Слайд 1Обмен опытом
«Организация обучения обучающихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования».
Подготовила
учитель начальных классов
МКОУ Марченковская ООШ
Бувалко Анна Сергеевна
Слайд 3 Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его к
жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.
Слайд 4Достижение этой цели - серьезный и нелегкий труд не только для
ребенка, но и для родителей и педагогов.
Для детей с особыми образовательными способностями эта задача усложняется:
дети с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения со стороны взрослых. Образовательный процесс является важнейшим фактором, определяющим дальнейшую судьбу ребенка.
Слайд 5 Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в
деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности
(В.И. Лубовский, 2003).
Слайд 6Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в
которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением в развитии является его включение в жизнь социума и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем.
Слайд 7 В Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями) отмечено: «Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».
Слайд 8 Интеграцию в общество человека с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и
результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей (Л.И. Аксенова).
Слайд 9Инклюзивное обучение предполагает, что:
дети с ОВЗ учатся вместе с детьми с
сохранными психофизическими возможностями в обычной школе;
организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья специалисты (учителя-дефектологи, психолог, социальный педагог и др.);
создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (санитарно-гигиенические, материально-технические, методические и др.);
дети с ОВЗ получают возможность жить вместе с родителями;
дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование в соответствии с их образовательными потребностями для дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Слайд 10 Инклюзивное (включенное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения (А. Шпагина).
Слайд 11Структура инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы
должна включать в себя:
1. Разработку философии, поддерживающей соответствующую инклюзивную практику
2. Всестороннее планирование инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. В процесс создания инклюзии детей с ограниченными возможностями включаются все учителя и администрация школы.
4. Включение родителей
5. Методическое обучение учителей, специалистов, всех участников процесса инклюзии.
Слайд 12 Для качественной организации образовательного процесса необходимо соблюдение организационно-педагогических условий:
1. Лицензия на
проведение специального (коррекционного) обучения.
2. Наличие психолого-медико-педагогического консилиума.
3. Положение об интегрированном обучении
Слайд 13 Система инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом
ряда специальных принципов (Л.С. Выготский):
учет возрастных психофизических возможностей детей;
- постоянное изучение детей в динамике их развития и выявление психических новообразований;
- равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе обучения;
- единство диагностики и коррекции развития (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов);
- развивающий характер обучения;
- деятельностный подход к обучению
Слайд 14Инклюзивное образование предполагает создание учебного плана на каждого ученика, имеющего ограниченные
возможности здоровья, включающего как общеобразовательную программу, так и коррекционно-развивающую.
Слайд 15 В структуре личностного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья преобладают
главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент.
Слайд 16 Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети
могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Слайд 17 К сожалению, традиционная форма ведения урока или занятия не дает детям
данной категории возможности непосредственной деятельности.
Эти дети быстро пресыщаются заданиями, теряют внимание, выражают неудовольствие, истощаются.
Слайд 18Большинство специалистов в области специальной педагогики и психологии (Д.В. Зайцев и
др.) переходят на систему использования нетрадиционных, в основном, психотерапевтических, методов обучения, где главным побуждающим фактором деятельности ребенка является – привлекательность задания,
опора на эмоциональные потребности, практические действия,
двигательная активность.
Слайд 19Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
В специальном образовании распространена коллективная
предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
Слайд 20 Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
Слайд 21 Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует
моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.
Слайд 22 Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию
различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие.
Переживания стимулируют развитие интеллекта.
Слайд 24 При изучении темы, материал распределяется фронтально, и учащиеся получают знания того
уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Слайд 25 Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы
соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.
Слайд 27Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и
определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым);
Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти);
Слайд 28Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук;
Развитие и коррекция
трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;
Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Слайд 29 Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.
Удачи и терпения!
Принцип педагогического оптимизма