Слайд 1Обучение и воспитание в условиях введения ФГОС ООО
Слайд 3Федеральные государственные образовательные стандарты - это
важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации,
устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном
учреждении, реализующем основные образовательный программы.
В основе стандарта лежит общественный
(конвенциональный)договор между личностью, семьей, обществом и государством, основанный на принципе взаимного согласия личности,
семьи, общества и государства в формировании
и реализации политики в области образования.
Слайд 4Государственные потребности и интересы в общем образовании ( Концепция ФГОС):
Государственный заказ
направлен на обеспечение следующих
приоритетов:
Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, гражданской
идентичности;
Развитие человеческого капитала – подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной
демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на технологиях и знаниях;
Конкурентоспособность – фундаментальная общекультурная
подготовка как база профессионального образования, прикладная и
практическая ориентация общего образования, формирование
компетентности по освоению новых компетенций.
Слайд 5Общественные потребности и интересы в общем образовании:
Социальный заказ интегрирует потребности личности
и семьи
:
Безопасный и здоровый образ жизни;
Свобода и ответственность – осознание нравственного
смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор;
Социальная справедливость;
Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и
общественное благополучие в условиях рыночной
экономики.
Слайд 6Индивидуальные потребности и интересы в общем образовании:
Личностная успешность – полноценное и
разнообразное личностное становление;
Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в
жизни общества;
Профессиональная успешность – развитость
универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии.
Слайд 7Стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация институтов системы образования как инстру-
ментов социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребован-
ности образовательных услуг с участием потребителей,
участие в международных сопоставительных исследованиях.
(ФЦПРО 2011 – 2015)
Слайд 8Цель и задачи ФЦПРО 2016 - 2020
Цель: обеспечение условий для эффективного
развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого
потенциала.
Задачи: создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечива- ющих высокую мобильность современной экономики
Слайд 9Задачи ФЦПРО 2016 - 2020
развитие современных механизмов, содержания и технологий общего
(включая дошкольное) и дополнительного образования;
популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности,
выявление талантливой молодежи ;
кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности
(ответственности) системы образования;
создание и реализация программ формирования у молодого поколения культуры здорового и
безопасного образа жизни, развития творческих
способностей и активной гражданской позиции.
Слайд 10Высшая цель образования, заявленная в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России :
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Слайд 11Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся должны быть интегрированы в
основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и
общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания»
Слайд 12ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Декабрь, 2012.
Образование - единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства,
а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенции определенных объема
и сложности
в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей
и интересов (ст. 2.1)
Слайд 13ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Декабрь, 2012.
Воспитание - деятельность,
направленная на развитие
личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2.2.)
Слайд 14ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Декабрь, 2012.
Обучение - целенаправленный процесс организации
деятельности обучающихся
по овладению знаниями, умениями, навыками и
компетенцией,
приобретению опыта деятельности,
развитию способностей,
приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни
и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
Слайд 15Примерные учебные программы
Прогр. Коррекц. работы
Программы внеуроч- ной дея-
тельности
БУП
Слайд 16ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Слайд 17Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования:
достижение выпускниками планируемых
результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося
среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Слайд 18Основные задачи:
обеспечение соответствия основной образовательной
программы требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного
общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и
соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном
уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
Слайд 19обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий,
взаимодействия всех
участников образовательных
отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том
числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
организацию интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
Слайд 20участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в
проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при
поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Слайд 21Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС предполагает:
воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и
уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования
социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
Слайд 22 признание решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной деятельности и
учебного сотрудничества в
достижении целей личностного
и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при
построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Слайд 23ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение
Смыслообразование
М орально-этическая ориентация
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Основы системы
научных знаний
Опыт
«предметной» деятельности по получению,
преобразованию и применению нового знания
РЯ
Лит
ИЯ
Мат
Е/н
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные
действия с учебным материалом
Соц
Слайд 24Основные виды универсальных учебных действий
Личностные;
Метапредметные:
регулятивные (включающие также действия саморегуляции);
познавательные;
коммуникативные;
Предметные.
Универсальные учебные действия
должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Слайд 25Универсальные учебные действия – это
обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся
в различных предметных
областях.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении
термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия
учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
Слайд 26Личностные универсальные учебные действия:
Самоопределение — определение человеком своего места в обществе
и жизни в целом,
выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе.
В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных
жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).
Слайд 27Личностные универсальные учебные действия:
Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, результатом,
продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Слайд 28Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм,
уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Слайд 292. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Слайд 304. Сформированность целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
Слайд 31 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах. Участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового
общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
Слайд 32 7. Сформированность ценности здорового и
безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального
и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-
ценностное видение окружающего мира;
Слайд 33способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в
понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно- значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического
мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Слайд 34Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные дей ствия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Слайд 35Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность,
феномен, анализ,
синтез, является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с
информацией, участие в проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
Слайд 36Навыки работы с информацией :
Обучающиеся смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию,
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-
символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Слайд 37 В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся
приобретут опыт проектной деятельности
как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности;
в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Слайд 38Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка — выделение и осознание учащимся того» что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Слайд 39Результаты освоения регулятивных УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
Слайд 402. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Слайд 413. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Слайд 424. Умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся
сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение
соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями
оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Слайд 435. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты
индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха
и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Слайд 44Универсальные общеучебные действия познавательной направленности:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск
и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия, включая
моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область);
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Слайд 45Универсальные общеучебные действия познавательной направленности:
рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров,
соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Слайд 46Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез
как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие
компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 47Планируемые результаты формирования познавательных УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову,
определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Слайд 48выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и
следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
Слайд 49объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской
деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный
анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Слайд 502. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с
помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик
объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
Слайд 51преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить
сложную по составу (многоаспектную)
информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или
восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и
реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Слайд 523. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии
с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non- fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Слайд 534. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной,
социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Слайд 54Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Слайд 55Коммуникативные универсальные учебные действия:
социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера
по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
Слайд 56Коммуникативные универсальные учебные действия:
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка
альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера—контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 57Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
Слайд 58определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
строить
позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
Слайд 59предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться
о правилах и вопросах для
обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
Слайд 602. Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый
план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
Слайд 61высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической
связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под
руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели
коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Слайд 62Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать
информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную
информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи,
оперировать данными, использовать модель решения задачи;
Слайд 63 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Слайд 64ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и
учебный
проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассмариваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
Слайд 65использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, вы
движение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:
постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование
статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и
ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Слайд 66Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный
и
социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на
совместимость с другими известными фактами;
Слайд 67использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование,
моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира,
образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и
единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Слайд 68Профессиональное развитие и повышение квалификации
педагогических работников
Ожидаемый результат повышения квалификации
— профессиональная готовность
работников образования к реализации ФГОС:
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного
образования;
принятие идеологии ФГОС общего образования;
освоение новой системы требований к структуре
основной образовательной программы, результатам её
освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности
обучающихся;
овладение учебно-методическими и информационно-
методическими ресурсами, необходимыми для
успешного решения задач ФГОС.
Слайд 69Компетентность -
новообразование субъекта деятельности,
формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой
системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности
(опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год)
Слайд 70УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013
г. № 544н
Профессиональный стандарт Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании)
(воспитатель, учитель)
Слайд 71Общепедагогическая функция. Обучение. А. Трудовые действия.
Разработка и реализация программ учебных
дисциплин в
рамках основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях
создания безопасной и комфортной образовательной среды
Слайд 72Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов
к обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения
основной образовательной программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Слайд 73Общепедагогическая функция. Обучение. Б. Необходимые умения.
Владеть формами и методами обучения, в
том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в
соответствии с реальными учебными возможностями детей
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Слайд 74 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых
русский язык не является родным; обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Организовывать различные виды внеурочной
деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с
учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Слайд 75Общепедагогическая функция. Обучение. В. Необходимые знания.
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных образовательных
стандартов и основной общеобразовательной программы,
его истории и места в мировой культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основные закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития, социализация личности,
индикаторы индивидуальных особенностей
траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
Слайд 76Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических
технологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового
законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Другие характеристики: соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Слайд 77Трудовая функция. Воспитательная деятельность. А. Трудовые действия.
Регулирование поведения обучающихся для
обеспечения безопасной
образовательной среды
Реализация современных, в том числе
интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во
внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их
способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения
обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
Слайд 78Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов
деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Слайд 79Трудовая функция. Воспитательная деятельность. Б. Необходимые умения.
Строить воспитательную деятельность с
учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке,
секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
Управлять учебными группами с целью
вовлечения обучающихся в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
Слайд 80Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,
поддерживать в детском коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками
и другими специалистами в решении воспитательных задач
Слайд 81Трудовая функция. Воспитательная деятельность. В. Необходимые знания
Основы законодательства о правах ребенка,
законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы
построения и функционирования
образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Слайд 82Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации
личности, индикаторы
и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы
современных педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за пределами
территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Слайд 83Трудовая функция. Развивающая деятельность. А. Трудовые действия.
Выявление в ходе наблюдения поведенческих
и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически
безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в
трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью
Слайд 84Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого- медико-педагогического
консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация
совместно с родителями (законными представителями) программ
индивидуального развития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития
универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и
позитивных образцов поликультурного общения
Формирование системы регуляции поведения и деятельности
обучающихся
Слайд 85Трудовая функция. Развивающая деятельность.
Б. Необходимые умения.
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи
любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных
возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
Использовать в практике своей работы
психологические подходы: культурно-
исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
Слайд 86Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом
и другими специалистами) психолого-педагогическую
характеристику (портрет) личности обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Слайд 87Трудовая функция. Развивающая деятельность. В. Необходимые знания
Педагогические закономерности организации образовательного процесса
Законы
развития личности и проявления личностных
свойств, психологические законы периодизации и кризисов
развития
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки
отклонения в развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
Слайд 88Трудовая функция.
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» А. Трудовые действия
Обучение методам понимания
сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация,
сопоставление с другими сообщениями, выявление
необходимой для анализирующего информации
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся
«чувства меняющегося языка»
Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической
информации, подчеркивая отличия научного метода
изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)
Слайд 89Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам,
требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений обучающихся,
поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и
других форумах, включая интернет-форумы и интернет- конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа- формате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или
объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и
изобразительные средства
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений
художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других
видеопродуктов
Слайд 90 Моделирование видов профессиональной деятельности,
где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая
в нее
заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация
школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав
Слайд 91Трудовая функция. Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Б. Необходимые умения
Владеть методами и
приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы
Слайд 92Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно- исторические особенности
развития региона
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в
коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека
Слайд 93Трудовая функция. Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
В. Необходимые знания
Основы лингвистической теории
и
перспективных направлений развития современной лингвистики
Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды