Слайд 1Организация и оценка современного урока
Слайд 2Задачи
Изучить:
- принципы деятельностного подхода;
- принципы построения урока;
- примерную типологию;
- технологии,
реализующие деятельностный подход
Освоить:
- критериальную систему оценивания;
- принципы организации диалога на уроке;
Проанализировать реализацию системно –деятельностного подхода на практике
Слайд 3Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором
на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, ребенок – хозяин своей деятельности. Он:
ставит цели,
решает задачи,
отвечает за результаты.
Что значит "деятельность"?
целеустремленная система;
есть обратная связь;
всегда имеет генетически развивающийся план анализа.
Слайд 4Система дидактических принципов
1) Принцип деятельности - заключается в том, что
ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Слайд 5Система дидактических принципов
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 6Результаты обучающихся
Личностные
Метапредметные
Предметные
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
-сформированность мотивации к обучению и
познанию,
-ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,
-сформированность основ гражданской идентичности
-освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями
-освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира
Слайд 8Новый образовательный результат - через организацию деятельности обучающихся
Слайд 9Современный урок
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в
процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Слайд 10Новый образовательный результат через организацию процесса обучения – изменение структуры урока
Типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Слайд 11Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода
1. Самоопределение к деятельности
начинается с мотивации.
2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.
3. Совместная с обучающимися постановка цели.
4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).
5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).
8. Рефлексия.
Слайд 12Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода
Учитель
Ученик
Создание проблемной ситуации
Принятие проблемной
ситуации
Выявление проблемы
Управление поисковой деятельностью
Самостоятельный поиск
Обсуждение результатов
Слайд 13Урок решения частных задач
уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа
действия (структура урока решения учебной задачи);
уроки решения конкретно – практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия
Слайд 14
Основное условие формирования навыка в развивающем обучении является постановка перед ребенком
таких задач, где неадекватное применение средства обеспечивает или осложняет решение основной задачи.
Общий принцип формирования навыка по применению найденного нового способа - немедленное его практическое применение в качестве средства решения задачи из другой предметной области.
Определенные трудности (в осознании условий, описании результатов и т. п.), требующие от него специального обращения к действию со средством.
Слайд 15Критерии результативности урока
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от
учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Слайд 16Критерии результативности урока
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для
этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Слайд 17
Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является
творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большим художником.
В. В. Давыдов
Слайд 18Задачи
Моделирование целеполагания с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;
Конструирование (отбор)
содержания образования;
Совершенствование форм и методов обучения;
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Слайд 19Литература
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в
развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Слайд 20У терминов «компетентность» и «компетенции» есть много значений, зафиксированных в словарях,
но самыми распространенными можно считать следующие:
Компетенция – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в предметной области
Компетентность – глубокое, доскональное знание своего дела, обладание компетенциями.