Презентация, доклад на тему Общая психология. Лекция 14 Сознание и бессознательное

Содержание

План лекции 1 Сознание и его характеристики2 Подсознание3 Надсознание

Слайд 1Тема Сознание и бессознательное в психике

Тема Сознание и бессознательное в психике

Слайд 2
План лекции
1 Сознание и его характеристики
2 Подсознание
3 Надсознание

План лекции 1 Сознание и его характеристики2 Подсознание3 Надсознание

Слайд 3Вспомним. По Л.С. Выготскому человек принципиально отличается от животного тем, что

он овладел природой с помощью орудий. Но он научился овладевать и собственными психическими функци- ями. Для этого человек также использует орудия, но орудия психологические — знаки.
Знаки имеют культурное происхождение, а наиболее совершенной системой их является речь.
Слово, как составная часть речи, встраиваясь в натуральную психическую функцию, превращает ее в высшую. Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=335417143493418&set=pcb.335423743492758&type=3&theater

Вспомним. По Л.С. Выготскому человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий.

Слайд 4 Двигаемся дальше.
Благодаря психологическому орудию — речи — высшие психические

функции человека связываются в единое целое, образуя сознание.
Структура сознания своеобразна в каждом возрасте жизни. Знак завязывает конфигурации высших психических функций.
Обладая свойством объективного значения, слово-знак приобретает и свойства смысловые, связанные с индивидуальными переживаниями.


Смысловая система человека динамична. Она также образует сознание.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=335417143493418&set=pcb.335423743492758&type=3&theater

Двигаемся дальше. Благодаря психологическому орудию — речи — высшие психические функции человека связываются в единое целое,

Слайд 5Завершим
Речь, будучи знаково-смысловой системой, по сути экранирует внешний мир на психику

человека.
Но углубляясь в мир предметный, осваивая значение слова, формируя понятийную систему, человек углубляется в свой внутренний мир. По сути, сознание представляет беззвучный диалог с самим собой. Оно приобретает новую структуру — самосознание.
Сознание, таким образом — гештальт всех высших психических функций человека с их многообразными свойствами, взаимосвязями, структурами.

ЗавершимРечь, будучи знаково-смысловой системой, по сути экранирует внешний мир на психику человека. Но углубляясь в мир предметный,

Слайд 6Сознание: основные характеристики
В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы,

с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий в сознании складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач через использование понятий. Нарушение, не говоря уже о полном распаде, любого из познавательных процессов неизбежно становится расстройством сознания.

Первая его характеристика — в самом названии: со-знание. Оно включает в себя совокупность знаний о мире. "Способ, каким существует сознание ..., это — знание" (К.Маркс).

Сознание: основные характеристикиВ структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает

Слайд 7Сознание: основные характеристики
В со-знание человека неизбежно входит мир чувств, где находят

отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Вторая характеристика — включение в его состав определенного отношения.
"Мое отношение к моей среде
есть мое сознание" (К.Маркс).

Сознание: основные характеристикиВ со-знание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего

Слайд 8Сознание: основные характеристики
Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.

е. направить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек делает сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я" от "не-Я" — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – самосознание, закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я" человека и его "не-Я".

Сознание: основные характеристикиЧеловек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. направить психическую деятельность на исследование

Слайд 9Сознание: основные характеристики
Функция сознания - формирование целей деятельности.

При этом взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход действий и вносятся коррективы.
Всякое нарушение возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее коррекцию рассматривается как нарушение сознания.

Четвертая - обеспечение целеполагания, т.е. способности человека ставить перед собой цели. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» (К. Маркс).

Сознание: основные характеристики   Функция сознания - формирование целей деятельности. При этом взвешиваются ее мотивы, принимаются

Слайд 10Итак, основные характеристики сознания:
Знание
Отношение
Самосознание
Целеполагание

Итак, основные характеристики сознания:ЗнаниеОтношениеСамосознаниеЦелеполагание

Слайд 11Выделение сферы сознания человека позволяет однозначно провести грань между осознаваемым и

неосознаваемым в деятельности психики (П.В. Симонов).

В обширной сфере неосознаваемого психического различаются минимум две группы явлений:
подсознание и
надсознание.
Выделение сферы сознания человека позволяет однозначно провести грань между осознаваемым и неосознаваемым в деятельности психики (П.В. Симонов).

Слайд 12
План лекции
1 Сознание и его характеристики
2 Подсознание
3 Надсознание

План лекции 1 Сознание и его характеристики2 Подсознание3 Надсознание

Слайд 13К подсознанию принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать

осознаваемым в определенных условиях.
К подсознанию принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях.

Слайд 14 К подсознанию принадлежит то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым

:

1) доведенные до автоматизма и потому переставшие осознаваться навыки (например, гигиенические, навыки пианиста, давно забывшего, как именно следует действовать тем или иным пальцем);


2) вытесненные из сознания мотивационные конфликты, суть которых становится ясна только благодаря специальным усилиям психотерапевта;

К подсознанию принадлежит то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым : 1) доведенные

Слайд 15 К подсознанию принадлежит то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым

:

3) глубоко усвоенные социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «веление долга» и т.п. (межличностное происхождение совести закреплено в самом названии феномена: совесть, т.е. весть, в которой незримо присутствует некто иной);

4) проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагают использование ранее накопленного опыта (врач, ставящий диагноз, лишь мельком взглянув на больного, нередко не может объяснить, какие именно признаки болезни побудили прийти к такому заключению);

К подсознанию принадлежит то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым : 3) глубоко усвоенные социальные

Слайд 16 К подсознанию принадлежит то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым

:


5)субсерное (подпороговое) восприятие – ответная реакция, вызываемая такими раздражителями, о влиянии которых человек не может дать себе отчета (неслышимые звуки, невидимые сигналы и т.п.);

6) сновидение, оговорка, аффект, бред, галлюцинация, гипноз, идентификация (отождествление, принятие на себя чьей-либо роли),
паника (эмоциональное заражение) и др.

К подсознанию принадлежит то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым :  5)субсерное (подпороговое) восприятие

Слайд 17Подчеркнем, что ранее осознававшийся опыт (навыки, знание симптомов болезни, нормы поведения

- не единственный канал, наполняющий подсознание конкретным содержанием. Имеется и прямой путь, минующий рациональный контроль сознания. Это механизмы имитационного поведения.

Именно прямое воздействие на подсознание приводит к тому, что пример взрослых нередко формирует

личность ребенка больше, чем разъяснения правил поведения.

Грамматические структуры языка усваиваются ребенком путем имитации задолго до того, когда он осознает эти правила на уроках.

Подчеркнем, что ранее осознававшийся опыт (навыки, знание симптомов болезни, нормы поведения - не единственный канал, наполняющий подсознание

Слайд 18
План лекции
1 Сознание и его характеристики
2 Подсознание
3 Надсознание

План лекции 1 Сознание и его характеристики2 Подсознание3 Надсознание

Слайд 19Перейдем к характеристике второй разновидности неосознаваемого психического – сверхсознания, или надсознания.


Деятельность надсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества – порождения гипотез, догадок, творческих озарений (т.н. инсайт-решений).

Перейдем к характеристике второй разновидности неосознаваемого психического – сверхсознания, или надсознания. Деятельность надсознания (творческой интуиции) обнаруживается в

Слайд 20 Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляют трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в

памяти человека, первичное замыкание новых временных связей в коре головного мозга. Однако это не случайное рекомбинирование.

По каким-то еще неведомым нам законам надсознание осуществляет первичный отбор возникающих рекомбинаций и предъявляет сознанию только те из них, которым присуща вероятность их соответствия реальности. Вот почему самые «безумные идеи» ученого принципиально отличны от патологического безумия душевнобольных и фантасмагории сновидений.

П.В. Симонов советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог, академик РАН (1926-2002)

 Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляют трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти человека, первичное замыкание новых временных

Слайд 21Возникновение новой, ранее не существовавшей информации не контролируется осознанным волевым усилием:

сознанию подаются только результаты этой деятельности. Порождение такой информации называют творческой интуицией.

Однако творческая интуиция (лат. – догадка, проницательность) не игра случайностей, хоть и носит непредсказуемый характер.

Например, никакое генерирование идей без обширнейших знаний свойств химических элементов не привело бы к открытию Менделеевым периодического закона.

Материал для своей рекомбинационной деятельности сверхсознание (надсознание) черпает и в осознаваемом опыте и в резервах подсознания.
Возникновение новой, ранее не существовавшей информации не контролируется осознанным волевым усилием: сознанию подаются только результаты этой деятельности.

Слайд 22Таким образом, психическая деятельность человека имеет 3-х уровневую структуру:
сознание, подсознание

и надсознание.

Подсознание возникло в процессе длительной эволюции как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок.
Сверхсознание защищает рождающиеся гипотезы от преждевременного вмешательства сознания. Не будь этой защиты, здравый смысл, догматизм прочно усвоенных знаний, очевидность непосредственно наблюдаемого душили бы «гадкого утенка», не дав ему превратиться в «прекрасного лебедя» открытий.
За сознанием же остаются важнейшие функции формулировки проблемы и постановки ее перед познающим умом, а также вторичный отбор порождаемых надсознанием гипотез.
Таким образом, психическая деятельность человека имеет 3-х уровневую структуру: сознание, подсознание и надсознание.Подсознание возникло в процессе длительной

Слайд 23
План лекции
1 Сознание и его характеристики
2 Подсознание
3 Надсознание
Материал лекции исчерпан.

План лекции 1 Сознание и его характеристики2 Подсознание3 НадсознаниеМатериал лекции исчерпан.

Слайд 24СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть