Презентация, доклад на тему Общая психология. Лекция 3 Природа психики Презентация

Содержание

Вы выполнили домашнее задание, предложенное в нашей первой лекции? Почему представление о душе ассоциируется с изображением бабочки?

Слайд 1Наши первокурсники на линейке, посвященной 1 сентября Фото с сайта Гомельского

университета
Наши первокурсники на линейке, посвященной 1 сентября Фото с сайта Гомельского университета

Слайд 2Вы выполнили домашнее задание, предложенное в нашей первой лекции?
Почему представление

о душе ассоциируется с изображением бабочки?
Вы выполнили домашнее задание, предложенное в нашей первой лекции? Почему представление о душе ассоциируется с изображением бабочки?

Слайд 3Бабочка
– олицетворение души
в Древней Греции

Бабочка– олицетворение души в Древней Греции

Слайд 4Тема 3 Природа психики
Автор к.п.н. доц
А.А. Лытко

Тема 3 Природа психикиАвтор к.п.н. доц А.А. Лытко

Слайд 5Рекомендуемая литература
1 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.

В. Петровского. – М. : Академия, 1996. – 496 с.
2 Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И.Б. Гриншпун. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 146 с.

Рекомендуемая литература1 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М. : Академия,

Слайд 6План лекции
1 Донаучные представления о психике
2 Рождение научной психологии
3 Формирование

современных представлений о психике

План лекции1 Донаучные представления о психике 2 Рождение научной психологии3 Формирование современных представлений о психике

Слайд 7Оно часто связывалось с дыханием – тем, что приходит с рождением

и уходит со смертью (сравните: дыхание, дух, душа). Это существо было названо душой (в переводе на латинский «психе»), оно занималось расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши, ощущает кожа.

1 Донаучная психология

Представление о том, что в человеке живёт существо отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности.

Оно часто связывалось с дыханием – тем, что приходит с рождением и уходит со смертью (сравните: дыхание,

Слайд 81 Донаучная психология
Она живёт после ухода тела в царстве Аида, унесённая

туда Танатосом, и сохраняет, тем не менее, человеческие желания (например, тень Сизифа и там мучается усталостью).

В мифах античной Греции душа представала как своеобразный двойник тела, его копия, тень.

1 Донаучная психология Она живёт после ухода тела в царстве Аида, унесённая туда Танатосом, и сохраняет, тем

Слайд 91 Донаучная психология
Например, философ Гераклит (VI – V вв. до н.

э.) утверждал наличие огненной стихии – Психеи, - приобщенной к «космическому огню»: тем самым душа оказывалась причастной Космосу.
Демокрит (V – IV вв. до н. э.) предполагал, что душа состоит из атомов. Эти шарообразные атомы беспокойны и приводят тело в движение. Они способны к ощущению, благодаря чему в нас попадают тончайшие оболочки (образы, копии), отрывающиеся от вещей (материальность души).

Античные философы, как правило, отвергали представление о душе, как о тени, двойнике и не апеллировали к богам Олимпа, объяснявшим человеческое поведение.

1 Донаучная психология Например, философ Гераклит (VI – V вв. до н. э.) утверждал наличие огненной стихии

Слайд 101 Донаучная психология
в основе всего лежат идеи – вечные и неизменные

понятия. Они образуют мир, невидимый для нас – мировую душу. Человеческая душа родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем душа переселяется в тело человека и теряет гармоничность. Задача человека – вернуть гармонию через познание. Строго говоря, мы по Платону, не столько познаём, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в совершенстве.


Современник Демокрита Платон
утверждал, что

1 Донаучная психология в основе всего лежат идеи – вечные и неизменные понятия. Они образуют мир, невидимый

Слайд 11в основе всего лежат идеи – вечные и неизменные понятия. Они

образуют мир, невидимый для нас – мировую душу. Человеческая душа родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем душа переселяется в тело человека и теряет гармоничность. Задача человека – вернуть гармонию через познание. Строго говоря, мы, по Платону, не столько познаём, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в совершенстве.

1 Донаучная психология


Современник Демокрита Платон
утверждал, что

в основе всего лежат идеи – вечные и неизменные понятия. Они образуют мир, невидимый для нас –

Слайд 121 Донаучная психология
Первое систематическое описание психических явлений было предпринято около 2,

5 тысяч лет назад Аристотелем
в его трактате
«О душе».

Аристотель говорил о существовании
растительной души (её свойства – питание и ощущение), животной души (стремление, память и движение) и человеческой души (мышление).
Душа смертна вместе с телом, однако та часть человеческой души, которая называется теоретическим мышлением, по Аристотелю, бессмертна.
.

1 Донаучная психология Первое систематическое описание психических явлений было предпринято около 2, 5 тысяч лет назад Аристотелем

Слайд 13 Аристотель говорил о существовании
растительной

души (её свойства – питание и ощущение), животной души (стремление, память и движение) и человеческой души (мышление).
Душа смертна вместе с телом, однако та часть человеческой души, которая называется теоретическим мышлением, по Аристотелю, бессмертна.
.

1 Донаучная психология

Первое систематическое описание психических явлений было предпринято около 2, 5 тысяч лет назад Аристотелем
в его трактате «О душе».

Аристотель говорил о существовании растительной души (её свойства – питание и

Слайд 14 Но на этом мы остановим краткий обзор античной философской психологии

– из-за недостатка времени в нём упущено очень многое.
Наша задача – ввести вас в проблематику того, как исторически сформировался первый предмет психологии – душа – как нечто живое, дающее возможность движения, ощущения, мысли.
.

1 Донаучная психология

Т. о.,
в философии Древней Греции душа часто предстаёт как некое начало, родственное определённой стихии, или её воплощение.

Но на этом мы остановим краткий обзор античной философской психологии – из-за недостатка времени в нём

Слайд 15Псибабочка

Псибабочка

Слайд 161 Донаучная психология
автором таких работ, как
«Страсти души» и
«Рассуждение о

методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках».

Новая эпоха в развитии психологии была открыта в ХVII веке Рене Декартом (1596 – 1650), французским мыслителем,

1 Донаучная психология автором таких работ, как «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума

Слайд 171 Донаучная психология
автором таких работ, как
«Страсти души» и
«Рассуждение о

методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках».

Новая эпоха в развитии психологии была открыта в ХVII веке Рене Декартом (1596 – 1650), французским мыслителем,

1 Донаучная психология автором таких работ, как «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума

Слайд 181 Донаучная психология
Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как

дуализм, т. е. признание двух субстанций, обладающих независимыми свойствами.

Тело действует по законам механики. Нервные процессы так же протекают механически: по нервам – трубочкам (сейчас их называют афферентными путями) воздействие поступает в мозг, откуда по двигательным нервам (эфферентным) «животные духи» поступают к мышцам, заставляя их двигаться. Т. о., в этой
схеме была
предвосхищена идея рефлекса.

1 Донаучная психология Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т. е. признание двух

Слайд 19
Декарту принадлежит знаменитая фраза: «cogito ergo sum» - мыслю, следовательно, существую.


Т.о., душа по Декарту оказалась интеллектуализированной:
предметом психологии было объявлено сознание,
методом его изучения - «интроспекция»
(самонаблюдение).

1 Донаучная психология

Что касается души, то её главными составляющими являются интеллект, память,
чувство.
Т.е. впервые человеческая душа оказалась приравненной к сознанию.

Декарту принадлежит знаменитая фраза: «cogito ergo sum» - мыслю, следовательно, существую. Т.о., душа по Декарту оказалась интеллектуализированной:

Слайд 20План лекции
1 Донаучные представления о психике
2 Рождение научной психологии
3 Формирование

современных представлений о психике

План лекции1 Донаучные представления о психике 2 Рождение научной психологии3 Формирование современных представлений о психике

Слайд 21 2 Рождение научной психологии

Возникновение научной психологии связано с введением в неё

экспериментальных исследований и, в частности, с открытием Вильгельмом Вундтом (1832 – 1920) в Лейпциге (Германия) первой экспериментальной психологической лаборатории.

Говорят, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую историю, начавшуюся с середины ХIХ века.

2 Рождение научной психологииВозникновение научной психологии связано с введением в неё экспериментальных исследований и,

Слайд 22
Возникновение научной психологии связано с введением в неё экспериментальных исследований и,

в частности, с открытием Вильгельмом Вундтом (1832 – 1920) в Лейпциге (Германия) первой экспериментальной психологической лаборатории.

2 Рождение научной психологии

Говорят, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую историю, начавшуюся с середины ХIХ века.

Возникновение научной психологии связано с введением в неё экспериментальных исследований и, в частности, с открытием Вильгельмом Вундтом

Слайд 23 2 Рождение научной психологии

1863 – И.М. Сеченов пишет книгу «Рефлексы головного

мозга» на основе физиологических экспериментов;
1874 – В. Вундт пишет «Физиологическую психологию»;
1879 – в Лейпциге В. Вундт создает психологическую лабораторию;
1885 – в Казани (Россия)
В.М. Бехтерев создает психологическую лабораторию.
1923 – Л.С. Выготский в Гомеле открывает кабинет психологии.


Интересны
для
сравнения
даты
и
факты:

2 Рождение научной психологии1863 – И.М. Сеченов пишет книгу «Рефлексы головного мозга» на основе

Слайд 24 Рождение научной психологии
В. Вундт воспользовался тем, что успехи физики и химии

его времени объяснялись, прежде всего, методом расчленения вещества на составляющие его простейшие элементы. Именно приблизившись к этим простейшим элементам, учёные в этих науках смогли подступиться к
созданию новых
теорий.

В.Вундта заинтересовала структура сознания, в связи с чем, его направление называется структура-
листским.

Рождение научной психологииВ. Вундт воспользовался тем, что успехи физики и химии его времени объяснялись,

Слайд 25 2 Рождение научной психологии



Роль психологии заключается в

том, что бы дать как можно более детальное описание этих элементов.

Применяя метод экспериментальной интроспекции, последователи этого подхода установили, что основным материалом сознания являются ощущения, образы и чувства.

2 Рождение научной психологии    Роль психологии заключается в том, что бы

Слайд 26 2 Рождение научной психологии
Например, В. Вундт нашёл, что эмоциональная сфера существует

в трёхмерном пространстве: удовольствие – неудовольствие; возбуждение – успокоение; напряжение – разрядка.


Роль психологии заключается в том, что бы дать как можно более детальное описание этих элементов.

2 Рождение научной психологииНапример, В. Вундт нашёл, что эмоциональная сфера существует в трёхмерном пространстве:

Слайд 27 2 Рождение научной психологии

Проблема заключается не в том, что бы узнать,

из чего построено сознание, а что бы понять его функцию и роль в выживании индивида.


Приблизительно тогда же в США сложился так называемый функционалистский подход к психике. Автор этого подхода - Вильям Джеймс
(1842 - 1910). Он был вдохновлён эволюционной теорией Дарвина.

2 Рождение научной психологииПроблема заключается не в том, что бы узнать, из чего построено

Слайд 28
Проблема заключается не в том, что бы узнать, из чего построено

сознание, а что бы понять его функцию и роль в выживании индивида.


2 Рождение научной психологии

Приблизительно тогда же в США сложился так называемый функционалистский подход к психике. Автор этого подхода - Вильям Джеймс
(1842 - 1910). Он был вдохновлён эволюционной теорией Дарвина.

Проблема заключается не в том, что бы узнать, из чего построено сознание, а что бы понять его

Слайд 29 2 Рождение научной психологии
Роль сознания - в том, чтобы дать индивиду

возможность приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, возникающим с утра до вечера, от рождения до смерти, либо повторяя выработанные формы поведения, либо изменяя их при необходимости, либо осваивая новые действия, если того
требует ситуация.


Проблема заключается не в том, что бы узнать, из чего построено сознание, а чтобы понять его функцию и роль в выживании индивида.

2 Рождение научной психологииРоль сознания - в том, чтобы дать индивиду возможность приспосабливаться к

Слайд 30 2 Рождение научной психологии
Главное не то, каков объективный мир, а то,

как человек чувствует себя в нём. А это зависит от того, каким он видит мир, точнее – каким он его себе выстраивает во внутреннем плане. Задача души – «приспособиться» к миру за счёт того, что из ощущений выстраивается мир, удобный для субъекта, хотя, может быть и не соответствующий объективному.

Роль сознания - в том, чтобы дать возможность приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, либо повторяя выработанные формы поведения, либо изменяя их при необходимости, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация.
.

2 Рождение научной психологииГлавное не то, каков объективный мир, а то, как человек чувствует

Слайд 31 2 Рождение научной психологии
Из этого следует, что субъективные миры уникальны и

неповторимы, особенно это относится к самосознанию и самооценке Я.
В. Джеймсу принадлежит идея о двойственности Я, которое выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект (проанализируйте фразу типа: «Я недоволен собой»).

Главное не то, каков объективный мир, а то, как человек чувствует себя в нём. А это зависит от того, каким он видит мир, каким он его себе выстраивает во внутреннем плане. Задача души – «приспособиться» к миру за счёт того, что из ощущений выстраивается мир, удобный для субъекта, хотя, может быть и не соответствующий объективному.
.

2 Рождение научной психологииИз этого следует, что субъективные миры уникальны и неповторимы, особенно это

Слайд 32План лекции
1 Донаучные представления о психике
2 Рождение научной психологии
3 Формирование

современных представлений о психике

План лекции1 Донаучные представления о психике 2 Рождение научной психологии3 Формирование современных представлений о психике

Слайд 33 3 Формирование современных представлений о психике

Одним из наиболее важных

подходов для развития современной психологии явился психоанализ. Он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856 – 1940). Научные заключения З. Фрейда изменили представления о психике.

Поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным. Само по себе существование бессознательного в психике признавалось и до Фрейда, однако динамика отношений между бессознательным и сознанием, их механизм впервые были поставлены в центре внимания именно им. Это означало изменение предмета психологии.

3 Формирование современных представлений о психике  Одним из наиболее важных подходов для развития

Слайд 34Поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько

бессознательным. Само по себе существование бессознательного в психике признавалось и до Фрейда, однако динамика отношений между бессознательным и сознанием, их механизм впервые были поставлены в центре внимания именно им. Это означало изменение предмета психологии.


Одним из наиболее важных подходов для развития современной психологии явился психоанализ. Он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856 – 1940). Научные заключения З. Фрейда изменили представления о психике.

Формирование современных представлений о психике

Поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным. Само по себе существование бессознательного

Слайд 35 3 Психология в ХХ столетии


Эти желания продолжают действовать без ведома человека,

проявляясь в сновидениях, оговорках, невротических нарушениях, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а так же оказывая влияние на выбор профессии или на творчество.


К бессознательному (обозначаемому Фрейдом как Оно) относятся те желания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации.

Формирование современных представлений о психике

3 Психология в ХХ столетииЭти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях,

Слайд 36Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит способы обойти цензуру. Сновидения,

фантазии, оговорки и прочее – всё это язык символов, который может быть прочитан и расшифрован психоаналитиком.
Его задача – помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить травматические переживания, которые были вытеснены, перевести их в сознание и как бы прожить заново.



Сексуальные побуждения человека (энергия либидо) подавляются в наибольшей степени в силу различных социальных ограничений, образующих своеобразную цензуру. Конфликт влечения и запрета – причина сложностей и страданий, которые испытывает человек.

Формирование современных представлений о психике

Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит способы обойти цензуру. Сновидения, фантазии, оговорки и прочее – всё

Слайд 37Карикатура
русского художника
С.Л. Кузнецова (1989 г.), выполненная в манере двойственных

изображений: лицо Фрейда или тело обнаженной женщины? Интересно, что если мы видим в рисунке в первую очередь обнаженную женщину, то, с точки зрения психоанализа, это вполне объяснимо и нормально. А вот если вместо обнаженной женщины мы видим бородатого мужика, то что бы это значило?
Карикатура русского художника С.Л. Кузнецова (1989 г.), выполненная в манере двойственных изображений: лицо Фрейда или тело обнаженной

Слайд 38

Альфред Адлер
Карл Густав Юнг
Вильгельм Райх
Карен Хорни


Целый ряд талантливых последователей З.

Фрейда продолжили исследования динамики отношений между сознанием и бессознательным.

Формирование современных представлений о психике

Альфред АдлерКарл Густав ЮнгВильгельм РайхКарен Хорни Целый ряд талантливых последователей З. Фрейда продолжили исследования динамики отношений между

Слайд 39Особенно острой эта проблема была для США, что объяснялось своеобразием прагматического

подхода к изучению человека, его нервно-психических ресурсов. Об этом свидетельствовал функционализм. Однако функционалистское направление было бессильно в объяснении причин человеческих поступков. На этой почве зародилось новое психологическое течение – бихевиоризм. Это слово происходит от английского «behaviour» - поведение.

Развитие экономики и социальных отношений в ХХ веке, расширение областей человеческой деятельности привели к постановке новых задач перед психологией.

Особенно острой эта проблема была для США, что объяснялось своеобразием прагматического подхода к изучению человека, его нервно-психических

Слайд 40Центральным понятием нового психологического направления явилось поведение, которое понималось как совокупность

реакций человека. Уотсон говорил, что «поток сознания мы заменяем потоком активности», т. е. любые формы поведения человека он объяснял наличием определённого внешнего воздействия стимула.



Основоположник бихевиоризма - Джон Бродес Уотсон (1878 – 1958).

Центральным понятием нового психологического направления явилось поведение, которое понималось как совокупность реакций человека. Уотсон говорил, что «поток

Слайд 41Центральным понятием нового психологического направления явилось поведение, которое понималось как совокупность

реакций человека. Уотсон говорил, что «поток сознания мы заменяем потоком активности», т. е. любые формы поведения человека он объяснял наличием определённого внешнего воздействия стимула.


Основоположник бихевиоризма Джон Бродес Уотсон (1878 – 1958).

Центральным понятием нового психологического направления явилось поведение, которое понималось как совокупность реакций человека. Уотсон говорил, что «поток

Слайд 42Это говорит о том, что каждой ситуации (или стимулу) соответствует определённое

поведение (или реакция).
Согласно идее Дж. Уотсона, наблюдая какую-нибудь реакцию, мы можем судить о вызвавшем её стимуле, и наоборот: зная характер стимула, можно предвидеть последующую реакцию.



Так появилась известная формула бихевиоризма «стимул-реакция»:
S  R

Это говорит о том, что каждой ситуации (или стимулу) соответствует определённое поведение (или реакция).  Согласно идее

Слайд 44
По
мнению бихевиористов, осознание человеком своих субъективных переживаний совершенно бесполезно для

исследователя.

Бихевиористы считали, что этой формулой можно описать любую активность поведения, а то, что известно о сознании следует изгнать из науки.

По мнению бихевиористов, осознание человеком своих субъективных переживаний совершенно бесполезно для исследователя.Бихевиористы считали, что этой формулой можно

Слайд 45 3 Психология в ХХ столетии


Они должны быть заменены объективными описаниями, дающими

возможность «измерить» чувство страха или степень увлечённости.

Поэтому, например, психологические оценки «этот ребёнок боится собаки» или «я влюблён в эту женщину» в научном плане ничего не означают.

3 Психология в ХХ столетииОни должны быть заменены объективными описаниями, дающими возможность «измерить» чувство

Слайд 46 3 Психология в ХХ столетии

Экспериментальные протоколы бехевиористов содержали бы следующую информацию:


«…слёзы и дрожь у ребёнка усиливаются, когда к нему приближается собака, и слабеют при её удалении».



«Этот ребёнок боится собаки»

3 Психология в ХХ столетииЭкспериментальные протоколы бехевиористов содержали бы следующую информацию: «…слёзы и дрожь

Слайд 47 3 Психология в ХХ столетии

Экспериментальные протоколы бехевиористов содержали бы следующую информацию:


«…при встрече с этой женщиной сердце у меня бьётся сильнее, а зрачки расширяются»



«Я влюблён
в эту женщину»

3 Психология  в ХХ столетииЭкспериментальные протоколы бехевиористов содержали бы следующую информацию: «…при встрече

Слайд 48Дж. Уотсон в своей книге «Бихевиоризм» (1925 г.) писал: «Дайте мне

дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребёнка, я выращу из него такого специалиста, которого вы назовёте: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, признания или расовой принадлежности его родителей».

Уотсон руководствовался концепцией условных рефлексов И.П.Павлова, т.к. считал, что любая новая форма поведения формируется на основании механизма возникновения условных рефлексов.

Дж. Уотсон в своей книге «Бихевиоризм» (1925 г.) писал: «Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность

Слайд 49Заслуга бихевиоризма: он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, разработал

методологию и технику эксперимента. Предметом психологии он сделал поведение; его приложения – педагогика и психотерапия – предполагают формирование нужных реакций и исправление ошибочных.



Наиболее известные последователи-бихевиористы:
Эдуард Торндайк (1874-1949),
Эдуард Толмен (1886-1959),
Беррес Скиннер (1904-1990).

Заслуга бихевиоризма: он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, разработал методологию и технику эксперимента. Предметом психологии

Слайд 50
Основные исследования им были проведены в области изучения восприятия.
Важнейшими понятиями

здесь были определены фигура и фон. Свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства её частей.



Новый взгляд на предмет психологии был разработан в русле гештальтпсихологии (с нем. – психология формы, целостности). Её основателем является немец Макс Вертгеймер (1880 – 1943).

Основные исследования им были проведены в области изучения восприятия. Важнейшими понятиями здесь были определены фигура и фон.

Слайд 51
Свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства её частей.















3

Формирование современных представлений о психике
Свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства её частей.   3 Формирование современных представлений

Слайд 52













3 Формирование современных представлений о психике
К. Вертгеймер

3 Формирование современных представлений о психикеК. Вертгеймер

Слайд 53 3 Формирование современных представлений о психике

3 Формирование современных представлений о психике

Слайд 54Усмотрение новой фигуры из фона основано на переструктурировании,
т. е. на

нахождении новых отношений между элементами.

В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. Фигура выделяется из фона.

3 Формирование современных представлений о психике

Усмотрение новой фигуры из фона основано на переструктурировании, т. е. на нахождении новых отношений между элементами.В нашем

Слайд 55Скала у моря?

Скала у моря?

Слайд 56Что вы видите –
женщину или лицо?

Что вы видите – женщину или лицо?

Слайд 58 3 Психология в ХХ столетии

Он считал, что идея целостности означает понимание

индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду.

Идея целостности из психологии познавательных процессов проникла в область психологии личности.
Например, американский психолог Фредерик Перлз (1893 – 1970) создал одно из влиятельных направлений – гештальттерапию.

3 Формирование современных представлений о психике

3 Психология  в ХХ столетииОн считал, что идея целостности означает понимание индивида, как

Слайд 59 3 Формирование современных представлений о психике
У здорового индивида она подвижна, допуская

и контакт со средой, и уход из неё.
Контакт Пёрлз считает формированием гештальта, уход – завершением. Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершённых гештальтов, т. е. «незаконченных», неотреагированных проблем.


В этом единстве, однако, обозначается «контактная граница» между индивидом и средой.

3 Формирование современных представлений о психикеУ здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со

Слайд 603 Формирование современных представлений о психике

Итак, предметом исследования в гештальтпсихологии оказались

целостные структуры (гештальты), её идеи сегодня используются во многих практических приложениях.
3 Формирование современных представлений о психикеИтак, предметом исследования в гештальтпсихологии оказались целостные структуры (гештальты), её идеи сегодня

Слайд 61Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Основные этапы развития представлений  о предмете психологии

Слайд 62Дом. задание: подготовиться к обсуждению, используя материалы
а) по Петровскому, гл.1,

главка
«Из истории психологических учений»;
б) по Гриншпуну,
«Раздел III Становление предмета психологии»

Дом. задание: подготовиться к обсуждению, используя материалы а) по Петровскому, гл.1, главка «Из истории психологических учений»; б)

Слайд 63Как найти материалы по общей психологии на сайте Гомельского университета им.

Ф скорины

Факультеты / Факультет психологии и педагогики / Учебно-методические материалы / Учебный процесс / 1-23 01 04 Психология / 1 курс / Общая психология 1 семестр /
 
Общая психология СУРС материалы 1 курс 1 сем;
Общая психология Программа и вопросы

Как найти материалы по общей психологии на сайте Гомельского университета им. Ф скориныФакультеты / Факультет психологии и

Слайд 64Творческих
успехов!!!

Творческих успехов!!!

Слайд 65На третьем курсе вам понадобится эта книга

На третьем курсе вам понадобится эта книга

Слайд 66https://www.ljubljuknigi.ru
Приобрести книгу можно,
заказав ее на сайте по указанному вверху

адресу
https://www.ljubljuknigi.ruПриобрести книгу можно,  заказав ее на сайте по указанному вверху адресу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть