Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «БМК»
Организация
и формы ведения бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета на предприятии. Документооборот, учетные регистры, Формы ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность
Слайд 2Ведение
Организация и формы ведения бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета на предприятии.
Документооборот, учетные
регистры, Формы ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность
Слайд 3Организация и формы ведения бухгалтерского учета.
Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования
учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.
Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.
Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:
журнально-ордерная;
мемориально-ордерная;
упрощенная форма учета для малых предприятий;
автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.
Слайд 4Журнально-ордерная форма ведения учета
Последовательность заполнения учетных регистров при журнально-ордерной форме ведения
бухгалтерского учета можно представить в виде схемы.
Журнально-ордерная форма ведения учета
На основании первичных документов хозяйственные операции записываются в накопительных ведомостях, т. е. регистрируются в журнале хозяйственных операций. Пример журнала хозяйственных операций организации за январь приведен в табл. 6.1.
2. Затем данные хозяйственные операции записываются в журналы-ордера и дополнительные ведомости.
В качестве примера приведены журналы-ордера и ведомости по счетам 50 и 51, составленные на основании данных журнала хозяйственных операций.
В журналы-ордера переносятся итоги хозяйственных операций по одному счету или группе счетов, поэтому журналы-ордера имеют определенные номера, например, журнал-ордер № 1 ведется по счету 50 «Касса» (табл. 6.2), журнал-ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 6.3), журнал-ордер № 3 — по счетам 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», журнал-ордер № 4 — по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и т.д. Журналы-ордера составляются по кредитовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетом других счетов.
К денежным счетам 50 и 51 дополнительно ведутся ведомости: ведомость № 1 по счету 50 (табл. 6.4) и ведомость № 2 по счету 51 (табл. 6.5). Ведомости составляются по дебетовому признаку счетов, т.е., в них отражаются операции, которые прошли по дебету данного счета в корреспонденции с кредитом других счетов.
3. Итоговые данные по каждому журналу-ордеру переносятся в Главную книгу, которая открывается на год и ведется по каждому счету, например по счету 50 «Касса».
4. На основании Главной книги составляют оборотную ведомость и баланс.
Достоинствами журнально-ордерной формы ведения учета являются удачное сочетание аналитического и синтетического учета и более удобные формы для составления отчетности, а в качестве недостатка следует отметить сложность построения основных регистров.
Слайд 6Мемориально-ордерная форма ведения учета
Последовательность заполнения учетных регистров при мемориально-ордерной форме ведения
бухгалтерского учета можно представить в виде схемы.
1.На основании первичных документов все хозяйственные операции записываются в накопительные ведомости, которые ведутся в форме журнала хозяйственных операций.
2.Однородные хозяйственные операции, т.е. операции по ведению учета на одном бухгалтерском счете или группе нескольких зависимых счетов, переносятся в мемориальные ордера, в которых записываются содержание операции, сумма и корреспонденция счетов.
Мемориальные ордера имеют определенные номера, например, мемориальный ордер № 1 ведется — по счету 50 «Касса» (табл. 6.7), мемориальный ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 6.8), мемориальный ордер № 3 — по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», мемориальный ордер № 4 — по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», мемориальный ордер № 5 — по счету 20 «Основное производство» и т.д.
3.Итоговые данные мемориальных ордеров в конце месяца записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал (табл. 6.9). Итоговая сумма по регистрационному журналу должна быть равна сумме дебетовых и кредитовых оборотов по всем синтетическим счетам.
4.Данные из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги, например по счету 50 «Касса». Обороты по Главной книге сравнивают с итоговой суммой всех мемориальных ордеров в регистрационном журнале. Если обороты совпали, значит проводки по синтетическим счетам разнесены правильно.
5.На основании Главной книги составляются шахматная и оборотная ведомости.
6. По данным Главной книги и оборотной ведомости заполняют баланс предприятия за отчетный период.
К достоинствам мемориально-ордерной формы ведения учета можно отнести простоту заполнения учетных регистров, легкость проверки правильности отражения операций, возможность исправления ошибок при сверке данных. Недостатками можно считать многократность записи одной и той же суммы в разных регистрах, что приводит к усложнению работы и увеличению вероятности ошибок, а также отставание аналитического учета от синтетического и сложность составления отчетности.
Слайд 7Организация бухгалтерского учета на предприятии
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации.
Производственный цикл предприятия организован следующим образом: При заключении договора с подрядчиком предусматривается предоплата в размере 100%. После выполнения работ подписывается акт выполненных работ (форма КС- 2) и справка о выполненных работах (форма КС-3).
В данной организации применяется общий режим налогообложения. Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый с организации в денежной форме в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Организация уплачивает как прямые, так и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К ним относятся: налоги на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, налог на имущество.
Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара, работы или услуги и оплачиваются потребителем. К таким налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. НДС в данной организации уплачивается ежеквартально, так как выручка за квартал не превышает 1 млн. рублей. Налог на прибыль также перечисляется ежеквартально. Амортизация основных средств начисляется линейным способом.
Слайд 8В течение месяца бухгалтер занимается первичной документацией, выписывает платежные, кассовые и
другие документы. Все документы предприятия подшиваются в папки: приказы, банк, касса, покупки, продажи, заработная плата, бухгалтерский учет, отчетность и учредительные документы.
В конце каждого месяца начисляется заработная плата работникам, составляется «Журнал учет счетов-фактур покупок», «Книга покупок», «Журнал учет счетов продажи» и «Книга продаж». После этого формируется «Журнал хозяйственных операций», подводящий итого за месяц, и заполняется главная книга счетов и оборотно-сальдовая ведомость.
В конце квартала бухгалтер подводит итоги квартала, рассчитывает квартальные налоги и определяет чистую прибыль. Отчеты сдаются в УФНС и фонды в установленные сроки.
В конце года определяется чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, после уплаты всех налогов. После всех расчетов за отчетный год и составления отчетов производится закрытие счетов продаж и прочих счетов. В начале следующего года бухгалтер подает индивидуальные сведения о работниках в Пенсионный фонд и сведения о доходах физических лиц в УФНС.
Все документы за прошедший учетный период (год) подшиваются и сдаются в архив.
Слайд 9Учетные регистры, их сущность и значение
Хозяйственные операции после их совершения должны
быть отражены в бухгалтерском учете. Чтобы получить необходимые сведения о хозяйственной деятельности следует все данные, содержащиеся в первичных документах, сгруппировать в соответствии с их экономическим содержанием по счетам. Такая запись по счетам осуществляется в учетных регистрах. Учетные регистры представляют таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных операций.
Регистр бухгалтерского учета – документ, в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Регистры могут составляться на бумажных или машинных носителях информации по типовым формам регистров бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения: наименование регистра; наименование организации; период (начало и окончание) регистрации хозяйственных операций; хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций; оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях; должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи.
В регистрах бухгалтерского учета (за исключением регистров бухгалтерского учета, составленных в форме электронного документа) допускаются исправления.
Слайд 10Виды и формы учетных регистров, их классификация
1.По внешнему виду:
Книги
Карточки
Свободные листы
Машинограммы
2.По назначению
3.По
объему информации
4.По форме графления
5.По признаку унификации
6.По материальной основе
Хронологические
Систематические
Комбинированные
Синтетические
Аналитические
Комбинированные
Односторонние
Двухсторонние
Многографные
Бумажные
Безбумажные
Типовые
Отраслевые
Специализированные
Годовые
Поквартальные
Помесячные
7.По времени ведения
Слайд 11Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических
решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:
для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности - приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;
для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке - приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
Слайд 12Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории
экономического субъекта:
ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Слайд 13Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п.
1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):
бухгалтерского баланса;
отчета о финансовых результатах;
отчета о целевом использовании средств (только для НКО);
отчета об изменениях капитала;
отчета о движении денежных средств;
приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Слайд 14Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:
для упрощенной бухгалтерской
(финансовой) отчетности - приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;
для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке - приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
Слайд 15Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется
заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):
в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Слайд 16Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности
За нарушение срока
представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации - в размере от 300 до 500 руб.
Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).