Слайд 1Учебный центр по охране труда КГБПОУ
«Тальменский технологический техникум»
Обучение детей дошкольного
возраста и учащихся общеобразовательных школ основам пожаробезопасносного поведения
Слайд 2Учебный центр по охране труда КГБПОУ
«Тальменский технологический техникум»
Вопрос 1.
Методические
рекомендации по обучению детей школьного возраста правилам пожаробезопасного поведения:
Для детей в младшем школьном возрасте (7-10 лет
Слайд 3 В этом возрасте мотивами поджогов могут быть игра со спичками
и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребёнка, чтобы она приучала его контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения.
Слайд 4 В процессе учёбы для ребенка должно быть значимо, интересно познание
нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нём учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания.
Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребёнка. Оно усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими безобидными на первый взгляд палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно "не видно" в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т.д.
Для первого этапа школьной жизни характерно, что ребёнок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:
Огонь – друг и враг человека;
Опасность шалости с огнём;
Спичка – не для игры;
Безопасный газ;
Электричество в доме;
Что делать при пожаре;
Отчего возникают пожары и их предупреждение;
Труд пожарных.
Слайд 5К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:
-существование явления "пожар", его
опасность и последствия;
-источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
-наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
-элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).
Учащийся должен уметь:
-грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
-сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
-спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
-тушить костёр, выключать электроприборы.
Слайд 6Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста необходимо проводить индивидуально в
группах или классах.
Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает взрослому, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, и физические, и интеллектуальные и социальные. Так, например, у подростка нет потребности в курении, но есть желание выделиться, привлечь к себе внимание, небрежным щелчком выбросив окурок. Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль.
Слайд 7Учебный центр по охране труда КГБПОУ
«Тальменский технологический техникум»
Вопрос 2.
Обучение
мерам пожарной безопасности.
Средний школьный возраст
(11-15 лет)
Слайд 8Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми,
разъяснению, к каким последствиям это может привести. С детьми среднего школьного возраста целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы:
что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров; пожароопасность веществ и материалов;
правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе; профилактика курения;
меры предосторожности во время грозы и разведении костров; причины и последствия лесных пожаров.
Дети этого возраста активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т.п., тем более на противопожарную тематику, так как победители в подобных играх чувствуют себя настоящими героями. С удовольствием они становятся членами клубов юных пожарных, секции которых при надлежащей организации со стороны взрослых могут стать для детей любимым местом для проведения свободного времени
Слайд 9Как показали результаты опроса, свободное время хорошо успевающего подростка составляет в
среднем около 2 часов в день, не считая выходных, а у слабоуспевающего подростка его в 4 раза больше – до 8 часов в сутки. Вполне закономерно, что объем свободного времени подростков тесно связан с его структурой и содержанием.
Формы общения разделены на 3 группы:
интимно-личная (прогулки, просмотр телевизионных передач, разговоры по телефону, чтение художественной литературы),
социально-ориентированная (занятия спортом в различных детских объединениях, дискотеки)
стихийно-групповая (пение под гитару, бесцельное хождение по улицам, распитие спиртных напитков).
Настораживает то, что в последнее время все больше школьников выбирают стихийно-групповую форму общения. И даже среди подростков, предпочитающих интимно-личную
Слайд 10Созданные же в школах добровольные пожарные дружины вполне могут удовлетворить предъявляемым
подростками требованиям. Следует отметить, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом использования спортивной деятельности для активного воспитательного воздействия на формирование личности. Пожарный спорт позволяет подростку лучше оценить свои возможности, отвечает его стремлению самоутвердиться, найти свое место в жизни. Это, безусловно, очень важно, но, к сожалению, даже в тех школах, где спортивная работа ведется, как считается, на должном уровне, она рассматривается в основном как средство оздоровления, развития двигательной активности. При планировании и проведении спортивных мероприятий не ставится задача ознакомить детей с различными видами спорта, в том числе и пожарного.
Слайд 11К завершению периода неполного среднего образования учащийся должен знать:
-пожар как явление;
-основные характеристики горючей среды и источников зажигания;
-общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;
-элементарные способы тушения загораний;
-первичные средства пожаротушения и их возможности;
-основы профессии "пожарный";
-ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Учащийся должен уметь:
-оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;
-пользоваться первичными средствами пожаротушения;
-выполнять требования правил пожарной безопасности;
-проводить работу среди младших по недопущению пожаров.
Слайд 12Учебный центр по охране труда КГБПОУ
«Тальменский технологический техникум»
Вопрос 3.
Обучение
мерам пожарной безопасности.
Старший школьный возраст
(16-18 лет)
Слайд 13Показатель гибели старшеклассников на пожарах заметно ниже, чем дошкольников и подростков.
В этом возрасте дети уже не только знают основные причины пожаров и их последствия, но и умеют принимать меры к тушению мелких загораний. Они уже чувствуют себя настолько самостоятельными, что не считают нужным прятаться от взрослых, чтобы покурить; им не интересны сборища в землянках и сараях.
При обучении учащихся этого возраста правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск.
Слайд 14На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы:
первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.
В целях привлечения школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школах создаются дружины юных пожарных. Их работа организуется в соответствии с положениями о дружинах юных пожарных, клубах и других общественных организациях.
Слайд 15чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны,
необходимо учитывать следующие аспекты:
1. знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;
2. понимание, т.е. объяснение, интерпретация, экстраполяция;
применение полученных знаний;
3. анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;
4. синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;
5. оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;
6. навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т.д.
Слайд 16 К завершению среднего образования учащийся должен знать:
-динамику возникновения, развития и
тушения пожара;
-основные свойства горючей среды и источников зажигания;
-физико-химические основы горения;
-пожароопасные свойства основных веществ и материалов;
-причины пожаров и меры профилактики;
-принципы и способы тушения пожаров;
-основные средства пожаротушения;
-требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;
-первичные средства пожаротушения и их возможности;
-боевую работу пожарных подразделений;
-ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.
Учащийся должен уметь:
-оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;
-оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;
-пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;
-оказывать помощь пожарным подразделениям при тушении пожара;
-оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях продуктами сгорания.
Слайд 17Учебный центр по охране труда КГБПОУ
«Тальменский технологический техникум»
Вопрос 4.
Проведение
практических занятий по поведению учащихся при возникновении пожара в школе.
Слайд 18Чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех
присутствующих в школе через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах разработан порядок действий в случае пожара в школе. Последовательность действий персонала и учащихся школы разбита на 5 этапов (схема 1):
1. тревога (включение звуковой сигнализации);
2. вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, полиции;
3. эвакуация школы;
4. сбор всего состава школы в отведенном месте;
5. перекличка (проверка учащихся и персонала школы).
Слайд 19Тревога. Любой человек - ученик или член персонала школы - при
обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге (серия звонков) в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы.
Вызов пожарной охраны. О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефонам: 2-56-55, 01. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).
Слайд 20Эвакуация. Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по
одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.
Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, дает команду на отключение электропитания школы и немедленно должен проследовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.
Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.
Слайд 21 Сбор. Место сбора - у входа в школу. Придя на
место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там не расходясь.
Перекличка. По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам, каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски - при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.
По прибытии пожарной охраны начальника караула встречает директор школы и немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.
План график эвакуации _______________________________ школы при возникновении ЧС
Телефоны: пожарной охраны: 01, милиции 02, скорой помощи 03, МЧС 112. 2-2-112