей
для экономии времени;
не вмешиваться в процесс выполнения и обсуждения самостоятельных заданий в группе обучающихся.
РОЛЬ МУЗЕЙНОГО РАБОТНИКА:
фасилитатор:
осуществление помощи обучающемуся;
облегчение ученику продвижение в поле решения проблемы.
Слайд 18Проведение музейного урока
ВАРИАНТ 2
ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА:
ассистент, наблюдатель:
обсуждение выполненных результатов заданий на
этапе обсуждения;
помощник:
возврат дискуссии в поле решения проблемы в случае увлечения детьми процессом спора и смазанности его результата.
Слайд 19Поведение музейного урока
ВАРИАНТ 3
конструирование урока в тандеме;
плодотворное обсуждение проблемы;
творческий результат обсуждения
проблемы;
методическое взаимодействие;
возможность сконструировать урок без обеднения музейной составляющей с одной стороны и растекания по «музейному древу» по принципу «дополнительного образования» - с другой.
Слайд 20Конструирование музейного урока
Специфика урока:
дыхание подлинности музейных предметов и пространства.
Музей:
влияние
особой энергетики духоподъемного пространства;
способность вызвать у детей яркую эмоциональную отдачу при методе диалога с живым
подлинником или раритетом.
МУЗЕЙНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
Слайд 21В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЗЕЙНОГО УРОКА
ПЕДАГОГАМ И МУЗЕЙНЫМ РОБОТНИКАМ РЕКОМЕНДОВАНО:
обеспечить в
рамках системно-деятельностного подхода контролируемые элементы содержания,
следуя образовательным стандартам;
оставить пространство для образного восприятия музейной экспозиции, поскольку музей – собрание
не только предметов, но и смыслов:
особенности архитектурного пространства;
особенности освещения;
табуированные зоны;
музейные инсталляции.
Слайд 22В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЗЕЙНОГО УРОКА
ПЕДАГОГАМ И МУЗЕЙНЫМ РОБОТНИКАМ РЕКОМЕНДОВАНО:
отказаться от
соблазна использования наработанных экскурсионных заготовок по визуальному ряду и подбору «проверенных» экспонатов;
открывать новые музейные маршруты в рамках темы урока;
задействовать «спящие» экспонаты
в экспозиции;
активизировать материалы коллекции, хранящиеся
в фондах;
строго ограничить количество вспомогательных материалов;
использовать вспомогательные материалы
с максимальной отдачей.
Слайд 23Конструирование музейного урока
освоение разделов экспозиции, которые ранее
не входили в магистральные
экскурсионные маршруты при разработке урока;
формировать у обучающихся умения раскрывать возможности различных зон экспозиционного пространства в процессе постановки групповых и индивидуальных занятий.
ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ
Слайд 24Конструирование музейного урока
Выбор или организация особой зоны,
где предусмотрено обсуждение
самостоятельной
работы детей:
стационарная зона и находится вне экспозиции;
мобильная и располагается непосредственно
в экспозиции.
ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ
Слайд 25Конструирование музейного урока
ПРЕДМЕТНЫЙ МЕТОД:
отталкивание от музейного предмета при презентации коллекции и
при разработке вопросов к уроку музейным педагогом.
МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 26МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ – носитель социальной и естественно научной информации.
ОСОБЕННОСТЬ МУЗЕЙНОГО
ПРЕДМЕТА:
способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека.
СВОЙСТВА МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА:
информативность;
репрезентативность (отражение действительности);
экспрессивность (способность воздействовать на человека через свои признаки);
аттрактивность (привлечение внимания);
ассоциативность (чувство сопричастности, сопереживания).
Слайд 27Исследовательский метод
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
получение маршрутного листа;
самостоятельное исследование экспозиции;
вывод в
конце занятия на основе зафиксированных этапов исследования.
Слайд 28Исследовательский метод
ОСОБЕННОСТЬ ВОПРОСОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ
В МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ:
возбуждение любопытства и
привлечение внимания школьника к предмету;
возникновение желание задуматься;
наличие интеллектуального напряжения;
побуждение обучающихся искать собственные ответы;
самостоятельное формулирование выводов
на основе собранной в музее информации.
Слайд 29В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЗЕЙНОГО УРОКА
ПЕДАГОГАМ И МУЗЕЙНЫМ РОБОТНИКАМ РЕКОМЕНДОВАНО:
отказаться от
экскурсионного подхода;
минимизировать презентацию информации посредством монолога;
отвести на презентацию информации не более 30% от длительности урока.
Слайд 30Исследовательский метод
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
умение работать с моделями и схемами;
умение
определять понятия;
создание обобщений;
построение аналогий;
самостоятельный выбор основания и критериев
для классификации;
критическое оценивание и интерпретирование информации, получаемой из различных источников;
установление причинно-следственных связей;
построение логичных рассуждений и умозаключений;
умение делать выводы.
Слайд 31Проектный метод
ОСОБЕННОСТЬ:
ценный с точки зрения освоения универсальных учебных действий;
самый
времязатратный и трудоемкий;
требует большой предварительной подготовки.
отсутствие места в проведении музейных уроков
Слайд 32Метод ролевых игр
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ:
последовательное принятие обучающимися ролей:
дворовые крестьяне;
слуги;
гости;
обычные крестьяне.
Слайд 33Метод ролевых игр
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
умение осознанно использовать речевые средства
в
соответствии с задачей коммуникации;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
корректирование действий в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
самостоятельное оценивание и принятие решений, определяющих стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
умение определять назначение и функции
различных социальных институтов.
Слайд 34Поисковый метод
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ:
необходимость основательной подготовки;
не превращать урок в квест по
поиску ответов.
Слайд 35Поисковый метод
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные;
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
определение способов действий в рамках
предложенных условий и требований;
корректировка своих действий в соответствии
с изменяющейся ситуацией.
Слайд 36Поисковый метод
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
смысловое чтение.
Слайд 37Проблемный метод
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ:
постановка познавательной задачи (проблемы) перед обучающимися, которую
невозможно решить стандартным способом.
Слайд 38Проблемный метод
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
умение самостоятельно ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение определять понятия;
умение создавать обобщения;
умение устанавливать аналогии;
умение классифицировать.
Слайд 39Проблемный метод
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
самостоятельный выбор основания и критерии
для классификации;
определение
причинно-следственных связей;
построение логических рассуждений, умозаключений;
умение делать выводы;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
определение способов действия в рамках
предложенных условий и требований.
Слайд 40Методические приемы моделирования
проблемных и поисковых ситуаций
побуждать делать сравнения, обобщения, выводы
из ситуации, сопоставлять факты;
знакомить с различными точками зрения на один и тот же вопрос;
предлагать рассмотреть явление с различных (ролевых) позиций;
подводить учащихся к противоречию и побуждать их самим найти способ его разрешения;
предлагать проблемные задания.
Слайд 41Моделирование проблемных и поисковых ситуаций
КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ
ЭКСПОНАТ
ПРОСТРАНСТВО
МУЗЕЯ
Слайд 42В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ И ПОИСКОВЫХ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГАМ И МУЗЕЙНЫМ РОБОТНИКАМ
РЕКОМЕНДОВАНО:
разнообразить типологию заданий;
варьировать индивидуальную и групповую организацию работы учащихся;
освоить технологии ведения дискуссии;
не оставлять детей с проблемой, решенной авторитарным методом;
выслушать ответы обучающихся и дать возможность «защитить» свою точку зрения;
сгруппировать точки зрения «за» и «против» и дать свое экспертное мнение (но не оценку);
обязательно подводить итог в дебатах;
комментировать ответы учащихся и формулировать выводы в процессе и конце беседы.
Слайд 43Дискуссионный метод
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ:
деление обучающихся на группы, представляющие разные точки
зрения на какую-либо проблему.
ЦЕЛЬ:
найти компромиссное решение.
Слайд 44Дискуссионный метод
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
умение осознанно использовать речевые средства
в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регулирование своей деятельности;
овладение устной и письменной речью, монологической контекстной речью,
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов.
Слайд 45Дискуссионный метод
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
умение формулировать, аргументировать и отстаивать мнение;
умение самостоятельно
определять цели своего обучения;
умение ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной деятельности;
развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Слайд 46Конструирование музейного урока
Особенности проведения урока:
увеличение времени за пределы традиционных 45 минут;
возможность доводить продолжительность урока до 1 часа 20 минут благодаря смене видов деятельности.
Временная модель урока:
презентация музейным педагогом образа данного музея;
психологический настрой групп на работу;
актуализация знаний;
введение в поле проблемы;
знакомство с музейной составляющей урока.
ВРЕМЯ УРОКА
Слайд 47Конструирование музейного урока
Роли педагога во время проведения урока:
первые 10 минут –
медиатор;
большую часть урока – фасилитатор, облегчающий продвижение участников в поле проблемы;
не менее 20 минут в заключении урока – модератор дебатов, помогающий ребятам обсудить их выводы и подводит конечный итог.
Ошибка по таймингу:
скомканное и формально проведенное обсуждение.
ВРЕМЯ УРОКА
Слайд 48Конструирование музейного урока
Обучающиеся под руководством педагога или самостоятельно формулируют вывод, который
поможет осознать проблему и найти путь её решения.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
Слайд 49В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЕЙНОГО УРОКА ПЕДАГОГАМ РЕКОМЕНДОВАНО:
уделять внимание поиску
темы и формулировке домашнего внеурочного творческого задания;
не ограничиваться формальным предложением написать эссе по теме урока;
давать творческие и максимально конкретные задания, выходящие за рамки предмета школьной программы;
подводить к приобретению личностного опыта, который пригодится обучающемуся в реальной жизни.
Слайд 50 Урок в музее – это не разовое музейное мероприятие, которое
оставляет просто «событийный» след в душе ребенка. Музейный урок должен давать импульс для последующей проектной деятельности обучающихся, которую они будут вести уже вне рамок школьного и музейного урока. Поскольку школа ориентирует и требует от учителя организации проектной деятельности, музей становится для школы необходимым образовательным ресурсом.